Председатель Законодательного Собрания Чеченской Республики Дукуваха Абдурахманов в интервью ИА REGNUM рассказал о взаимоотношениях Чечни с соседними регионами, а также изложил свое видение ситуации на Ближнем Востоке.

Чечню принято считать мононациональной республикой. Так ли это?

Сегодня в республике живут представители всех народов. Возвращаются те, кто вынужден был ее покинуть из-за военных действий. Сначала приезжают в отпуск, через год находят себе рабочие места и остаются. Есть проблема с финансированием для обустройства тех, кто возвращается. Дома и квартиры, в которых они когда-то жили, разрушены. Парламент намерен заложить на их восстановление в следующем году 250 млн рублей. И по мере надобности будем увеличивать или уменьшать эту сумму.

У нас тут никто не пользуется понятиями "свой" и "чужой", как это принято в Москве. Там у многих принято говорить о том, что, если кавказец или чеченец, - значит, бандит. Но мы решительно против такой политики. Мы не раз обращались по этому поводу к спикеру парламента Москвы Владимиру Платонову, он первым поддержал нас. Когда мы погибаем, мы умираем как граждане России, на олимпиадах мы завоевываем медали как граждане России и поднимаем флаг России. Почему кто-то должен сравнивать нас с преступниками? Так не должно быть, мы россияне. У нас нет проблем с соседними республиками, с российскими регионами. Мы находим общий язык. Очень бы хотелось, чтобы журналисты давали объективную информацию о Чечне.

Вы говорите, что у вас нет проблем с соседними республиками, а как быть с Ингушетией, с которой у вас территориальные споры?

Это наследство, которое нам досталось от Бориса Ельцина. Республику Ингушетия создали, но до конца не довели главный вопрос - не обозначили границы. Хотя была создана комиссия по определению границы между двумя субъектами. Тем самым Москвой был создан прецедент. Все субъекты имеют границы, только не определены границы между Ингушетией и Чечней. Возник земельный спор. Согласно Постановлению Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров от 28 февраля 1929 года, право на Сунженский район имеет исключительно Чеченская Республика. На момент объединения ингушской и чеченской автономий в 1934 году этот район был чеченский. И, соответственно, на момент разъединения он, безусловно, остаётся чеченским.
На днях разговаривал с председателем Народного Собрания Ингушетии Мухарбеком Дидиговым. Мы договорились в ближайшее время встретиться. По мне, этот спор создала Москва, она и должна определиться. Нам ругаться нельзя. Мы один народ. Есть непонимание у руководителей. Спор на пустом месте. И ингушское руководство до подписания соглашения не должно говорить, что эта "наша территория". Мы один братский народ - вайнахи, но если мы создали две республики, то, соответственно, между ними, согласно российскому законодательству, должны быть административные границы. А основанием для их определения могут служить лишь архивные документы и историческая правда. И факт в том, что единственным законным основанием для нас могут служить границы между двумя автономиями, которые были на момент их объединения в один регион в 1934 году.

Но после реабилитации чеченского и ингушского народа двум народам были переданы три района Ставропольского края.

Они нам из Ставропольского края нам не передавались. Они нам передавались из Грозненской области, как и Кизляр передали из Грозненской области, и Пригородный район передали из Грозненской области (Грозненская область была создана после ликвидации Чечено-Ингушской АССР в 1944 году - ИА REGNUM). Вся эпоха советской власти прошла в межеваниях, но сейчас никто не хочет делать экскурсы в историю. У нас очень хорошие отношения со Ставрополем, там живут наши братья, и лишние слова не уместны. В одной стране народы не должны называть друг друга гостями, так нельзя, мы все россияне. Каждое слово надо взвешивать и говорить осторожно, чтобы никого не обидеть. В свое время советская власть переселила дагестанцев в Ставропольский край. Они прожили 50 лет, куда им ехать? Руководство Ставропольского края ведет правильную межнациональную политику и пресекает все националистические разговоры. Знаете, веками выстраивались неправильные межнациональные отношения и сегодня вычищаются "авгиевы конюшни". Вы представляете, какое наследство досталось нынешнему президенту.

Если мы что-то хотим доказать, надо апеллировать к документам, а не ссылаться на то, что кто-то где-то прожил 20 лет, а кто-то 150. Право на территорию должны доказывать документально. Чтобы нас не коснулось то, что произошло на БВ, мы должны жить сплоченно и отбрасывать все не нужные разговоры и вести диалог цивилизованно. Мы граждане одной страны.

В СМИ муссируются слухи, что на стороне оппозиции в Сирии воюют граждане России с Северного Кавказа, в том числе из Чечни. Есть ли у вас какие-то данные по этому поводу?

Никакой такой информацией мы не владеем. С другой стороны, напомню, что на Ближнем Востоке несколько веков проживают чеченцы и другие выходцы с Северного Кавказа. На Голанских высотах было шесть чеченских сел. Потомки северокавказских эмигрантов принимают участие в войне на той или другой стороне как граждане сирийского государства. Но чтобы отсюда кто-то уехал в Сирию - такого нет. Нам тут туризм развивать надо, поднимать сельское хозяйство, производство, а не ерундой заниматься. Мы, наоборот, хотим, чтобы вакханалия, которую устроили международные террористы, поскорее прекратилась. Все, что произошло после Югославии с Ираком, Ливией, а теперь и Сирией - за всем этим стоят США и НАТО. Это ведь по сути третья мировая война, которую прикрывают всякими названиями. Пусть не прикрываются, а говорят прямо, что Башар Асад им мешает и они должны уничтожить все государство.

С вашей точки зрения, почему они хотят уничтожить Сирию?

Ближний Восток имеет тысячелетнюю историю, а что собой представляет США? Им всего лишь 300 лет. Они для начала уничтожили Ирак, где пришлые варвары разрушали исторические памятники, которым было по несколько тысяч лет. Пять тысяч лет зданиям. Арабскую культуру уничтожают. Временная администрация Ирака потворствовала тому, чтобы эти музеи были разграблены или уничтожены полностью. Уничтожаются очаги истории мировой цивилизации. Так не должно быть.

Беседовала Мадина Шавлохова - для ИА REGNUM