Предлагаем вашему вниманию интервью с Русланом Фазлыевым, основателем компании Ecwid.

Руслан, как получилось, что вы стали первопроходцем в разработке российских платформ для интернет-магазинов? С чего начинала и начиналась ваша компания?

Начиналось с нуля и с огромного желания делать что-то востребованное. Собрались ребята, которые хотели работать вместе, точнее - создавать какие-то программные продукты, которыми бы активно пользовались люди. Вы знаете, быть программистом - это на самом деле может означать все что угодно. Можно настраивать 1С, к примеру, а можно создавать операционные системы. На старте в этой области все примерно равны. Вот и мы сначала делали то, о чем нас просили, но уже через месяц мы обратили внимание на то, что буквально все просят нас создавать интернет-магазины. В тот момент такую задачу можно было решать только с нуля, поскольку никаких готовых "движков" не было.

Первому клиенту мы писали базовую систему около недели. После того, как второй и третий попросил примерно о том же, мы решили создать специальную платформу и предлагать ее всем. В то же время появился удобный сервис Google, который позволял это делать. Приятно, когда твое собственное создание начинает жить своей жизнью, причем насыщенной и интересной.

Наша платформа была достаточно популярна, поскольку мы были первыми на этом рынке. Через полгода появились конкуренты, которые стали предлагать свои платформы e-commerce. В отличие от нас они не продавали свои решения, а выкладывали их в открытый доступ. Другими словами, предлагали варианты, при которых можно было получить интернет-магазин, не покупая платформу. А это означает, что мы, чтобы остаться в авангарде, должны не просто бежать в своем обычном хорошем темпе - мы должны делать такие рывки, каких раньше не делали. Сейчас начинается второй виток нашего развития, и запас пороха в пороховницах у нас громадный.

Вы представляете в России чьи-то интересы? Кто на самом деле стоит за вашей компанией?

Нет, мы всегда создавали и продавали свой собственный продукт. Мы продаем свои решения более чем в 100 странах, в основном - в США. Есть компании, которые продают в России западные разработки, чаще всего их центры разработки располагаются на Западе. Это совсем другая модель, она популярна, жизнеспособна и объяснима. Но это - не наша модель. У нас все разработки с начала и до конца делались в России. Сейчас мы начинаем понемногу выносить маректинговую команду на Запад, потому что так комфортнее клиентам. Но все, что мы делали и делаем, было и остается российской разработкой. Мы пошли этим путем не из соображений ура-патриотизма. Мы просто знаем, что в России - причем даже не в столице - есть человеческие ресурсы, позволяющие делать передовые вещи и вести успешный бизнес.

И все-таки, кто они - ваши клиенты?

Это малый и средний бизнес, потому что интернет-магазин может открыть практически любой человек. Для этого не требуется больших финансовых вложений, а мы предоставляем решение, которое к тому же не требует ни навыков программирования, ни временных затрат. Это как раз то, что нужно продавцу "булавок" - открыл, включил, быстро и легко настроил, начал продавать. А географически - прежде всего США, потом - Россия, затем идут азиатские страны. Появляются клиенты на Кубе и даже на Мальдивах. Вы знаете, у нас есть специальная интерактивная карта, на которой видно, где в данную секунду открывают магазин, сделанный нами. Так вот, когда бы мы ее ни открывали - она вся усеяна светящимися точками. Весь мир. Представляете?

Интересно, что до недавнего времени у нас никогда не было особенной "паблисити", она появилась совсем недавно. Но нам уже нравится, мы рады, что то, что мы делаем, не только востребовано целевой аудиторией, но и интересно людям, далеким от интернет-коммерции. Это значит, в нее будет приходить все больше людей, и нам есть, что им предложить.

А сможет ли Ульяновск стать второй Силиконовой долиной?

Если говорить о масштабе, то может нет - мы меньше размером и позднее начали. Если говорить о сути - то да. Если вспомнить все ту же Силиконовую долину - ее особенность в том, что ее никто специально не создавал. Она просто возникала сама собой. Хьюлитт и Паккард работали в гараже и делали свое дело, не планируя создавать никакую "долину". Также возникали Apple и Google.

Примерно так же все происходит и у нас. Когда я начинал работать, то не было ни одного места, где я мог бы писать "софт". Если бы оно было, то я бы не создал свою компанию. Был бы чьим-то сотрудником и продвигался бы по службе, потому что я люблю работать и лоялен к руководству. Однако компаний, где я был бы востребован, не было, поэтому я создал свою, а по моему примеру стали создавать компании и другие люди. Все мы старались решать задачи, которые сделали бы жизнь людей лучше. И рынок неизбежно стал развиваться. Стали появляться вакансии, на них стали приходить люди, люди стали делать проекты, проекты начали расти и для их поддержки и развития стали нужны новые люди, и так далее. Так вот: проектов меньше не становится. Их становится больше У нас здесь очень высокая концентрация квалифицированных экспертов, они работают и общаются друг с другом. Этот густой бульон дает возможность создания новых ИТ-бизнесов и генерации нового знания. Плотность этого общения трансформирует саму ментальность программистов в регионе, мы более открыты и потому более способны создавать новое.

Сейчас это осознали инвесторы и поток венчурных инвестиций в Ульяновск усиливается. Это увеличивает качество проектов и обостряет кадровую конкуренцию.

Вы хотите сказать, что есть нехватка ИТ-кадров?

Да, причем не только в России, но и во всем мире. Где-то программистов совсем мало. Где-то побольше. Но такого, чтобы по-настоящему хороших программистов было много, просто не бывает. Причем ИТ - это такая сфера, где все меняется и развивается очень быстро. И в каждый проект руководители стремятся набрать лучшие кадры, потому что им сегодня - а в идеале вчера - надо придумать и сделать то, что позволит им стать востребованными завтра. В таких условиях кадров не может быть много.

То есть вы мирные люди, но бронепоезд, готовый к бою за кадры, инвестиции и прочее, все-таки где-то стоит? Или у вас есть негласный ИТ-профсоюз?

Профсоюз есть, топы инновационных компаний Ульяновска объединены в некоммерческую организацию ULSK.IT. Мы все, каждый со своим бизнесом, стратегией и командой, все равно находимся в одной лодке. Время от времени мы собираемся за одним столом с теми, кто, как и я, открыл свои компании, и обсуждаем общие проблемы. А потом решаем их совместными усилиями. Это очень здорово, что нам удается не только заниматься своим личным бизнесом, но и помогать друг другу, учиться друг у друга. Теперь такие встречи привлекают все более широкие круги участников, и мы этому очень рады. Особенно приятно видеть, что местное правительство стало проявлять интерес к нашим инициативам, причем нам все лучше и лучше удается находить общий язык. Некоторое время назад в этот процесс было вовлечено достаточно много неквалифицированных людей, пытавшихся всем управлять и фактически мешать тем, кто делает реальное дело. Постепенно к правительству приходит понимание, что развитием ИТ должны заниматься профессионалы.

Честно говоря, сложно представить себе много программистов, сидящих в галстуках за столом и разговаривающих политико-экономическими терминами.

А и не надо нас так себе представлять! Мы, бывает, не только без галстуков, мы без штанов собираемся. На пляже, например. Совсем недавно, например, провели второй по счету Ulcamp - это такой пионерский слет ИТ-шников в формате палаточного лагеря, который в рамках абсолютно неформального общения позволяет узнать просто колоссальное количество полезных вещей. Мы пригласили нескольких легенд ИТ - например, человека, создавшего MySQL, одну из самых популярных баз данных в мире. Туда же приехал губернатор Ульяновской области. И при этом - туда мог попасть абсолютно любой желающий, интересующийся ИТ, будь он хоть студентом-первокурсником. Представляете, насколько открытое, насыщенное и действительно интересное мероприятие у нас получилось? За три дня мы узнали друг о друге столько, сколько ни одна Википедия не расскажет. Там были люди, которым на самом деле было интересно слышать друг друга. Это не кабинеты и совещания, на таких мероприятиях происходят реальные изменения и рост.

Раз уж речь зашла об Ulcamp, будет ли продолжение? И если будет - не рискует ли Ulcamp со временем превратиться в Грушинский фестиваль?

Продолжение будет обязательно. Второй год уже устраиваем, и еще проведем. Это ведь уникальный формат. Это возможность завязать бизнес-контакты, причем в "концентрированном" виде, за день можно познакомиться со всеми, с кем планировал. Это и диалог с властью, если хотите - причем на самом деле диалог, а не монолог, как это зачастую бывает.

Что касается перспектив превратиться в "Грушу" - это вряд ли. Размер, бывает, вредит качеству. Мы искусственно ограничивали и будем ограничивать кол-во участников. Пока дошли до лимита в 500 мест. В следующем году будет чуть-чуть больше.

Складывается впечатление, что вы верите не только в успех всего, чем занимаетесь сами, но и в светлое будущее в целом. Вы просто оптимист, или это чем-то подкреплено?

Я оптимист, и это подкреплено моей личной способностью делать этот мир лучше, и способностями моей команды, которой я абсолютно лоялен. Я не патриот города как географической широты и долготы. Я патриот сложившегося социума, в котором я работаю.