Прошедшие и предстоящие встречи глав МИД Армении и Азербайджана. Запоздалые "гарантии" Ильхама Алиева. ПА ОБСЕ: "Государство НК не является членом ОБСЕ". Мнения. Чья армия сильнее? Поствыборный Карабах.

Прошедшие и предстоящие встречи глав МИД Армении и Азербайджана

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ (МГ) по нагорно-карабахскому урегулированию посетят регион конфликта 11-16 июля. Как сообщил ИА REGNUM российский посредник Юрий Мерзляков, он и его коллеги по МГ Стивен Манн (США) и Бернар Фасье (Франция) направятся сначала в Баку, а затем в Ереван и Степанакерт. Касаясь результативности переговорного процесса, в частности нескольких раундов встреч на уровне глав МИД Армении и Азербайджана в рамках так называемого Пражского процесса, российский дипломат отметил, что "некоторые обнадеживающие тенденции имеют место". "Это можно назвать подвижками или определенным сближением подходов сторон. Во всяком случае, некоторую долю оптимизма сопредседатели испытывают".

Свою "долю оптимизма" высказал и сопредседатель МГ ОБСЕ от США. Как сообщает агентство Day.Az, в эксклюзивном интервью азербайджанской службе радио "Свобода" Стивен Манн заявил: "Сегодня мы наиболее близки к миру, нежели год тому назад. Однако еще слишком рано полагать, что мир находится сразу за поворотом. Считаю, что стороны провели серьезные, достойные одобрения переговоры. Достичь мирного договора все еще трудно. Но я уверен в том, что эта проблема разрешима". По мнению посредника, если стороны проявят политическую волю, то значительно приблизят достижение мирных договоренностей. Манн не стал акцентировать внимание на деталях состоявшихся ранее переговоров и назвал последнюю парижскую встречу министров иностранных дел эффективной: "Я покинул парижские переговоры с уверенностью, что мы можем достигнуть прогресса в этом вопросе".

По мнению заведующего отделом международных связей аппарата президента Азербайджана Новруза Мамедова, на последних встречах у армянской стороны формируется позиция относительно необходимости разрешения конфликта. "Под необходимостью разрешения конфликта понимается не какая-то иная форма, а именно разрешение в рамках территориальной целостности Азербайджана. Руководство Армении уже понимает, что разрешение конфликта в той форме, в какой хотят они, невозможно. Эти элементы, тенденции прослеживаются в некотором смысле в духе переговоров". ("525-я газета").

Как сообщает газета "Айкакан жаманак" со ссылкой на азербайджанские СМИ, в ходе состоявшейся на днях пресс-конференции министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил, что в ходе состоявшейся встречи с главой МИД Армении Варданом Осканяном в Париже они по двум вопросам достигли соглашения. Согласно газете, Мамедъяров отказался сообщать суть этих вопросов, поскольку стороны договорились их не разглашать. Со своей стороны Вардан Осканян в беседе с газетой косвенно подтвердил заявление Мамедъярова, но сказал при этом, что в Париже был серьезно обсужден один вопрос - договоренность достигнута не была, "но была достаточно близка".

"Заявление Эльмара Мамедъярова о том, что два элемента переговорного процесса согласованы - верное. Если достигнута согласованность, то, я полагаю, сделана она на основе компромиссов". Об этом, согласно PanARMENIAN.Net, в интервью агентству АПА заявил российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков. На вопрос, могут эти соглашения быть подтверждены президентами, Мерзляков ответил: "Если окончательно удастся подготовить удовлетворяющие обе стороны формулировки, то, я думаю, такая договоренность возможна".

В рамках прошедшей в Брюсселе конференции по Ираку состоялась очередная встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана, пишет газета "Аравот" со ссылкой на агентство "Туран" и сообщает, что, по словам министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова, встреча длилась несколько часов. "Стороны обсудили компоненты договоренностей, достигнутых в Варшаве президентами двух стран". Между тем, добавляет газета, в МИД Армении факт встречи Осканяна и Мамедъярова опровергли.

Как заявил 25 июня "Арминфо" пресс-секретарь МИД РА Гамлет Гаспарян, в Брюсселе встреча не планировалась и такой встречи не было. Он напомнил, что встречи глав МИД двух стран инициируются и проводятся под патронажем сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта и направлены на обсуждение именно этого вопроса.

Три дня спустя заявление пресс-секретаря МИД Гамлета Гаспаряна было опровергнуто самим Варданом Осканяном. Как сообщает ИА REGNUM, 28 июня в ходе своей пресс-конференции глава МИД Армении сообщил, что в Брюсселе между ним и главой МИД Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым состоялась короткая неофициальная встреча, которая была "очень полезной". "Не важно, сколько времени длилась эта встреча, но она была очень полезной", - пояснил министр.

Согласно газете "Айкакан жаманак", министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров сделал "примечательное заявление". Министр отметил, что если между Азербайджаном и Арменией будет подписан мирный договор, то расселенное в азербайджанских районах армянское население Нагорного Карабаха должно быть переселено. По словам Мамедъярова, пишет газета, необходимое для этого основание заключается в докладе, составленном по результатам деятельности миссии ОБСЕ по сбору фактов заселения армянами прилегающих к Нагорному Карабаху территорий.

Запоздалые "гарантии" Ильхама Алиева

Очередная встреча президентов Армении и Азербайджана пройдет 26 августа в ходе неофициального саммита глав государств СНГ в Казани. Об этом, по сообщению агентства "АРКА", заявил в Москве президент Армении Роберт Кочарян в ходе встречи с обучающимися в московских вузах армянскими студентами. При этом он добавил, что большого оптимизма по поводу окончательного результата встречи у него нет. "Позиции у нас отличаются существенно. Мы считаем, что возврата к прежнему статусу Нагорного Карабаха просто быть не может", - заявил Роберт Кочарян.

Заведующий отделом международных связей аппарата президента Азербайджана Новруз Мамедов в беседе с бакинской "525-й газетой" сказал, что на казанской встрече президентов Армении и Азербайджана Роберту Кочаряну и Ильхаму Алиеву будет представлен документ, отражающий результаты переговоров министров иностранных дел двух стран. Он заявил, что до этого руководители Азербайджана и Армении встретятся с сопредседателями Минской группы ОБСЕ, которые уже работают над предложениями, основанными на позициях обеих сторон. "Предложения будут представлены сторонам во время казанской встречи. Сейчас еще рано говорить, в чем будут состоять позиции и достигнутые результаты. Но есть вероятность сближения позиций". Мамедов отметил, что существует мнение о размещении международных миротворческих сил для обеспечения безопасности живущих в Нагорном Карабахе армян: "Эта мысль не новая, но она может вновь возникнуть в повестке дня. Если стороны достигнут согласия в решении различных комплексных вопросов, то, несомненно, в определенные моменты с целью обеспечения безопасности армян могут быть использованы международные миротворцы. Их формат, характер, численность - все это еще предмет переговоров". Мамедов отметил наличие некоторых предложений относительно открытия коммуникаций. По мнению Мамедова, данный вопрос явился составной частью выдвинутой Азербайджаном концепции разрешения конфликта. "Мы думаем, что открытие коммуникаций может быть осуществлено как составная часть варианта поэтапного решения. Здесь нет ничего необычного. Положим, если будут освобождены 7 районов, тогда может пойти работа над открытием железной дороги Мегри-Нахчыван-Ереван или автодороги Агдам-Степанакерт-Горис-Сисиан-Шахбуз-Нахчыван. Если возникнет взаимопонимание, то это один из вариантов, способных помочь урегулированию конфликта". Комментируя заявления армян об их недоверии Азербайджану в этом вопросе, Мамедов назвал это "всего лишь предлогом": "Сейчас мир имеет силу для обеспечения любого вопроса безопасности. Крупные организации, державы могут выступить гарантами. Выступят они гарантами или нет, мы как государство всегда готовы доказать категоричность нашего слова. В связи с этим подписываются документы, даются гарантии".

"Различные процессы в мире не на руку Армении. Азербайджан, как часть евроатлантического региона, устанавливает отношения с ЕС и США. Армения проводит другую политику, у Армении другие союзники", - заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью агентству CCN-Turk. Алиев выразил уверенность, что "Армения в экономическом плане не может конкурировать с Азербайджаном". "Бюджет Азербайджана в четыре раз превышает бюджет Армении, и я дал правительству направление, согласно которому наш бюджет должен превосходить армянский в десять раз", - заявил он. "Партнерство с Турцией и другими странами региона очень важно, так как Азербайджан, Турция и Грузия становятся очень важной силой в регионе", - добавил глава Азербайджана. "Я не сомневаюсь, что мы решим карабахскую проблему. Я просто хочу, чтобы это произошло без кровопролития, мирным путем". (PanARMENIAN.Net).

"Азербайджан готов предоставить привилегированные права армянской общине Нагорного Карабаха и дать гарантии безопасности. Я уверен, что вопрос решится именно в этом контексте". Об этом, согласно агентству "А1+", заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью одной из турецких телекомпаний. Результаты последних переговоров с Робертом Кочаряном президент Азербайджана охарактеризовал как довольно "обнадеживающие". По его словам, армянская сторона наконец осознала, что продолжение активных переговоров для нее единственный путь.

Секретарь совета национальной безопасности при президенте Армении, министр обороны Серж Саркисян, комментируя по просьбе журналистов заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева о том, что он готов дать "определенные гарантии и льготные условия" в случае, если "Нагорный Карабах будет возвращен под юрисдикцию Азербайджана", заявил: "Было бы лучше, если бы эти слова прозвучали из уст Алиева-старшего (президента Азербайджана Гейдара Алиева - прим. ИА REGNUM) лет 20 назад. Тогда они могли бы иметь определенную ценность, а сегодня это просто слова". Министр в очередной раз напомнил позицию армянской стороны, а именно три принципа решения нагорно-карабахского конфликта (Карабах не может входить в состав Азербайджана, Нагорный Карабах должен иметь с Арменией сухопутную границу, необходимость обеспечения четких гарантий безопасности Карабаха), и заявил, что в данном контексте "любое решение нам выгодно - но вероятнее и выгоднее иметь два государства". (ИА REGNUM).

Газета "Айкакан жаманак" в отношении заявления Ильхама Алиева пишет, что если утверждение о предоставлении гарантий понять можно, то совершенно непонятно выражение "привилегированные права". Вынужденно уходя в область предположений, газета пишет, что речь, по всей видимости, идет о предоставлении в дальнейшем населению Нагорного Карабаха права решить собственную участь посредством референдума, поскольку, по сведениям "АЖ", в настоящее время Армения и Азербайджан обсуждают именно этот вопрос. Надо отметить, пишет газета, что, чисто теоретически, существует вероятность более или менее благоприятного для Армении решения. "К сожалению, эти решения не имеют ничего общего с теми акцентами, благодаря расставлению которых пришел к власти Роберт Кочарян. И теперь, если Кочаряну тем не менее удастся достичь какого-либо логического завершения, общественность Армении встанет перед дилеммой - либо напомнить Кочаряну его "победоносное" восхождение на "престол", либо позволить ему пойти на компромиссное решение карабахской проблемы".

ПА ОБСЕ: "Государство НК не является членом ОБСЕ"

Как сообщает армянская служба радио "Свобода", на 14-й сессии Парламентской ассамблеи (ПА) ОБСЕ, которая состоится с 1 по 5 июля в Вашингтоне, будет рассмотрен процесс мирного урегулирования карабахского конфликта. Согласно "Свободе", азербайджанскую делегацию на сессии возглавляет руководитель парламентской делегации в ОБСЕ Сатар Сафаров, а армянскую - вице-спикер Национального Собрания (НС) Армении, руководитель армянской делегации в ОБСЕ Ваган Ованнисян. Предполагается, что сессия обсудит доклад специального представителя ОБСЕ по нагорно-карабахскому конфликту Горана Ленмаркера. Как отметил в беседе с радиостанцией член армянской делегации Арташес Гегамян, основная опасность заключается в том, что, пользуясь предоставляемой регламентом ПА ОБСЕ возможностью, азербайджанская сторона представила свой вариант резолюции.

Как сообщает бакинская газета "Зеркало", азербайджанская делегация представила на форум проект документа по карабахскому конфликту, который призывает страны-члены этой организации решить конфликт на основе международного права и с учетом территориальной целостности Азербайджана. В преамбуле документа выражается глубокое сожаление в связи с тем, что до сих пор не урегулирован конфликт, приведший к "оккупации" армянскими вооруженными силами 20 процентов территории Азербайджана и превращению около одного миллиона человек в беженцев и вынужденных переселенцев. Кроме того, напоминаются резолюции Совета Безопасности ООН 822 (1993), 853 (1993), 874 (1993), 884 (1993) с требованиями безоговорочного вывода "оккупационных сил" с "оккупированных" территорий Азербайджана, резолюция ПАСЕ № 1416 и рекомендация № 1690, в которых говорится об "оккупации" части территории Азербайджана армянскими войсками и подконтрольности Нагорного Карабаха (НК) "сепаратистам", выражается сожаление в связи с заселением армянскими властями "оккупированных" территорий Азербайджана, содержится призыв выполнять резолюции СБ ООH и воздерживаться от военных действий, вывести вооруженные силы со всех "оккупированных" территорий Азербайджана и т.д.

По словам зампредседателя азербайджанской делегации Эльдара Ибрагимова, пока неизвестно, собирается ли зачитывать свой доклад по Нагорному Карабаху спецпредставитель ПА ОБСЕ Горан Леннмаркер, пишет бакинская газета "Эхо". "Это станет ясно на месте. До сих пор окончательный вариант этого доклада не был представлен ни нашей, ни армянской стороне". Ибрагимов отметил, что в случае, если доклад будет обнародован и при этом не устроит азербайджанскую делегацию, азербайджанские депутаты выступят с резкими протестами. "Если в докладе содержатся моменты в поддержку позиции Армении, то лично я обязательно выступлю. Иначе зачем мы едем в Вашингтон. Наша цель заключается в том, чтобы призвать ПА ОБСЕ внимательно отнестись к проблеме Нагорного Карабаха и по примеру ПАСЕ принять резолюцию, в которой Армения признается государством- агрессором, а Нагорный Карабах - оккупированной территорией Азербайджана, которой правит сепаратистский режим. У нас есть надежда на успех. Насколько это возможно, мы будем добиваться такого результата". Кроме того, Ибрагимов заявил, что намерен поднять вопрос о том, что одно государство-член ОБСЕ - Россия - вооружает Армению за счет своих баз, выводимых с территории Грузии. Согласно газете, глава азербайджанской делегации в ПА ОБСЕ Саттар Сафаров заявил, что, "несмотря на старания, мы не смогли встретиться с Гораном Ленмаркером в период подготовки к сессии". "Hо вместе с тем мы будем настаивать на включении в повестку летней сессии ПА ОБСЕ его доклада. Мы постараемся встретиться с Ленмаркером. Некоторые моменты предварительной версии его доклада не удовлетворяют Азербайджан. В нем не нашел отражения факт, кто оккупировал территории Азербайджана".

Агентство "Де-Факто" со ссылкой на ИА REGNUM опубликовало содержание проекта резолюции, предлагаемого спецпредставителем ОБСЕ по нагорно-карабахскому конфликту, шведским парламентарием Гораном Ленмаркером:

1. Осознавая, что конфликт вокруг Нагорного Карабаха не является "замороженным", поскольку на линии соприкосновения продолжают погибать люди, наличествуют беженцы и внутренне перемещенные лица - большая часть населения Армении и Азербайджана страдает от этого конфликта;

2. Принимая во внимание, что Минская группа ОБСЕ является форумом для переговоров;

3. Учитывая, что более активное сотрудничество между Азербайджаном и Арменией при поддержке европейских и евро-атлантических структур упростит поиск долгосрочного решения конфликта

Парламентская Ассамблея ОБСЕ:

1. Высоко оценивает активную роль, которую играют делегации Азербайджана и Армении при ПА ОБСЕ в инициированном Ассамблеей процессе по оказанию содействия в разрешении конфликта и призывает эти делегации продолжить усилия.

2. Призывает правительства находящихся в состоянии конфликта государств активизировать усилия по поиску мирного решения конфликта в ближайшем будущем.

3. Призывает Сопредседателей Минской группы ОБСЕ продолжать оказывать поддержку процессу поиска скорейшего мирного решения.

4. Особо отмечает позитивную роль, которую могут играть члены парламента в мобилизации поддержки населения на благо мирного решения, и в этой связи призывает всех членов парламентов Азербайджана и Армении избегать эмоциональных заявлений (heated rhetoric).

5. Рекомендует Азербайджану и Армении следовать по пути формирования ситуации "победа-победа", на основе имеющихся предложений, поддержанных европейскими структурами. ("Де-Факто").

На вопросы газеты "Аравот" ответил руководитель армянской делегации в ПА ОБСЕ, вице-спикер парламента Армении Ваган Ованнисян.

Каких сюрпризов следует ждать от доклада очередной международной структуры?

Доклад Горана Ленмаркера, обсуждение которого несколько раз откладывалось из-за неприемлемых и спорных для обеих сторон положений, уже полностью готов и будет представлен на сессии в Вашингтоне. Резолюции или проекты, которые в последнее время рассматриваются на всех международных организациях, в основном сконцентрированы на последствиях конфликта. Именно на это азербайджанцы успешно обращают внимание, поскольку последствия конфликта больше бросаются в глаза, в то время как глубокое изучение конфликта 15-летней давности почти не проводится. Исключение составляет работа, проделанная Минской группой ОБСЕ. Что касается последствий, то они для нас неблагоприятны: беженцы, проблема территорий и так далее. Мы, разумеется, тоже могли бы спекулировать всеми этими вопросами, однако до недавнего времени не делали этого, что надо считать одним из недостатков нашей дипломатии. Тем не менее, в последнее время заметна тенденция к исправлению этой ошибки - армянские дипломаты тоже начали ставить эти вопросы и уже добиваются серьезных успехов. Благодаря проделанной нами работе доклад Горана Ленмаркера стал шагом вперед - в окончательном тексте документа чувствуется более глубокий подход. В 28-м пункте доклада отмечается: "Центральный вопрос конфликта - статус Нагорного Карабаха". В других резолюциях и докладах подобной формулировки не встретишь. Ленмаркер связывает решение с процессом евроинтеграции, то есть с тем, что мы считаем правильным и позитивным. Армянская сторона предлагает следующее: снимите блокаду, установим нормальные отношения, обсудим все, в том числе проблему Карабаха, тем более, что мы сейчас подключились к программе "Новые соседи". Учитывая это, европейцы говорят: если вы не можете интегрироваться со своими соседями, то не сможете интегрироваться и в Европу. Именно на этом пути Ленмаркер хочет видеть решение вопроса. То есть он не соглашается с подходом азербайджанцев "немедленно верните нам все, а потом поговорим". Более того, Ленмаркер отмечает, что, если решение конфликта будет основано на современных интеграционных процессах, найти правильную формулу статуса удастся гораздо легче. Есть еще один примечательный пункт, в котором говорится, что Карабах хочет стать независимым государством. Фактически впервые точка зрения Карабаха звучит именно как точка зрения Карабаха. В докладе отмечается также следующее: "Широкая картина Кавказа показывает, что имеются многочисленные маленькие популяции в виде национальных меньшинств, и если весь регион будет поделен на небольшие независимые государства, это может представлять большую опасность, а потому не будет восприниматься как альтернатива. Вот почему международное сообщество не готово предоставить в регионе независимость тем, кто к этому стремится. Однако вероятным решением остается согласие на присоединение Нагорного Карабаха к Армении". Мне кажется, этот доклад можно считать успехом парламентской дипломатии.

Но ведь азербайджанская делегация тоже не сидела сложа руки и уже передала в ПА ОБСЕ резолюцию, в которой ситуация представлена совсем иначе. Как вы собираетесь вести борьбу против этого документа?

Мне кажется, доклад Ленмаркера напугал и встревожил азербайджанскую делегацию, которая попыталась вынести на обсуждение проект, переписанный с известной резолюции Совета Европы. У нас несколько иной стиль работы. Мы решили, что в случае проведения обсуждения подобной резолюции мы просто не примем в нем участия и заявим: если документ, независимо от своей направленности, будет принят, он не может иметь для нас правовой силы. Мы считаем, что, не выслушав точку зрения карабахской стороны, нельзя принимать резолюцию по Карабаху. Мы предложили пригласить представителя Карабаха, однако не получили согласия. Кстати, в тексте отказа отмечалось: "Это государство - НК - не является членом ОБСЕ".

Как может повлиять доклад Ленмаркера на процесс урегулирования карабахской проблемы?

Прежде всего он правильно сориентирует депутатов, поскольку, если будет принято одно из предложений СЕ, а именно: каждое государство должно начать участвовать в этом вопросе (чему, собственно, и посвящен доклад), тогда все остальные документы будут составляться на основе доклада Ленмаркера. В этом плане доклад, как мне кажется, окажет весьма позитивное воздействие, поскольку уже является документом ПА ОБСЕ. ("Аравот").

Мнения

Бакинская газета "Зеркало" приводит точку зрения азербайджанских политологов относительно решения проблемы Нагорного Карабаха. По мнению Зардушта Ализаде, в Армении немало людей, в т.ч. среди политиков, осуждающих карабахский конфликт и выступающих за оставление Карабаха в составе Азербайджана. Задачу азербайджанских властей политолог видит в сотрудничестве, укреплении позиций миролюбивых сил в Армении, причем он предлагает для решения поставленной им задачи использовать экономический потенциал Азербайджана. В то же время, пишет газета, Ализаде выступает за отказ от лозунгов "разобьем, перебьем армян", "силой освободим оккупированные земли" и иных воинствующих призывов. "Нужно помнить, что сегодня ни элита, ни армия, ни народ не в силах освободить территории", - заявил политолог. По его мнению, нужно создавать сильную азербайджанскую армию, а затем вести мирные переговоры. Политолог Расим Мусабеков отметил, что оппозиционный лагерь в Армении всегда упрекает Роберта Кочаряна в принятии решений Стамбульского саммита, признавшего территориальную целостность Азербайджана. На его взгляд, более пристального внимания заслуживают высказывание замминистра иностранных дел АР Араза Азимова о возможности экспертов в ближайшее время приступить к работе, заявления американского сопредседателя МГ ОБСЕ Стива Манна, свидетельствующие о начале подготовки некоего документа, а также вопрос будущего статуса Нагорного Карабаха.

Эксклюзивное интервью агентству "Де-Факто" бывшего сопредседателя Минской группы ОБСЕ от России, посла Владимира Казимирова.

Выступая на прошедших в парламенте Армении слушаниях по карабахской проблеме, Вы озвучили тезис "территории в обмен на безопасность". Он в какой-то степени предопределяет статус Карабаха или опять же может отложить решение этого вопроса на долгие-долгие годы? За это время, естественно, ситуация вокруг Карабаха, как международная, так и в регионе, существенно изменится. Однако проблема и конфликт так и останутся. Как Вы видите безопасность Карабаха без конкретного статуса?

Всё зависит от шкалы ценностей. В моём понимании самое главное для двух народов - исключить возобновление вооруженного конфликта, большего зла для них нет. Прошло 11 лет, а оба народа ещё стонут от бед той войны. Новая стала бы ещё злее. А территории, занятые армянами вокруг Нагорного Карабаха, - мины замедленного действия. Формула "территории за статус" непроходима. К тому же она имеет явно силовое происхождение (мы победили, мы и определим статус НК за возврат территорий). Разве она идеальна для построения мирных добрососедских отношений? Статус НК - это предмет переговоров между всеми конфликтующими сторонами. Всё зависит от них. Если не считать полуфантастических идей, могут быть три основных варианта решения, но позиции сторон пока взаимоисключающие. В ближайшие годы ни один вариант не удовлетворит все стороны. Но это вовсе не значит, что не надо рассматривать эту проблему - как раз наоборот. Согласен с доводом, что окончательный общепризнанный статус НК - наивысшая гарантия безопасности. Но не единственно возможная. Когда это придёт? Где эта общепризнанность сейчас? За горами. Сколько лет надо добавить к одиннадцати? А безопасность обоим народам и региону в целом нужна уже сегодня, даже "вчера". Теперь главное. Возврат территорий - это не просто уход оттуда войск и обезвреживание того "минного поля". Уже само по себе это требует надёжнейших гарантий невозобновления военных действий, не декларативного, а реального подтверждения сторонами отказа от силовых средств решения спорных вопросов. Наивен тот, кто хочет получить эти земли "за так", не дав таких гарантий. Таким образом, статус ещё оставался бы на столе переговоров, а уже было бы начато возведение системы безопасности (подписание чётких обязательств сторонами, глубокая и длительная - до определения и вступления в силу окончательного статуса НК - демилитаризация освобождаемых территорий, международная миротворческая операция, гарантии государств-сопредседателей, резолюция СБ ООН и т.д.).

Вы также упомянули о том, что статус НК должен будет определяться повторным референдумом, заметив при этом, что с итогами референдума 1991г. вряд ли кто-то будет считаться. Почему? Ведь на момент действия законов бывшего СССР и международных законов Карабах осуществил шаги по провозглашению независимости в полном соответствии с ними. Если с этим никто считаться не будет, то почему по сей день считаются с шагами бывших союзных республик по выходу из СССР?

Тут несколько вопросов. Международного законодательства не существует. А СССР больше нет, и зачем говорить, мол, о том референдуме, проведённом в соответствии с союзным законом 1990 года? Тем более он прошёл без участия азербайджанского меньшинства НК. Азербайджанская Республика вышла из СССР вовсе не по тому закону, безо всякого референдума, с отказом ото всего советского, однако требует территориальной целостности в границах АзССР (документы осенью 1991 г. составлялись в Баку очень неаккуратно). Не забыто и почему не все в Нагорном Карабахе голосовали на том референдуме. В целом картина того бурного года очень пёстрая, противоречивая. Но о новом референдуме в Нагорном Карабахе я говорю не столько из-за этого, сколько в поисках активизации переговоров и цивилизованного разрешения конфликта. Переговорный процесс слишком затянулся, деформирован, ведется не слишком активно, перемежаясь паузами то из-за выборов (так будет и к осени, и ещё не раз потом), то по другим причинам. Для уплотнения переговоров стоило бы установить лимиты: скажем, для вывода войск и определения промежуточного, временного статуса НК на переходный период или порядка определения окончательного - ещё полтора-два года, для полного и окончательного статуса НК - всего четыре. Это более чем достаточно, даже много. Если статус НК, скажем, к концу 2008 г. не удастся определить на переговорах, в 2009 г. можно провести референдум при содействии международных организаций. Волеизъявление населения - наиболее цивилизованная форма решения спорных вопросов.

Насколько обоснованы утверждения Баку на "международно признанные и утверждённые границы" Азербайджана со ссылкой на то, что прием государства в ООН и другие международные организации будто бы означает утверждение его прежних границ?

Это очередная пропагандистская натяжка. При приеме государств ООН не рассматривает эти вопросы. Границы принимаемого государства ни "утверждаются", ни оспариваются (так же, как его государственная структура или строй, политическая система, экономические основы или господствующая религия). Так поступает и большинство других организаций, кроме НАТО, которая требовала урегулирования споров с соседними государствами, Организации Исламская конференция, где за основу принята религия или Всемирной торговой организации, имеющей особый порядок приёма, но тоже без какого-либо "утверждения" границ (более того, там речь больше не о государствах, а о таможенных территориях).

Вы считаете, что армянская сторона отличается от азербайджанской большей гибкостью и конструктивностью. Между тем Дэвид Аткинсон в интервью BBC сказал, что всем очевидно, что Азербайджан никогда не согласится с независимостью НК или его присоединением к Армении, поэтому Совет Европы не может признать НК. Значит, жесткость азербайджанцев все же достигает цели и давить, похоже, будут на армянские стороны, как более мягкие и гибкие, конструктивные?

Давление извне считаю допустимым только в одном случае, вернее, в одном вопросе - в целях недопущения или пресечения попытки решить спорные вопросы силой. И тут оно должно быть отрезвляюще эффективным. Остальное - предмет переговоров, но не бесконечных.

Несмотря на то, что между странами-сопредседателями меньше разногласий, нежели в 90-е годы, между ними идет серьезная конкуренция за степень присутствия в этом регионе. Судя по отдельным высказываниям об армяно-турецкой границе и о находящихся под контролем Карабаха территориях вокруг НКР, конкуренция идет по вопросу о том, под чьим контролем будут названные районы. В контексте указанной Вами перспективы "возврата Азербайджану" некоторых районов вокруг НКР можно ли говорить о возможности введения туда миротворческих сил? Если да, то каких - смешанных, американских или российских?

Международная миротворческая операция - предмет договорённости сторон, государств-участников ОБСЕ, а также новой резолюции СБ ООН. Важны её эффективность, относительная непродолжительность и минимум расходов. Она могла бы включать наблюдателей, размещаемых на перекрёстках дорог с нынешней линией соприкосновения и в подвижных группах, а также компактную, но убедительную силовую высокомобильную группу, способную быстрым выдвижением и без боя поставить на место нарушителей. Национальный состав миротворческих сил должен соответствовать упомянутым критериям и быть приемлем всем сторонам конфликта. Но это не более чем мнение частного лица. ("Де-Факто").

Чья армия сильнее?

По сообщению PanARMENIAN.Net, президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что увеличение военных расходов Азербайджана связано с переброской из Грузии в Армению части российского вооружения. "Правда, военная техника не передается Армении, а остается в распоряжении российской военной базы. Однако, в любом случае, военная техника перевозится в Армению, и это требует от нас предпринять соответствующие меры, увеличив военные расходы в бюджете", - заявил Ильхам Алиев. По его словам, в этом году военные расходы составят $300 млн против $175 млн в 2004 году. "Усиление оборонных возможностей необходимо для урегулирования нагорно-карабахского конфликта", - добавил президент АР. "Наша армия - сильнейшая на Южном Кавказе. Мы достигли превосходства и будем продолжать усиливать армию. Мы используем все дипломатические и политические методы, однако противник должен знать, что азербайджанская армия может быть мобилизована в любой момент и может освободить оккупированные территории".

Как сообщает ИА "Де-Факто", комментируя недавнее решение парламента Азербайджана увеличить расходы на военные нужды, сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России Юрий Мерзляков отметил: "Не хотелось бы, чтобы это было в подкрепление каких-то своих позиций на переговорах".

"Откровенным военно-политическим шантажом" назвала выступление президента Азербайджана Ильхама Алиева армянская газета "Айоц Ашхар". Обещание Алиева выделить $300 млн в текущем году на оборонные нужды не может остаться незамеченным армянской стороной, пишет газета. Сопоставляя заявление Алиева с создающейся, в связи с предстоящими парламентскими выборами, непредсказуемой внутриполитической ситуацией в Азербайджане, газета приходит к выводу, что подобная "национальная идея" является ни чем иным, как "азербайджанской панацеей от цветной революции". В случае же, если лекарство не подействует, пишет газета, то при малейшей возможности "идея" будет перенесена в плоскость армяно-азербайджанских отношений и станет карт-бланшем для возобновления хотя бы кратковременной войны.

Через два года Вооруженные силы (ВС) Армении будут полностью укомплектованы профессиональным офицерским составом. Об этом, сообщает ИА REGNUM, заявил секретарь совета национальной безопасности при президенте Армении, министр обороны Серж Саркисян, выступая перед выпускниками военного Института имени Вазгена Саркисяна. Серж Саркисян указал на необходимость сохранения и укрепления боеспособности армии. По его словам, "это даст возможность вести достойные переговоры с нашим врагом и достичь благоприятного для нашего народа решения нагорно-карабахского конфликта". Министр подчеркнул также важность усовершенствования Вооруженных сил страны. "Мы должны стремиться не отставать от лучших армий мира. До 2015 года мы решим эту задачу. Помните две вещи - правительство в состоянии сегодня обеспечить ВС Армении всеми необходимым, чтобы победить любого врага", - отметил он.

Обращаясь к заявлению Ильхама Алиева о мощи азербайджанской армии, бакинский еженедельник "Обозреватель" с вопросом: "Если мы такие сильные, то почему до сих пор не вернули оккупированные Арменией земли? А если не сделали этого до сих пор, то насколько растущий потенциал нашей армии дает нам такую уверенность на перспективу?" обратился к независимому военному эксперту, полковнику Узеиру Джафарову. "Я не знаю, на основании каких критериев выводится оценка нашей армии как самой сильной. В данном случае президент, одновременно являясь верховным главнокомандующим национальной армии, не мог сказать по-другому, так как каждая страна старается преподносить свои вооруженные силы в более внушительном ракурсе", - ответил Джафаров, по мнению которого из трех республик Южного Кавказа самой мобильной и подготовленной армией обладает Грузия. "А все потому, что армия этой страны обучается и вооружается под эгидой НАТО, конкретно - США. В итоге грузинская армия, состоящая из 4-5 бригад, по своим качествам превосходит те 10-15 бригад, которые имеются в азербайджанской и армянской армиях". Полковник выразил сожаление, что Азербайджан в отличие от той же Армении еще не владеет арсеналом новейшего оружия. "...Нельзя забывать о том, что Армения обладает новейшими зенитно-ракетными комплексами С-300, способными достигать центра Азербайджана и Баку. Более того, если наша армия еще полностью не перешла даже на танки Т-72, то армянские войска почти полностью перешли на новейшие танки Т-90". "Мне стыдно смотреть, когда по ТВ показывают нашу старую бронетехнику в виде танков Т-55", - заявил "Обозревателю" Джафаров. Другой существенной проблемой, по мнению эксперта, является то, что армянские офицеры, подготовленные за рубежом, в основном в России, сразу же находят себе место в вооруженных силах своей страны. "У нас же ситуация прямо противоположная: наши офицеры, обучавшиеся в вузах Турции, России, Украины, по возвращении на родину не могут найти соответствующую работу. Их бесценный опыт далеко не всегда оказывается востребованным в своей стране. Я могу назвать вам некоторых из них: лейтенант Курбанов, полковник-лейтенант Алиев и пр. Вместе с тем я уверен, что нам удастся создать мощную армию, способную вернуть оккупированные земли. Для этого у Азербайджана имеются все возможности - как материальные, так и моральные". Газета в свою очередь сравнивает азербайджанскую армию с армянской и утверждает, что "сравнение не в пользу последней". В качестве примера приводится один из армянских генералов - заместитель министра обороны Армении Манвел Григорян. Этот человек, пишет азербайджанский еженедельник, в отличие от всех прочих высших офицеров армянских вооруженных сил, обладает лишь четырехклассным школьным образованием. "В юности работал шофером на грузовике. В начале 80-х годов был трижды осужден за мошенничество и несколько лет провел в тюрьме. В начале 90-х годов возглавлял отряд боевиков, бесчинствовавших на территории Нагорного Карабаха. Его отряд отличался тем, что грабил не только азербайджанские, но и армянские дома, чем снискал себе дурную славу даже среди армян". Будучи правой рукой Сержа Саркисяна (министр обороны РА - прим. ИА REGNUM), стал его заместителем". Предан своему патрону до смерти, пишет газета. "Благодаря покровительству в лице министра обороны он обладает огромной властью. Так, Армавирский район Армении, откуда он родом, отдан ему в полное владение. Все бизнесмены и предприниматели этого района платят ему дань. Благодаря этому он построил себе несколько вилл в разных районах страны, в том числе и в Эчмиадзине. Последняя усиленно охраняется. Более того, замминистра ввел там порядки, как в царские времена, когда при появлении царя надо было либо стоять по стойке смирно, либо снимать шапку. Всех несогласных и недовольных он лично избивает. Несколько месяцев назад таким образом был избит молодой епископ, в результате чего попавший в больницу.... Все поборы в армии также связаны именно с этим человеком. На все существуют специальные расценки: за то, чтобы не служить на территории Нагорного Карабаха, призывник из Армении платит от 600 до 1000 долларов США, чтобы служить в Ереване - 500 долларов, по месту жительства - 1000. За 300 долларов в месяц можно вообще не служить и сидеть дома. Сутки увольнения стоят 10 долларов". Таким образом, утешается газета, "по сравнению с армянами наша армия действительно может кому-то показаться "самой-самой".

"В существующих реалиях говорить о гонке вооружений между Арменией и Азербайджаном - постыдное явление", - заявил министр обороны Армении Серж Саркисян, комментируя по просьбе журналистов высказывание президента Азербайджана Ильхама Алиева о том, что в 2005 г. расходы на оборону в Азербайджане вырастут до $300 млн вместо $175 млн в прошлом году. "Более того, считаю постыдным об этом громко заявлять. Если цель людей - получить превосходство и этим способом решить нагорно-карабахский конфликт, то почему об этом говорить так громко?" - спрашивает министр. По его словам, $300 млн - "не такая уж большая сумма, чтобы нас испугать". "Я говорил три месяца назад и повторяю теперь, что в 2005 году в распоряжении армянской армии есть не меньше средств и возможностей, чем эта сумма. Так что $300 млн нас не испугают, просто это нежелательно. Я не вижу в этом смысла, особенно теперь, когда все говорят, что военный путь - не есть способ решения проблемы Нагорного Карабаха". "Предположим, Азербайджан увеличит расходы не до $300 млн, а до $400 млн... От этого ничего существенного не изменится. Это не гонка вооружений между СССР и США в период холодной войны, когда внедрялись миллионы долларов для создания новых видов вооружения. Но как говорят, каждый делает свое дело так, как умеет", - резюмировал глава оборонного ведомства Армении. (ИА REGNUM).

Поствыборный Карабах

24 июня президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян принял директора карабахских программ "Благотворительного фонда Туфенкян" (США) Андраника Гаспаряна, пишет газета "Азат Арцах". Собеседники говорили о реализации в Арцахе (самоназвание Нагорного Карабаха - прим. ИА REGNUM) благотворительных программ, спонсируемых фондом. Ими также был обсужден ряд вопросов, связанных с реализацией инвестиционных проектов. По словам Гаспаряна, в настоящее время специалисты изучают перспективные сферы, а о самих инвестициях можно будет говорить уже в ближайшем будущем, в ходе планируемой поездки г-на Туфенкяна в НК. В свою очередь Аркадий Гукасян отметил, что Арцах благодарен г-ну Туфенкяну и "Благотворительному фонду Туфенкян" за оказываемое содействие, и выразил готовность властей содействовать расширению сотрудничества.

27 июня президент Аркадий Гукасян принял представителя британской неправительственной организации "Ресурсы примирения" (РП) Лоуренса Бройерса. Бройерс, являющийся одновременно редактором издаваемого этой организацией спецвыпуска журнала "Аккорд", ознакомил президента с идеей выпуска отдельного номера, посвященного карабахской тематике. Он отметил, что в рамках указанного проекта, в частности, планируется проведение интервью с представителями неправительственного сектора всех конфликтующих сторон. Бройерс сказал, что РП хотела бы получить принципиальное согласие карабахской стороны на участие в проекте. В свою очередь Аркадий Гукасян, в целом одобрив проект по всестороннему ознакомлению общественно-политических кругов западного мира с карабахской проблематикой, выразил надежду, что подход журнала к проблеме будет носить объективный и беспристрастный характер. При этом он отметил, что "власти НКР всегда выступали за расширение контактов между сторонами противостояния как на официальном, так и общественном уровнях". Касаясь деятельности РП в регионе, Аркадий Гукасян выразил сожаление, что эта организация не участвовала в мониторинге состоявшихся в НК парламентских выборов, что позволило бы ей лучше понять сегодняшние реалии Нагорного Карабаха как в плане демократизации НК, так и ее позицию в вопросе мирного урегулирования конфликта с Азербайджаном. ("Азат Арцах").

28 июня состоялось очередное заседание правительства Нагорного Карабаха, на котором были приняты решения по более чем 20 вопросам. Как сообщает информационный портал МИД НК, в начале заседания премьер-министр Анушаван Даниелян остановился на результатах парламентских выборов в НК, назвав их "общенародной победой". "Наши ожидания оправдались. Думаю, не ошибусь, если скажу, что нам удалось провести справедливые и демократические выборы, что подтвердили и международные наблюдатели", - сказал глава правительства. Членами правительства были одобрены законопроекты "О неплатежеспособности", "Об адвокатуре", "О порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов". Премьер подчеркнул важное значение развития туризма, который, по его словам, "лет через 7 должен стать одним из основных источников доходов НКР". Правительство приняло постановление о ежемесячных выплатах в размере 25 тысяч драмов лицам, удостоенным в соответствующих сферах почетного звания "Народный". Другим решением правительства детям, оставшимся без родительской опеки, ежемесячно будет выделяться денежное пособие в размере 16 тысяч драмов ($15.5). На заседании было также принято решение о создании комиссии по празднованию 14-й годовщины провозглашения Нагорно-Карабахской Республики. Комиссию возглавит вице-премьер Арарат Даниелян.

Как сообщает "Арминфо", 24 июня Центральная избирательная комиссия Нагорного Карабаха огласила окончательные итоги парламентских выборов и вручила мандаты депутатам НС НК 4-го созыва. В парламент НК избраны 33 депутата: 11 - по пропорциональной системе и 22 - по одномандатным округам. В НС прошли 5 кандидатов от "Демократической партии Арцаха", по 3 - от партии "Свободная Родина" и блока "Армянская революционная федерация "Дашнакцутюн" - Движение-88". По мажоритарной системе депутатами стали: в округе № 1 - Армен Абгарян, № 2 - Жанна Галстян, № 3 - Валерий Арутюнян, № 4 - Араик Арутюнян, № 5 - Максим Мирзоян, № 6 - Арарат Даниелян, № 7 - Сергей Сейранян, № 8 - Гагик Петросян, № 9 - Самвел Акопян, № 10 - Беник Бахшиян, № 11 - Иван Аванесян, № 12 - Армен Оганян, № 13 - Рудик Уснунц, № 14 - Рудик Мартиросян, № 15 - Сергей Оганян, № 16 - Григорий Гаспарян, № 17 - Гарник Мирзабекян, № 18 - Артур Товмасян, № 19 - Олег Григорян, № 20 - Ваграм Атанесян, № 21 - Арцвик Саркисян, № 22 - Карен Григорян. Председатель ЦИК Сергей Насибян отметил, что в комиссию поступило 15 жалоб, 4 из которых переданы на рассмотрение в прокуратуру. Итоги выборов были опротестованы в трех округах, однако ЦИК решила, что имевшие место в них нарушения в целом не могли повлиять на итоги выборов.

Верховный суд Нагорного Карабаха должен принять решение о дате рассмотрения иска блока "АРФ "Дашнакцутюн" - Движение-88", в котором оспариваются итоги прошедших парламентских выборов, пишет газета "Аравот". Газета отмечает, что представленные блоком три заявления об нарушениях избирательного законодательства Центризбирком НК направил в прокуратуру. В результате проверок прокуратура пришла к выводу, что основания для привлечения к уголовной ответственности по указанным фактам отсутствуют.

Ереванская газета "Чоррорд Ишханутюн" пишет, что для турецких и азербайджанских СМИ "наилюбимейшей темой последних дней" является оценка, данная парламентским выборам в Нагорном Карабахе партией "Дашнакцутюн". "И представители Турции, и представители Азербайджана откровенно млеют от восторга, что приведенные "Дашнакцутюн" оценки позволяют им доказывать, что Карабах не более демократичен, чем Азербайджан".

Как сообщает агентство "АРКА", 30 июня состоялось первое заседание новоизбранного парламента Нагорного Карабаха 4-го созыва. Выступивший на заседании президент НК Аркадий Гукасян поздравил новоизбранных депутатов и заявил, что власти республики сделали все возможное, чтобы выборы прошли свободно, справедливо и прозрачно. По его словам, это отражено в оценках международных и местных наблюдателей. "Любые попытки бросить тень на прошедшие выборы считаю безосновательными", - заявил президент. В результате тайного голосования депутаты избрали председателя Национального Собрания НК 4-го созыва. 30 голосами "за" (3 бюллетеня признаны недействительными) спикером парламента избран Ашот Гулян. Вице-спикером стал Рудик Уснунц, за которого проголосовали 29 депутатов (1 "против", 3 бюллетеня были признаны недействительными). В ходе заседания председателями постоянных парламентских комиссий избраны: по внешним сношениям - Ваграм Атанесян, по вопросам производства и производственной инфраструктуры - Беник Бахшиян, по вопросам социальной сферы - Арпат Аванесян, по государственно-правовым вопросам - Юрий Айрапетян, по вопросам финансов, бюджета и экономического управления - Араик Арутюнян, по обороне, безопасности и правопорядку - Рудик Мартиросян. Сформированы также составы комиссий.