Инвестиции иностранного капитала в Литву всегда вызывали неудовлетворение литовских экспертов. По количеству иностранных инвестиций Литва отставала от двух других прибалтийских государств, особенно от Эстонии. Чтобы изменить ситуацию, был предпринят ряд шагов, в частности - уменьшен до 15% налог на прибыль. Кроме того, большие надежды были возложены на вступление Литвы в Евросоюз, которое должно было направить в Литву поток иностранного капитала.

Сегодня в Литве с горечью вынуждены констатировать, что ожидаемого бума прямых иностранных инвестиций не состоялось. Среди множества причин можно выделить две главные: вступление в ЕС неожиданно принесло Литве свои минусы, в частности сильный отток рабочей силы и соответствующее подорожание оставшейся рабочей силы на местах. Инвесторы стали предпочитать страны, где труд стоит намного меньше, чем в Литве. Второй причиной, и на этом сходятся почти все литовские эксперты, является бюрократическая система, не позволяющая инвесторам быстро и эффективно осуществлять свои замыслы. Достаточно сказать, что в Литве до сих пор отсутствует принцип "единого окошка", когда инвестор освобожден от надобности бегать по разным учреждениям. Высоким для Литвы как для члена ЕС остается и уровень коррупции в стране.

Среди прочих причин, отпугивающих прямых инвесторов, называют также достаточно высокий подоходный налог для населения. Хотя налог на прибыль для капитала составляет всего 15%, однако живущие с зарплаты литовцы платят сегодня государству 33%. В других странах, где налог на зарплату гораздо ниже, работодатель может платить работнику за тот же труд гораздо меньше, то есть ему гораздо легче поддерживать привлекательный уровень зарплаты. Правда, в настоящее время в Литве принято решение провести налоговую реформу, в результате которой налог на зарплату уменьшится до 24%. Однако реформа будет проходить в два этапа и осуществится только через три года. С середины 2006 года подоходный налог в Литве снизится с 33 до 27%, а с 2008 г. - до 24%.

Внешне, правда, заметен рост прямых инвестиций, но их уровень изначально настолько низок, что приводит литовских экспертов в уныние. Согласно данным Банка Литвы (Центробанк), в 2004 г. прямые инвестиции выросли в 3,9 раза и достигли 2,15 млрд литов (более 700 млн долларов). Но предыдущие годы вообще были катастрофические в этом смысле для Литвы, например в 2003 г. в Литву прямо иностранным капиталом была инвестирована смехотворно малая сумма, всего 552,2 млн литов (около 200 млн долларов).

Так что даже после того, как в 2004 г. прямые инвестиции выросли почти в 4 раза, полученная сумма все равно остается настолько низкой, что даже не достигает уровня 2002 г., когда в Литву иностранный капитал инвестировал 2,6 млрд литов. Однако и эта последняя сумма, в свою очередь, очень низкая. Помнится, даже в те годы цифры эти не радовали аналитиков, потому что соразмерные с Литвой страны получали тогда инвестиций в несколько раз больше. Если мы возьмем одну только автомобильную промышленность, то мы увидим, что поток внушительных иностранных инвестиций, связанных со строительством известными автомобильными фирмами заводов в государствах, новых членах ЕС, обошел Литву. Построив новые заводы на востоке ЕС, автомобильные гиганты начали строить их за ее пределами - в той же России, как бы перешагнув через Литву. В свое время эта проблема обсуждалась в Литве, вопросы инвестиций из-за рубежа - постоянная тема представителей литовского правительства. Однако, как отмечают литовские эксперты, в этой сфере больше слов, чем реальных дел.

Вот как оценивает данные по прямым инвестициям в 2004 г. главный аналитик приватизированного немецким капиталом банка Nord/LB Lietuva Римантас Рудзкис: "Грустный результат. Увы, результат, характеризующий поток прямых иностранных инвестиций, и далее остается лучшим для 2002 г., когда он превышал 2,6 млрд литов, а также во времена приватизации "Литовского телекома" (ELTA).

Другими словами, хотя после вступления в ЕС поток иностранных инвестиций увеличился, но он увеличился по сравнению с очень плохими предыдущими годами. В целом же он очень низкий, вплоть до того, что Литва не только отстает от Латвии и Эстонии, но и занимает последнее место среди стран Европы. Римантас Рудзкис: "По сравнению с Эстонией, инвестиции, достающиеся одному жителю Литвы, приблизительно в два раза меньше, а что касается суммы накопленных прямых инвестиций на душу населения, то мы находимся на последнем месте среди стран Европы". Причину аналитик усматривает, опять же, в неправильной политике правительства и правящего левого большинства, которое, в угоду популизму, начинает разговоры о прогрессивном налоге, вместо того, чтобы двигаться в обратную сторону и привлекать иностранный капитал: "Ведутся разговоры о введении прогрессивного налога, вместо того, чтобы принимать решения, которые поощряли бы рост инвестиций".

Напомним, что всего прямых иностранных инвестиций к концу декабря 2004 г. в Литве накоплено 14,69 млрд литов. В пересчете на душу населения получается 4 727 литов (1 369 евро). Этот показатель и ставит Литву в конец таблицы, характеризующей страны Европы по сумме накопленных прямых инвестиций на душу населения.

Что касается распределения прямых иностранных инвестиций в Литву, то аналитики отмечают, что, в отличие от предыдущих лет, когда львиную долю инвестиций составляли капиталовложения в приватизируемые госпредприятия и объекты, в 2004 г. за приватизацию объектов Литва получила только 114,8 млн литов, что составляет всего 5,3% от всей прямых инвестиций. То есть государственное имущество за 15 лет независимости в основном уже распродано.

В отношении областей вложения инвестиций, то они распределились в 2004 г. следующим образом: больше всего иностранный капитал инвестировал в обрабатывающую промышленность (1176,1 млн литов). Дальше с большим отрывом идут поставки электроэнергии, газа и воды (в эту область инвестировано 262,4 млн литов), приблизительно столько же вложено в оптовую и розничную торговлю (246,4 млн литов), а также в сферу финансового посредничества (221,1 млн литов). В процентном соотношении в торговлю инвестировано около 16% всех прямых инвестиций, в финансовых сектор - 14,4%. В то же время в сферу транспорта, складирования и дальней связи - инвестировано 14,3%.

Что касается стран, главных инвесторов Литвы в 2004 г., то они распределились в следующем порядке. На первом месте - Дания (15,2% всех прямых инвестиций), за ней Швеция (15%), на третьем месте Германия - 11,4%. Россия в прошедшем году была четвертым по значению инвестором - 8,4% от общего потока прямых инвестиций в Литву. Чуть меньше у Финляндии (7,8%) и Эстонии (7,6%). Наконец США инвестировали в Литву 6,5%. Удивляет отсутствие в этом списке главных инвесторов соседей Литвы Латвии и Польши: такое положение частично можно объяснить усиленным после вступления в ЕС интересом этих стран к инвестированию на Западе.

Если мы сравним инвестиции в Литву из стран ЕС и СНГ, то получим следующую картину. В 2004 г. инвестиции из 25 стран ЕС составили 76,3% всех инвестиций в Литву. Причем из 15 старых членов ЕС было инвестировано львиную долю, а именно 63,7%, что подтверждает мысль о том, что расширение ЕС во многом нужно было старожилам ЕС для расширения рынка. В то же время инвестиции в Литву из стран СНГ в 2004 г. составили всего 8,7%.

Другая проблема, касающаяся прямых иностранных инвестиций в Литву, - возросший вывоз инвесторами капитала из Литвы. Если раньше львиную долю прямых инвестиций составляли средства, вложенные в приватизацию госпредприятий, таких, как Телеком или Сбербанк, то теперь Литва все более используется как страна "третьего мира", которую попросту эксплуатируют и из которой выкачивают прибыль.

По прогнозам финансовых аналитиков, в 2005 г. за рубеж уйдет около 1 млрд литов (немного меньше 400 млн долларов) из прибыли, заработанной на прямых иностранных инвестициях, прогнозируют финансовые аналитики. Прибыль из Литвы стали вывозить два года назад - в 2003 году. Как сообщает газета литовских предпринимателей Verslo žinios, в 2004 г. прибыль от прямых иностранных инвестиций составила 1,8млрд литов: акционеры вывезли более 700 млн литов, а около 1,1 млрд литов было реинвестировано в Литве,

Как же объясняют не желание реинвестировать свою прибыль а Литве литовские эксперты? По мнению вышеупомянутого главного аналитика банка Nord/LB Lietuva Римантаса Рудзкиса, "пока налоговая реформа не стала радикальной, не представляется возможным остановить и вывоз капитала. Чтобы сделать Литву более привлекательной, видимо, нужна более действенная налоговая реформа. На мой взгляд, следовало бы задаться более амбициозными целями - довести подоходный налог до 20 % и снизить взносы в Sodra (Государственный фонд социального страхования). Такая комбинация приостановила бы тех, кто ищет страны с более дешевой рабочей силой, и заинтересовала бы представителей западных компаний, ищущих, в какой стране сделать инвестиции".

А по мнению советника президента другого крупнейшего банка Литвы SEB Vilniaus bankas (контролируется шведским капиталом) Гинтаса Науседы, у Литвы появились такие конкуренты, оттягивающие на себя прямые иностранные инвестиции, как Румыния, Македония, Болгария и даже Украина. В Литве сегодня по сравнению со многими из этих стран - несколько замедленное экономическое развитие (в 2005 г. рост ВВП уже не превышал 6%, в то время как ранее он достигал и 9%), а вступление в ЕС спровоцировало выезд рабочей силы и проблему нехватки рабочих рук. Все это, вкупе с бюрократической волокитой и не всегда привлекательными налогами, - отпугивающий фактор для иностранных инвесторов, который нередко перевешивает плюсы, которые Литва, в качестве "стабильного" государства, получила от вступления в ЕС и НАТО. На этом фоне распространяемые в Литве заявления некоторых западных институтов, как, например, консультационного Центра по исследованию экономики и бизнеса из Великобритании, заявившего недавно, что Литва - самая привлекательная страна ЕС для инвестиций, надо рассматривать скорее как недоразумение или аванс на будущее. Как пишет газета Verslo žinios, согласно отчету этого центра, второе место в этом списке самых привлекательных для инвестиций стран ЕС принадлежит Словакии, третье Латвии, а четвертое - Венгрии. Во внимание принимались следующие критерии: политическая стабильность, ликвидность и активность рынка акций, регулированность рынка, охрана инвестора, эффективность расчетов. Скорее всего, речь идет о теоретической плоскости и выборе специфических критериев оценки. По крайней мере, статистика и факты свидетельствуют о том, что потоки иностранного капитала в большой мере обходят Литву стороной.

Наконец что касается капиталовложений российского капитала, то они в основном касаются сферы энергетики, и, прежде всего, инвестиций в область поставок нефти и газа, а также производства электроэнергии (напомним, что Газпром купил Каунасскую ТЭС). Четвертый по величине банк Литвы Snoras тоже принадлежит российскому капиталу. Бензозаправочные станции "Лукойла", разбросанные по всей Литве, - еще один знак присутствия российского капитала на территории Литвы. Российский капитал пытается также перенять из рук банкротирующего ЮКОСа успешно работающий, единственный в регионе нефтеперерабатывающий комплекс в Мяжейкяй (правда, растет давление на правительство Литвы со стороны правых с целью не допустить такое развитие событий). В то же время попытки инвестировать в промышленность натыкаются на сопротивление литовских властей. Так недавно, несмотря на долгие переговоры, российскому капиталу было отказано в праве строить большой целлюлозный комбинат. С другой стороны, российский капитал в Литве занимает прочные позиции в сфере поставок носителей энергии и вряд ли, учитывая, что Литва является государством ЕС и придерживается принципов открытого рынка, а также не имеет реальной альтернативы, в ближайшее время их уступит.