Карабахский дефлятор

Переговоры между президентами Армении и Азербайджана в парижском предместье Рамбуйе еще раз доказали, что карабахский фактор обладает совершенно уникальным свойством - влиять на судьбы политических деятелей Армении и Азербайджана, оставаясь при этом вне рамок их могущества. Карабахский фактор демонстрирует настойчивое нежелание поддаваться текущей политической конъюнктуре. Это величина зависимо-постоянная в том плане, что ставит политиков в зависимость, заставляя проявлять постоянство.

Надеждам западных бюрократов разрубить карабахский узел в период относительного внутриполитического штиля в Армении и Азербайджане не суждено было сбыться. Этого и стоило ожидать. Их подход изначально представлял собой софизм, логический перевертыш - ибо карабахский фактор создает внутриполитическую погоду в противоборствующих странах, а не находится в зависимости от лиц, партий и электоральных процессов.

С другой стороны, карабахский фактор требует внутриполитической стабильности - и в Армении, и в Азербайджане. Он не любит розовых и оранжевых цветов, отдавая дань исключительно контролю и постоянству. Этот фактор требует внимательного и осторожного подхода, держит в напряжении и сужает оперативный простор. В случае с Азербайджаном карабахский фактор и вовсе творит чудеса - он заставляет политиков говорить именно то, что необходимо, он пишет политические программы и создает платформы. Таким образом, за 15 лет созданы два жестких политических каркаса с точкой соприкосновения в районе Степанакерта.

Президент Армении или заложник стабильности

Жесткость первого каркаса - политической системы Армении - обусловлена главным, если не сказать единственным, требованием армянского народа. Ни одна революционная идея, которая в состоянии поднять грузин или украинцев, не получит поддержки армян, если она хоть на миг ставит под сомнение стабильность и нерушимость каркаса. Здесь каждый осознает - если каркас пошатнется, то удар по точке соприкосновения будет неизбежен.

Армянская государственность сегодня крайне напоминает огромные весы. Практически все действия руководства направлены на удержание внешне- и внутриполитического баланса. Любые непрогнозируемые шаги и процессы стран и вокруг стран региона вызывают в Ереване крайнюю нервозность. Грузия - нарушитель спокойствия, Иран - потенциальная мишень: Ереван многое бы дал, чтобы избавиться от такого соседства. Как это ни парадоксально, наиболее стабильными и прогнозируемыми соседями Армении являются Азербайджан и Турция. Азербайджан - по сути, представляющий собой аналогичный каркас, завязанный на Карабахе, и Турция, отгородившаяся от Армении железной занавесью. В Армении по этому поводу даже бытует позиция - если Турция вдруг решит разблокировать армяно-турецкую границу, то ее стоит сразу же заблокировать с армянской стороны.

Такая же картина нарисовалась на внутриполитическом поле. Действующий президент - рациональный и осторожный политик, всеми силами уравновешивающий политику в российском и западном направлениях, жестко контролирующий силовые ведомства и, что самое главное, узловой - карабахский вопрос. Можно с уверенностью сказать, что позиции Роберта Кочаряна невозможно расшатать до тех пор, пока он не даст крен во внешней политике, не потеряет контроль над силовиками или же не упустит карабахскую нить. И наоборот, оппозиция обречена на неудачу, если она не соприкасается с этими тремя направлениями, по сути, определяющими стабильность. В этом замкнутом кругу оппозиции нет места до тех пор, пока она не рискнет взять на себя судьбоносную ответственность, чего она, явно, не спешит делать.

Несмотря на кажущееся затишье, внутриполитическое поле Армении бурлит - идет подготовка к парламентским выборам 2007 года. Уже сегодня ясно, что их итоги положат начало и зададут логику президентской кампании 2008 года. Обращаясь к вопросу о преемнике президента Армении, следует зафиксировать: претендент изначально и твердо должен доказать, что в состоянии не пошатнуть весы. На данном этапе в такой ипостаси выступает министр обороны Серж Саркисян. По сути, он уже довольно долго и крайне активно лавирует между США и Россией в наиболее щепетильной - военной политике. В этом направлении ему даже удалось подравнять чаши весов. Подписав План индивидуального сотрудничества с НАТО (IPAP), он несколько приглушил акцентированное военное сотрудничество с Россией на двусторонней основе и в рамках ОДКБ. С другой стороны, министр обороны, являющийся также Секретарем Совета безопасности при президенте, эффективно контролирует внутреннее военно-политическое поле. По части же карабахского фактора он рассматривается как соратник президента, полностью и непосредственно вовлеченный в явные и тайные перипетии процесса. Как видим, в некотором смысле Серж Саркисян является безальтернативной персоной, не привязанной к какой-либо внутриполитической конъюнктуре.

Президент Азербайджана или заложник проблемы

Жесткость второго каркаса - политической системы Азербайджана - зиждется на невозможности решения конфликта, но неизбежной необходимости ее подпитки. Отказ от подпитки карабахской проблемы приведет к плаченым последствиям для правящего режима, поскольку тем самым лишит ее идеологической платформы - крайне опасной, но единственной.

В отличие от Армении, карабахский фактор в азербайджанской политической действительности эксплуатируется - им оперируют все без исключения политические силы - и власти, и оппозиция. Пожалуй, в этом и состоит ее опасность, поскольку медленно, но верно фактор этот набирает критическую массу, а правящая элита не до конца представляет, каким именно образом ей действовать далее. По-видимому, при достижении критической массы ее можно будет разрядить только локальной войной. Но в Баку прекрасно понимают, что локальной войны не будет, а последствия крупномасштабного столкновения спрогнозировать невозможно.

Таким образом, главной целью азербайджанских политиков становится максимальное удаление по времени момента созревания критической массы. Данная цель осуществляется прививанием народу идеи о планомерном экономическом росте Азербайджана, который даст возможность разрешить политическую проблему. А экономический рост - дело времени.

В этом сопоставлении дальнейшее укрепление армянского каркаса ведет к кристаллизации статус-кво, тогда как поддержание жесткости азербайджанского каркаса - затея довольно авантюрная и ведет к подрыву всей системы двух каркасов. Армянский каркас основан на игнорировании карабахского фактора - как проблемы, азербайджанский - в умышленной ее эскалации в условиях усиленного поиска лимита времени. В этом плане, смелая попытка раз и навсегда освободиться от этого некомфортного каркаса была предпринята отцом Ильхама Алиева - Гейдаром Алиевым на пике популярности в 2001 году. Однако, и ее тогда оказалось недостаточно - каркас взял свое.

Спокойствие на стыке

Пока, армянский и азербайджанский политические каркасы пребывают в столь жесткой увязке - решения данной проблеме дано не будет. Очевидно, единственной возможностью разрядить обстановку может стать отсоединение двух каркасов, чего можно добиться, исключительно высвободив сам узел - Карабах. Еревану и Баку стоит взять тайм-аут - провозгласить Карабах свободной политико-экономической зоной, допустим, в составе СНГ, а в дальнейшем - строить интеграционные проекты, способные высвободить политические системы двух стран из кристаллизованного состояния.

Время доказывает, что проблема Нагорного Карабаха может быть решена только одним способом: она должна перестать быть проблемой - фактором, вгоняющим политические системы и отдельных политиков в жесткие конструкции. Карабах и процесс урегулирования карабахского конфликта должен быть высвобожден из поля действия привычных международных механизмов.

Примечательно, что наиболее разряженным, в указанном контексте, предстает "непризнанное" политическое поле Нагорного Карабаха. При всей узости оперативного простора цели и задачи карабахских политиков крайне очевидны. Здесь практически нет вопросов, пригодных для двойной трактовки. Это общество - готовое на нестандартные решения, поскольку стандартные предложения, по сути своей, неприемлемы и исходят из негибких позиций Армении и Азербайджана.

Карабахская проблематика - определяющая политическую погоду в регионе, требует гибкого анализа и свежего подхода. Пока же она будет увязываться с электоральными процессами в Армении и Азербайджане, посредники могут не опасаться завершения своей миссии.

Виктор Якубян - эксперт по странам Южного Кавказа