12 ноября в непосредственной близости от линии соприкосновения войск Карабаха и Азербайджана был подбит вертолет МИ-24 ВВС Нагорного Карабаха. По сообщению армянской стороны, вертолет выполнял учебно-тренировочный полет. Азербайджанские же военные утверждают, что вертолет атаковал их позиции и был уничтожен ответным огнем. Погибли трое военных летчиков. После этого в зоне инцидента завязалась интенсивная перестрелка. Что стало причиной нового «размораживания» конфликта в Нагорном Карабахе? Свою точку зрения в интервью МК изложил Михаил Александров, ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО.

Некоторые эксперты расценили эту провокацию как попытку открыть «второй фронт» против России с подачи Запада. Вы согласны с этим?

Я не согласен с той точкой зрения, что инцидент с вертолетом — это спланированная провокация, заказанная Западом. На мой взгляд, это результат той напряженности, которая сложилась на границе. Результат нагнетания этой напряженности азербайджанской стороной.

В чем конкретно выражается это нагнетание?

В течение многих лет население Азербайджана воспитывалось в ненависти к армянам, в убежденности, что это враги, что с ними нужно биться до последнего. Это идеологическое накачивание особенно интенсивно происходит в военных частях. Напряженность на границе специально поддерживается путем провокаций. Постоянно идут снайперские обстрелы, рейды каких-то диверсионных групп на армянскую сторону. Это понятная тактика. Ее в свое время применял и Саакашвили против Абхазии и Южной Осетии.

Какие же задачи при этом решаются?

Не дать противнику успокоиться, заставить его пойти на уступки на переговорах, создать для него невыносимые условия существования. Эту тактику мы сейчас видим и на Донбассе: когда украинская армия постоянно обстреливает ополченцев и мирное население именно с целью создать невыносимые условия и вынудить противную сторону к капитуляции или к уступкам. В результате такой политики азербайджанской стороны войска, которые стоят на границе, постоянно находятся в наэлектризованном состоянии, и используют любую возможность как-то себя проявить. Таким образом и был сбит вертолет.

При этом военный, сбивший вертолет, награжден медалью

Военные, которые стоят на границе, прекрасно помнят, как Азербайджан выменял из Венгрии своего офицера, который зарубил топором армянского коллегу. И его не только не наказали, но и премировали, дали квартиру и объявили национальным героем. И у военных сложилось такое общее впечатление, что убийство армянина — это прямой путь к славе и наградам. Ничего тебе за это не будет.

А как реагирует армянская сторона?

Армянская сторона, естественно, вынуждена отвечать на это. Тем более, что армяне возможно предполагали, что в вертолете могут быть раненые и попытались их эвакуировать — вертолет же упал на нейтральной полосе. Завязались боевые действия. Армянская сторона тоже сильно разозлена этими постоянными провокациями. Армия рвется в бой, хочет наказать азербайджанцев. Политика Баку и привела к такому состоянию.

В чьих интересах новый конфликт в Карабахе?

Я не думаю, что сейчас кто-то заинтересован в серьезном конфликте. Алиев, возможно, заинтересован в том, чтобы продемонстрировать свою решимость для решения внутриполитических задач, с учетом того, что он чувствует свою уязвимость перед лицом цветной революции. Запад давно замыслил против него цветную революцию. Попытка ее осуществить была еще в 2005 году, но она провалилась. Москва тогда его поддержала и политически и физически. А сейчас Запад очень заинтересован в свержении Алиева, так как ему нужно пробить коридор к Каспию. В связи с событиями на Украине Запад стремится усилить свое присутствие на постсоветском пространстве. Они рассчитывают сместить Алиева и назначить какого-то прозападного деятеля. Алиев боится этой дестабилизации, а Запад его этим шантажирует с целью вынудить его быть более покладистым и вести более прозападную политику. Так что позиции Алиева уязвимы. А инцидент с вертолетом дал ему возможность показать силу и твердость.

Возможно ли, что этот инцидент приведет к войне?

В широкомасштабной войне Азербайджан не заинтересован. Потому что такую войну он не потянет. Последствия могут быть для него ужасными. Это будет окончательный распад Азербайджана. Если в начале 90-х национальные меньшинства, например, талыши, не были готовы к отделению, то сейчас там уже сложились определенные группы, которые будут вести дело к отделению. И поддерживать Алиева тогда уже никто не будет — ни Иран, ни Россия. Так что распад Азербайджана вполне возможен. Судьба самого клана Алиева тоже будет под вопросом. Если война затянется и станет ясно, что успехов нет, то его могут смести уже по-серьезному, ливийский вариант вовсе не исключен. Так что Алиев рисковать и ввязываться в большую войну не хочет. Но он сам довел ситуацию до такого состояния, когда события уже могут развиваться по неконтролируемому сценарию.