24 августа в Москве состоялся очередной раунд переговоров между главами МИД внешнеполитических ведомств Армении и Азербайджана Варданом Осканяном и Эльмаром Мамедъяровым под эгидой Минской группы ОБСЕ. Ранее главы МИД двух стран при участии посредников провели неофициальную встречу. Как отмечают сами министры, их задача состоит в сближении позиций и подготовке повестки обсуждаемых вопросов к саммиту глав СНГ в Казани 26 августа, в рамках которого запланирована очередная встреча президентов двух стран Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева.

Свои комментарии по перспективам урегулирования нагорно-карабахского конфликта, а также о роли Москвы в этом процессе высказала в интервью радиостанции "Немецкая волна" (DW-WORLD) немецкий эксперт по Кавказу и России профессор университета в Мюнстере Эва-Мария Аух. Вкратце, позиция Эвы-Марии Аух сводится к следующему: "Минская группа ОБСЕ (посреднический формат, в рамках которого проходит переговорный процесс между Арменией и Азербайджаном - ред.) с большим рвением занимается этим вопросом". Аух считает, что "достичь соглашения в рамках этих встреч вполне реально", но при этом добавляет, что не имеет в виду "заключение мирного договора". "Исходя из содержания предыдущих переговоров о Нагорном Карабахе, одним из пунктов этого документа могла бы быть договоренность о выводе войск Армении из семи областей на ее границе с Нагорным Карабахом", - говорит немецкий эксперт. Она считает, что стороны могут договориться "и о возможности возвращения азербайджанцев в эти районы, и в сам Нагорный Карабах". Аух убеждена, что "это максимум, чего можно ожидать от соглашения между двумя странами на данном этапе". В числе "ряда других пунктов, выполнение которых могло бы послужить укреплению доверия между сторонами", она указывает на "открытие транспортного коридора между Нагорным Карабахом и Азербайджаном".

Что касается позиции России в вопросе урегулирования ситуации вокруг Нагорного Карабаха, то, по наблюдениям собеседника "Немецкой волны", "она не изменилась: Россия была и остается союзницей Армении". При этом, Аух считает, что "Россия по-прежнему не стремится к стабилизации обстановки на Кавказе". "В достижении урегулирования с активным участием Америки Россия не заинтересована. Позиция России зависит от ее отношений с США, и пока у этих стран разные взгляды на ряд проблем, в том числе и чеченскую, отношение России к вопросу о Нагорном Карабахе не изменится. Долгосрочная стабилизация региона не входит в ее интересы, во всяком случае, до тех пор, пока там сильно влияние США", - говорит Эва-Мария Аух.

Свою точку зрения относительно комментария немецкого профессора высказал в беседе с корреспондентом ИА REGNUM президент фонда "Свободная Европа" Сергей Степенков.

"Прежде всего, хотелось бы напомнить читателю официальную позицию Москвы по данной проблематике. Россия, действительно, придерживается позиции, на мой взгляд, единственно верной в таком остром вопросе. А именно, решение нагорно-карабахского конфликта может быть найдено в результате переговоров между сторонами, а сам конфликт должен быть решен исключительно мирным путем. Довольно лаконично и просто... Что касается высказываний немецкого эксперта... Говоря о последовательной работе Минской группы ОБСЕ, г-жа Аух, почему-то, не указывает на тот факт, что российская сторона является полновесным сопредседателем этой структуры наравне с США и Францией. Стоит также напомнить, что непосредственный участник переговоров от американской стороны Стивен Манн неоднократно высказывался о том, что США и Россия наладили в рамках МГ ОБСЕ действительно плодотворную работу, и какие-либо противоречия в подходах к проблеме между сопредседателями просто отсутствуют. Императивом номер один, как для США, так и для России является мирное решение конфликта, исключение возможности возобновления новой разрушительной и братоубийственной войны. Так, что ссылка г-жи Аух на деструктивную роль России и противопоставление американской политике в данном случае выглядит малоубедительной. Повторюсь, все усилия и, хочется верить, перспективные победы МГ ОБСЕ являются в равной мере победой мирной дипломатии России.

Первую же часть комментария г-жи Аух мне бы и вовсе не хотелось комментировать. Ее я предпочту оставить на совести немецкого профессора. Здесь, мне кажется, допущены довольно грубые комментарии по весьма щепетильному вопросу. В частности, г-жа Аух позволяет себе исходить из "содержания предыдущих переговоров о Нагорном Карабахе", хотя формат переговоров, на самом деле, является строго конфиденциальным. Она не допускает возможности "заключения мирного договора", но тут же говорит о существовании какого-то "документа", хотя представители сторон, а также международные посредники утверждают обратное - никакого документа пока нет. Откровенно говоря, создается впечатление, что немецкий политолог не обладает достаточными знаниями по самой сути вопроса. Чего только стоит ее предположение о возможности вывода войск Армении из семи областей на ее границе с Нагорным Карабахом". Во-первых, никаких семи районов между Арменией и Нагорным Карабахом нет. Речь, вероятнее всего, идет о районах между Нагорным Карабахом и Азербайджаном, которые контролируются армянской стороной. Да и то официальный Ереван категорически отрицает свое военное присутствие в этих районах. Говоря же о возвращении азербайджанских беженцев и разблокировании железнодорожного сообщения, г-жа Аух явно форсирует события. Если профессор в данном случае рассуждает с позиции Запада, то глубоко уверен, что форсированный возврат армянской стороной семи районов (а в их число входит и Лачинский район с гуманитарным коридором, а также Шушинский район с центром Шуши в десятке километров от столицы Нагорного Карабаха) не может произойти без военного давления на армянскую сторону. А массовое и, главное, безопасное возвращение азербайджанцев в места их прежнего проживания возможно лишь после достижения всеобъемлющего мира. В этом случае нелишне подумать и о возвращении сотен тысяч беженцев-армян. В противном случае - сценарий г-жи Аух - прямой путь к новой войне.

В итоге, я бы хотел посоветовать западным аналитикам и экспертам проявлять максимум уважения к таким конфликтным вопросам, как карабахский. Не следует забывать, что с этой проблемой переплетена судьба десятков тысяч людей, в том числе детей и стариков. Прежде чем рассуждать и давать советы, следует хотя бы раз посетить эти регионы, посмотреть на людей и соприкоснуться с их бытом. Практически уверен, что г-жа Аух этого не делала".