Нынешнее обострение на линии армяно-азербайджанского противостояния в Карабахе и на границе двух государств сопровождается также беспрецедентным информационным противостоянием, которое правильнее было бы назвать "пропагандистской войной". И дело не только в том, что, например, данные о потерях с двух сторон разнятся кардинально. Как известно, нигде так охотно не врут, как на охоте, на рыбалке и на войне. Поэтому, когда азербайджанская сторона устами своих высокопоставленных военных заявляет, будто за последнюю неделю армяне потеряли от 50 до 70 военнослужащих (то есть в 10 раз больше, нежели на самом деле), однако трупы погибших запрещено привозить из Карабаха в Армению, в Ереване в ответ лишь недоуменно пожимают плечами. Армения - слишком маленькая страна, где к тому же практически все друг друга знают, дружеские, родственные связи густо пронизывают всё общество. Поэтому - помимо официальных каналов информации - существуют и весьма действенные неофициальные. И сохранить в секрете потери таких масштабов абсолютно невозможно: не командование, так сослуживцы убитых бойцов мгновенно сообщат о происшедшем родным погибших. И в тот же день об этом узнает вся страна.

Официальные армянские источники предпочитают держаться в подобных вопросах в рамках приличий, поэтому цифры относительно азербайджанских потерь озвучиваются более внятные. Речь идет о приблизительно двух десятках погибших азербайджанских военнослужащих. Правда, некоторые СМИ себя в этом отношении не слишком ограничивают: чего стоит одно лишь сообщение об уничтожении азербайджанской танковой колонны под Агдамом, хотя, как известно, в ходе последнего обострения обстановки на фронте до танковых боев дело всё-таки не дошло. Также азербайджанская сторона намекает, что на линии боев в Карабахе "могут присутствовать русские наемники", причем в данном случае цитирует некого Александра Муринсона, которого представляет "американским политологом и публицистом". Этот господин, говоря о "русских наемниках" на армянской стороне, вполне последовательно в данном контексте ставит перед Баку вопрос: "кто является врагом Азербайджана, а кто другом?". Это при том, что никаких наемников в Карабахе, разумеется, нет, а если бы Россия желала направить туда своих военнослужащих, то для этого были бы найдены совершенно иные возможности и механизмы. То есть пресловутые "наемники" понадобились лишь для того, чтобы попытаться обыграть ситуацию с антироссийских позиций.

К сожалению, всё это так или иначе укладывается в сложившиеся в последние годы "правила игры". Однако комментарии, связанные с гибелью в азербайджанском плену жителя приграничного армянского села Чинари Тавушской области Карена Петросяна потрясают даже самое живое воображение. Напомним, Петросян был задержан 7 августа, а день спустя скончался по "неизвестным причинам". Азербайджанская сторона назвала его членом разведывательно-диверсионной группы, армяне это категорически опровергли. Любопытно, что бакинский портал haggin.az тогда же опубликовал подробности пленения Петросяна, но очень скоро этот материал был с сайта издания убран. В публикации говорилось, что Карен Петросян забрел в близлежащее азербайджанское село, объясняясь знаками, попросил чаю и сигарет, однако местный житель, поняв, что перед ним - армянин, ударил просителя по голове монтировкой и сдал дислоцированным в селении военным. Никаких намеков на то, что Карен Петросян был членом диверсионной группы, в публикации не было. Зато известно, что этот человек считался "сильно пьющим", и, вполне возможно, совершал свои действия в состоянии глубокого похмельного синдрома. Та же картина событий была изначально описана другими СМИ Азербайджана. В частности, начальник Управления полиции Товузского района Азербайджана Вагиф Исламов заявил изданию Vesti.Az, что перешедший сегодня армяно-азербайджанскую границу армянин признался, что сделал это из-за любопытства. "Он хотел посмотреть, как тут живут", - сказал Исламов.

На распространенных азербайджанской стороной фотографиях видно, что Карен Петросян - личность, очень мало напоминающая разведчика-диверсанта. В окружении рослых азербайджанских спецназовцев, поставивших его на колени перед своим командиром, он выглядит жалко и растерянно. Через несколько часов Петросян умер. По азербайджанской версии - от острой сердечно-легочной и миокардиальной недостаточности. Армянская сторона убеждена, что его в плену замучили, и умер он под пытками. И в том, и в другом случае, никаких доказательств нет и вряд ли они появятся. Однако бакинское издание Day.az выступило с публикацией. в которой говорится, что "смерть Петросяна на самом деле крайне невыгодна Азербайджану, и наоборот - как нельзя кстати пришлась Еревану". По версии издания, последнее обострение на линии соприкосновения сторон было "спровоцировано Арменией", которая, якобы, желала возобновления войны, но Баку на провокацию не поддался (Впервые, пожалуй, в азербайджанских СМИ озвучивается предположение, будто война нужна армянской стороне, ранее говорилось, что дай-де бог армянам удержать "захваченное"). Далее придется привести обширную цитату из публикации.

"Ситуация стала постепенно нормализоваться, но все равно оставалась крайне напряженной. Параллельно президент России Владимир Путин пригласил азербайджанского и армянского коллег на переговоры в Сочи. А дальше - самое интересное. 7 августа азербайджано-армянскую границу пересекает Карен Петросян. 8 августа он неожиданно умирает. Армянские СМИ трубят на весь мир о зверях-азербайджанцах, якобы замучивших Карена. Между тем, в этот же день в социальные сети вбрасываются фотографии, на которых - митинг в Ереване против войны в Карабахе, участники которого держали плакаты, призывающие азербайджанцев и армян перестать убивать друг друга. При этом наблюдается попытка все это ретранслировать в зарубежные СМИ. И перед западным читателем и зрителем возникнет картина, где, с одной стороны, в Азербайджане уже на следующий день после пленения до смерти замучили Петросяна, а с другой - в Армении в это время проходит митинг против войны. Скажите, на чьей стороне в карабахском конфликте будут симпатии стороннего читателя после этого? Думаю, ответ ясен... Все это наводит на мысль, что смерть Петросяна могла быть частью некоего пропагандистского плана. Нельзя исключать и вероятность того, что этот человек специально был заслан на территорию Азербайджана, будучи смертельно больным... Мировая история знает массу примеров, когда в результате применения определенных препаратов спустя пару дней человек умирал от острой сердечной недостаточности... Не надо отворачиваться от подобной версии. Она далеко не фантастична, ибо коварство наших соседей, а также безразличие официального Еревана к жизни рядовых граждан не знают границ".

Безусловно, от такой версии отворачиваться не надо, хотя она и впрямь абсолютно фантастична. Напротив, она достойна самого пристального анализа, ибо показывает, какие методы используют в информационной (а вернее сказать - в пропагандистской) войне некоторые азербайджанские СМИ. Но, как нередко бывает, пропаганда, неуклюже выдаваемая за журналистику, наносит вред её же создателям. Во-первых, никак нельзя согласиться с тем, что антивоенный митинг в Ереване был инспирирован властями. Его участники (правда, немногочисленные), несли плакаты, из которых видно, что они желают перерастания "войны народов" в гражданскую войну. Это может увидеть в интернете любой желающий. Никакая власть, включая и армянскую, таких чисто ленинских (дословно) тезисов в военной обстановке культивировать ни за что не станет. (Забавно, но сама демонстрация под ленинскими лозунгами была организована "патриотами", имеющими западное финансирование). Во-вторых, если следовать логике публикации, то становится ясно, что погибший Петросян никак не мог быть членом разведывательно-диверсионной группы. В этом случае пославшие его, при всем своем "коварстве", не могли бы гарантировать, что он доберется до азербайджанских позиций, будет взят в плен и умрет на следующий день - во исполнение своего тайного задания. Ведь остальные четверо участников группы, членом которой был Петросян, по версии Минобороны Азербайджана, погибли в бою.

Всё это означает, что не было никакой группы разведчиков-диверсантов, молодецки ликвидированных азербайджанскими военными. Не было, разумеется, и специально засланного смертника. Произошла очередная человеческая трагедия - увы, одна из очень многих, происходящих все последние годы в регионе армяно-азербайджанского противостояния. И самым плохим последствием разрастающейся информационно-пропагандистской войны становится именно то, что подобные трагедии цинично используются в совершенно антигуманных, конъюнктурных, прямо говоря - низменных целях. Ничего общего с принципами добросовестной профессиональной журналистики это не имеет и иметь не может. Зато сознание людей отравляет очень глубоко. В этой связи рождается отнюдь не риторический вопрос: если конъюнктура измениться (что рано или поздно случится), то как намерены авторы подобных публикаций готовить своих читателей к миру? Или они всерьез полагают, что войны на весь их век хватит?

Ануш Левонян, политический обозреватель, Ереван