РЖД может прекратить пригородные пассажирские перевозки с 2011 года в трех регионах России - Приморском и Ставропольском краях и Калининградской области. Как передает корреспондент ИА REGNUM Новости, об этом 5 февраля на пресс-конференции в Москве сообщил начальник отдела организации пассажирских перевозок департамента пассажирского сообщения РЖД Геннадий Гришин. Перевозки, по его словам, будут прекращены, если не будут достигнуты договоренности о возмещении убытков за пассажирские перевозки.

По данным РЖД, в прошедшем 2009 году было перевезено 1,19 миллиард пассажиров, что на 12% меньше, чем в 2008 году. Это происходит, отчасти, из-за экономических проблем и снижение подвижности населения.

В некоторых регионах страны, в определённые периоды, падение пассажирских перевозок составляло 25%-30%. Например, в сторону Ленинградской области отменено 45 поездов. МЖД перевезла в прошлом году 537 млн. человек. Из них 349 млн. платных пассажиров, это на 0,5% больше, чем в 2008 году. Упал объём по льготным категориям граждан. С 1 января 2010 года в соответствии с Минздравом федеральные льготники могу оформить только разовый билет. Ранее была возможность оформить проездной на 50 поездок.

По данным компании, маршруты скоростного пригородного сообщения Москва-Мытищи, Москва-Болшево, Москва-Пушкино, Москва-Люберцы-Раменское, Москва-Железнодорожный являются рентабельными. На Московскую железную дорогу поступило в 2009 году 34 новых электропоезда, что составляет 63% обновления подвижного состава. На Ярославское направления МЖД поступили 12 новых электропоездов серии ЭД4М, которые являются весьма надёжными и современными подвижными составами. За 2009 год убыток РЖД составил 27,7 миллиарда рублей.

Как утверждают в компании, эксплуатационные расходы на обслуживание пригородного московского комплекса значительно превышают доходы, полученные от продажи билетов, поэтому пригородные перевозки остаются убыточными. Убытки в этой области за 2009 год составили 4,8 млрд. рублей. Кроме того, отмечают в компании, с 2011 года железная дорога не имеет возможности покрывать убытки в этом секторе за счёт перекрёстного субсидирования от перевозок грузов. Задача, которую перед собой ставит руководство РЖД, - уйти от убытков в 2010 году на 50%.

В нынешнем году уже подписаны договоры (разные по форме, содержанию и уровню компенсации) с 51 субъектом федерации о пассажирских перевозках. В этих договорах субъект является заказчиком, а значит, именно он должен покрывать убытки, которые несёт РЖД. Ряд субъектов отказались подписывать договор.

В настоящее время курсирует 6.900 поездов, это на 600 поездов меньше чем в прошлом году. По словам Геннадия Гришина, в будущем эта цифра ещё уменьшиться. В ряде субъектов возможно прекращение железнодорожного сообщения, если не будет подписан договор, сказал он.

Самый дешёвый билет на проезд в электричке в Чувашии - 8 руб. 16 коп. Самый дорогой в Москве - 26 руб. Это связано с тем, отмечают в компании, что правительство Москвы само регулирует цены на билеты. К примеру, Владимирская область и ещё 14 субъектов не регулируют тарифы. Перевозчик сам устанавливает свои цены, на декабрь 2009 года цена на билет составляла 14 руб.