Механизм особых экономических зон еще надо оттачивать, заявил председатель комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Виктор Гришин, комментируя корреспонденту ИА REGNUM новое законодательство об особых экономических зонах. "Однако в новом законе о Калининградской экономической зоне многое удалось учесть, чтобы не повторить тот отрицательный опыт создания ОЭЗ, который у нас был, например, в Ингушетии или той же Калининградской области", отметил депутат.

"Созданы два ответственных органа - федеральный, который занимается, с одной стороны, федеральными налогами и организацией свободного таможенного режима, а, с другой стороны, осуществляет контроль за выполнением закона. Второй орган - так называемая администрация зоны, которая войдет в администрацию Калининградской области. Правда, с точки зрения полномочий, распределения ответственности между ними пока много неясностей", - сказал он.

Четкая регламентированность состава предприятий, которые допущены к участию в Калининградской ОЭЗ также является положительным моментом, заметил Виктор Гришин. Он напомнил, что упор сделан на предприятия обрабатывающей промышленности с привлечением новых технологий.

"Возможность предоставления льгот по таможенным пошлинам в условиях определенности, кто и на каких условиях освобождается от ввозных пошлин - еще одно преимущество закона. Более того, в отличие от общего закона об ОЭЗ, в данном законе есть возможность пользоваться льготой по налогу на прибыль. Второй налог, по которому предусмотрены льготы для резидентов зоны - налог на имущество", - сказал Гришин. Председатель думского комитета уверен, что закон о Калининградской ОЭЗ будет тем толчком, который поможет области продвинуться вперед в экономическом развитии. Сегодня ее положение можно сравнить с Псковской областью, но не с Ленинградской и тем более Санкт - Петербургом. Надо выходить на уровень Польши, считает собеседник ИА REGNUM.

Говоря о тех поправках, которые могут быть внесены в закон о Калинградской ОЭЗ, депутат предположил, что изменения должны коснуться части взаимоотношений двух органов, ответственных за зону - администрации и уполномоченного федерального органа, - которые прописаны не достаточно внятно. Особое внимание законодатели должны уделить более четкому администрированию налога на прибыль, чтобы исключить возможный отрицательный эффект, характерный для прошлого опыта создания особых экономических зон в России.

Второе чтение законопроектов об особой экономической зоне в Калининградской области и особых экономических зонах в России запланировано Госдумой на 9 июля.