В феврале 2006 года аналитики ЗАО "Ренессанс Капитал" опубликовали исследование "Украинская электроэнергетика. Игра в реформу", согласно которому общая сумма неплатежей украинских электроэнергетических компаний составляет 17 млрд гривен, то есть более $3 млрд. Ситуацию прокомментировал в интервью корреспонденту ИА REGNUM украинский политолог Роман Игнатович:

В этой связи мне представляется интересным еще один момент - цена электроэнергии на внутреннем рынке Украины составляет 3,9 центов за кВт ч, а цена продажи Молдавии - 2,5 цента, а потом, на внутреннем рынке Молдавии, эта цена возрастает уже до 6 центов. При этом за весь 2005 год в Молдавию было отпущено 801,73 млн кВт ч и, в то же время, только за январь 2006 года - 139,88 млн - это почти объем трех месяцев прошлого года.

Возникает вопрос: почему для рынка страны, где внутренняя цена почти на 50% выше, чем на Украине, электроэнергия отпускается по искусственно заниженной цене? Почему, опять-таки, украинский потребитель вынужден платить 3,9 центов за кВт ч, тогда как очевидна возможность отпускать ее по более низкой цене?

ИА REGNUM: Не связано ли это с тем, что энергетический комплекс Украины почти полностью контролируется государством, которое определяет и контролирует поставки?

Безусловно. Причем, это вопрос не столько политических приоритетов, сколько личных интересов отдельных государственных чиновников Украины. Именно поэтому, столь важный для экономики страны, вопрос разгосударствления энергетической отрасли тормозится, на что и указывают аналитики "Ренессанса" в своем исследовании.

ИА REGNUM: Президент Украины Ющенко еще в мае 2005 года поставил вопрос о целесообразности существования Национальной акционерной компании "Энергетическая компания Украины" (НАК ЭКУ), которая подотчетна Минтопэнерго Украины и контролирует почти всю энергетическую отрасль страны. Однако никаких действий по ликвидации компании так и не последовало. Более того, в течение 2005 года четыре раза сменилось ее руководство. Как вы думаете, что мешает Ющенко ликвидировать НАК ЭКУ?

Откровенно говоря, Ющенко тогда и Ющенко сегодня - это два разных человека. Раньше мы ему верили, мы шли за ним, мы 3 месяца стояли на Майдане, и что мы видим теперь? Он все забыл, он забыл "идеалы Майдана".

Простите за излишнюю эмоциональность. Я не хочу никого лично обвинять, но уж больно странно наблюдать все происходящее. По сути, украинский народ просто обворовывают. И происходит это, я полагаю, по следующей схеме. Электроэнергия по внутренней цене 3,9 центов за кВт ч продается в Молдавию по 2,5 цента, таким образом, получается разница в 1,4 цента. Далее: в Молдавии эта электроэнергия продается уже по цене 6 центов за кВт ч, то есть разница получается уже в 3,5 цента. И этот общий остаток оседает, я думаю, в карманах украинских и молдавских чиновников, между которыми существуют на этот счет договоренности, и которые, таким образом, обогащаются за счет простого потребителя.

Эти сомнительные аферы отдельных чиновников от энергетики, приводящие к их личному обогащению, не могут, на мой взгляд, осуществляться без поддержки правительства и, возможно даже, президента Украины. Поэтому неудивительно, что НАК ЭКУ до сих пор существует, и процесс приватизации энергетического комплекса Украины фактически стоит на месте.

И о каком стремлении Украины в Европу можно в этой ситуации говорить, когда во всем цивилизованном мире энергетическая сфера экономики давно уже вышла из под контроля государства? Как демократа, меня возмущает такое безответственное и попустительское отношение государства к деятельности отдельных коррумпированных чиновников.

Молдавия, кстати, член ВТО, то есть государство с рыночной экономикой. А Украина членом ВТО не является, но, почему-то, помогает при этом Молдавии. Когда Россия предлагает нам покупать газ по европейской цене, то мы на это соглашаемся, для нас это - цена нашей свободы. Так почему же мы в таком случае не продаем электроэнергию члену ВТО Молдавии по европейским ценам? Почему Украина должна кормить Молдавию?

ИА REGNUM: Аналитики "Ренессанса" связывают проблемы энергетического комплекса Украины с устарелостью и несовершенством нормативно-правовой базы, его регулирующей. Из-за этого процессы реформирования и приватизации отрасли идут с большим отставанием от запланированных сроков. По их прогнозам, какие-то, законодательно подкрепленные изменения, могут произойти лишь при политической поддержке нового правительства Украины. Каким, на ваш взгляд, должно быть это правительство?

Я считаю, что новый состав Верховной Рады, который будет избран 26 марта 2006 года, должен с большой ответственностью подойти к формированию правительства. То обстоятельство, что Верховная Рада, а не президент будет формировать новое правительство, как это происходит в странах Европы, само по себе вселяет надежду.

Сейчас, год спустя, мы видим, что многие наши товарищи, с которыми мы вместе отстаивали "идеалы Майдана", боролись за право жить на своей земле так, как нам этого хочется, предали эти идеалы ради сиюминутной личной наживы. Хочется верить, что предстоящие выборы в Верховную Раду смогут изменить положение в стране и будут при этом не последними свободными выборами на Украине. Вся надежда на выборы.