Украинские события привели к возникновению новых вызовов для процесса евразийской интеграции, которые требуют определенной реакции со стороны России. К такому выводу пришли эксперты уфимского Центра геополитических исследований "Берлек-Единство" Радик Мурзагалиев и Дмитрий Михайличенко, представившие 24 июля в Москве свой аналитический доклад "Постмайданные контуры евразийской интеграции: трансформация ограничителей и перспектив", передает корреспондент ИА REGNUM.

"Эти события серьезно повлияли на геополитическую конфигурацию в Евразии. Аналитики и эксперты в Центральной Азии сразу же начали экстраполировать логику событий на Украине на суверенитет республик региона. Для современной России Центральная Азия представляет одно из приоритетных направлений во внешней политике, поэтому от того, как будут восприняты украинские события в Центральной Азии, во многом зависят перспективы евразийской интеграции", - отмечают авторы доклада.

Они обратили внимание на реакцию государств Центральной Азии после воссоединения Крыма с Россией. Так, "Туркменистан ожидаемо воздержался от каких- либо суждений по поводу событий на Украине": "Такая позиция подтверждает верность курсу нейтралитета и полной незаинтересованности относительно дел других государств, включая соседей".

Казахстан и Белоруссия, фактически, признали итоги крымского референдума. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев при этом, как отмечается в докладе, "показал, что является верным сторонником евразийской интеграции и не рассматривает всерьез спекуляции по поводу Северного Казахстана, о которых так долго говорят в западных СМИ".

А вот Узбекистан занял наиболее прозападную позицию в крымском вопросе. Авторы доклада отмечают, что МИД этой республики выступил с заявлением, в котором не упоминается референдум в Крыму, но говорится о "территориальной неприкосновенности и политической независимости любого государства". "Вполне возможно, что именно Узбекистан после 2014 г. станет одним из оплотов США в Центральной Азии", - сказано в докладе.

Эксперты отметили, что кризис на Украине "породил целый каскад факторов, включая идеологемы и фобии общественного сознания", которые представляют угрозу евразийским интеграционным инициативам России в регионе. Во-первых, "искаженное восприятие евразийской интеграции, согласно которому цель В. Путина якобы заключается в агрегации республик Центральной Азии в единое с Россией политическое пространство". Среди таких идеологем и фобий указываются и "предвзятые оценки евразийской интеграции как прямой угрозы суверенитету молодых республик Центральной Азии".

В докладе эксперты приходят к заключению, что интеграция выгодна государствам региона по ряду социально и экономически обоснованных причин. Так, к интеграции государства Центральной Азии побудит демографическая ситуация, а именно высокая доля молодого населения, поскольку вступление в Таможенный союз "откроет возможности беспрепятственного перемещения рабочей силы и значительно снизит, тем самым, риски политических и экономических потрясений в республиках Центральной Азии". Преимущества интеграции для простых граждан откроются с развитием рынка труда.

Помимо этого, указывается, что в свете готовящегося вывода Международных сил содействия безопасности из Афганистана, станут актуальны и вопросы коллективной безопасности, обеспечение которой будет невозможно без взаимодействия России и республик Центральной Азии.

Радик Мурзагалиев и Дмитрий Михайличенко в своем докладе предложили рецепт постмайданной стратегии России: "В сложившейся конфигурации Москве важно соблюдать тонкий баланс: реализовывать свои интересы через оказание помощи, но не переходить те грани, за которыми оказание помощи будет выглядеть как прямое геополитическое давление".

Для преодоления "некой эрозии или майданизации Центральной Азии" России и другим участникам евразийской интеграции, на их взгляд, необходимо предпринять ряд конкретных действий. В частности, "углубление за счет компромиссных решений экономического сотрудничества в рамках Таможенного союза", масштабные российские инвестиции в республики Центральной Азии, а также нейтрализация негативных факторов пребывания в России трудовых мигрантов из Центральной Азии и всесторонняя поддержка Россией "русского мира" в республиках.