Пресс-служба киргизского правительства вечером 25 января 2006 года распространила заявление премьер-министра Киргизии Феликса Кулова, которое стало реакцией на вынесение бишкекским судом оправдательного приговора киргизскому криминальному авторитету Рыспеку Акматбаеву, передает корреспондент ИА REGNUM. В заявление премьер-министра Киргизии Феликса Кулова сказано:

"Многочисленные обращения в мой адрес неправительственных, общественных и политических организаций, а также граждан с просьбами и даже требованиями высказать свое отношение к последним событиям, связанным с безответственным отношением правоохранительных и судебных органов к борьбе с организованной преступностью, обязывают меня обозначить свою собственную позицию, прежде всего как гражданина. В обществе явно нарастает тревога по поводу сращивания криминала с властью. Многим известны имена, но люди просто-напросто по-человечески боятся выговаривать их вслух, заботясь о личной безопасности, жизни и здоровье близких. Но если мы позволим себе и дальше так поступать, то продолжающаяся криминализация поставит под сомнение саму возможность демократического и цивилизованного развития Киргизии. В этой связи, я обязан назвать фамилии отдельных лиц, чьи действия, на мой взгляд, создают именно эту опасность. Это, прежде всего, некий Рыспек Акматбаев. Имя одного из ответственных за сложившееся положение - председатель Службы национальной безопасности (СНБ) Таштемир Айтбаев. Работа СНБ и некоторых других государственных структур дает основание критиковать власть за отсутствие борьбы с криминалом и коррупцией. Последний яркий пример - задержание с оружием и наркотиками начальника отдела по борьбе с организованной преступностью СНБ. И сегодня уже не удивляет, когда в судах подчистую оправдывают подозреваемых, чье участие в особо тяжких преступлениях практически ни у кого не вызывает сомнений. Несколько месяцев назад я встречался с представителями международных финансовых институтов. Тогда они однозначно выразили беспокойство тем, что появилась преступная группировка, причисляющая себя к упомянутому выше Акматбаеву и в открытую занимающаяся рэкетом, заставляя клиентов международных финансовых институтов, представителей среднего бизнеса платить дань.

То, что этот человек угрожает мне расправой, задело многих порядочных граждан. Меня уговаривали, чтобы я подал на него в суд. Но я считаю недостойным для себя связываться с теми, кто преследует свои низменные цели. Создавать им рекламу не намерен, но бороться с преступностью всеми законными средствами буду беспощадно. За себя не боюсь, но как государственный деятель считаю необходимым дать оценку работе судебной власти, прокуратуры и СНБ, которую сегодня нужно признать крайне неудовлетворительной. Не было еще в нашей практике, чтобы прокурор неожиданно снял в суде все обвинения, а суд полностью основывал свой оправдательный приговор на доводах государственного обвинителя.

Решение суда об оправдании человека, которого в обществе знают как криминального лидера, нанесло мощный урон имиджу нашего государства.

Многие люди сегодня растеряны, напуганы, говорят, что криминал побеждает, что теперь начнется разгул преступности, беспредел, борьба криминальных группировок за сферы влияния. Премьер-министру не подчиняются прокуратура, СНБ и суды. Однако в данных условиях я не могу не отреагировать адекватно на создавшуюся ситуацию. По данным МВД, в республике имеется 22 организованные преступные группировки, но из-за указанных выше причин эффективная борьба с ними не ведется. Более того, из некоторых бандитов пытаются лепить образ национальных героев, неких Робин Гудов, якобы бескорыстных защитников простых людей.

Несколько месяцев назад, Жогорку Кенешем (парламентом Киргизии ИА REGNUM) было принято решение о создании при Премьер-министре оперативно-следственной группы для борьбы с заказными преступлениями и бандитизмом. Соответствующий проект Закона давно подготовлен и внесен на рассмотрение, но не принимается. Видимо, кто-то очень боится за то, что криминалу будет дан жесткий и эффективный отпор. В этой связи, с учетом нынешней обстановки, имеющихся у меня прав и возможностей, я принял решение взять под личный контроль работу Управления по борьбе с организованной преступностью МВД республики, не подменяя при этом роль руководства министерства - наоборот, для того, чтобы оградить сотрудников МВД от возможных попыток повлиять на них или запугать. Я обращаюсь ко всем гражданам с просьбой об оказании нам всемерной поддержки, поскольку действенная борьба с криминалом возможна только с вашим участием. Обращаюсь к депутатам Жогорку Кенеша с предложением о срочной разработке и принятии "Закона о защите свидетелей". Вы прекрасно понимаете, насколько он нужен в нынешней обстановке.

Должен также констатировать, что экспертные оценки дальнейшего развития общественно-политической ситуации в нашей стране неутешительны. Криминализация непосредственным образом затрагивает интересы бизнеса, напрямую оказывая негативное влияние на экономику. Многие предприниматели боятся, не видят перспективы, некоторые из них уводят капиталы в другие страны, покидают республику. О каких иностранных инвестициях, о каком экономическом росте в подобных условиях может идти речь! Бездействие и молчание со стороны ответственных структур в данной ситуации становится непростительным.

Необходима немедленная реформа судебной власти и всей правоохранительной системы в целом. Мы не можем зависеть от того, какую команду коррумпированных и криминализированных чиновников станут исполнять суды и прокуратура. Необходимо срочно разобраться с кадрами, работающими в них, провести разумную ротацию и обеспечить приток здоровых и свежих сил за счет привлечения честных, компетентных специалистов.

Надеюсь, моя позиция будет поддержана в народе и президентом страны".