В начале недели мэр Калининграда Юрий Савенко подверг резкой критике деятельность начальника МУП "Водоканал" Михаила Тягусова, заявив, что "этот человек своей некомпетентностью поставил под угрозу проект, которому сегодня нет равного в России" (речь идет о реализации проекта по реконструкции системы водоснабжения Калининграда, деньги на который в размере 50 млн. евро предоставляет Европейский банк реконструкции и развития. - ИА REGNUM). Мэр пообещал уволить директора коммунального предприятия "с треском", как только тот выйдет с больничного. В свою очередь сам Тягусов заявил региональным СМИ, что причина его увольнения состоит в том, что он в процессе изучения материалов по реализации проекта ЕБРР выявил хищения на сумму 200 млн. рублей (около $7 млн). ИА REGNUM обратилось к опальному чиновнику с просьбой рассказать подробнее о выявленных нарушениях.

ИА REGNUM: Михаил Викторович, как вы обнаружили недостачу 200 млн. рублей?

Когда в октябре 2004 года со своей командой я пришел в "Водоканал", то в первую очередь начал разбираться с этим проектом реконструкции системы водоснабжения Калининграда. На первый взгляд было странно, что проект работает уже 6-й год, а реального продукта еще никто не видел. Когда я начал изучать документы, то к своему удивлению не обнаружил в них элементарных признаков инвестиционного проекта. То есть отсутствовали экономическое обоснование целесообразности данного проекта, обоснование сроков и объемов капиталовложений, не было даже проектно-сметной документации, также не были проведены инженерно-проектные изыскательные работы, не были должным образом оформлены земельные отношения, а объекты, которые должны реконструироваться, не находились на балансе "Водоканала". В течение трех месяцев мы провели работу по инвентаризации всей документации, имеющей отношение к какой-либо инвестиционной деятельности "Водоканала", в том числе по проекту реконструкции системы водоснабжения, который финансируется ЕБРР. Более того, выяснилось, что в течение 6 лет западные консультационные компании из Швеции и Дании осуществляли на наши деньги консультационные услуги, от которых мы не получили продукта, имеющего экономическую или практическую ценность для нашего предприятия. Вместе с тем, за свои услуги эти фирмы получили из наших грантов более 200 млн. рублей. В итоге еще в марте прошлого года я подготовил соответствующий документ на имя мэра Калининграда Юрия Савенко с просьбой ознакомиться и принять решение по существу. Поэтому заявлений о том, что не встречался с мэром и не доносил ему свою точку зрения, я не принимаю. К сожалению, ответа от мэра по существу я не получил до сих пор.

ИА REGNUM: Вы считаете, что эти деньги были именно похищены? Какая тогда использовалась схема?

Судите сами: на протяжении 7 лет в проекте участвовали ряд консультационных фирм, такие как Vai VA-Project AB, SWECO Int, Swedish Development AB, Orling Price Waterhouse Coopers и ЗАО "ЦПРИП Проспект". Западные консультанты работали в своих офисах в Европе либо приезжали в Калининград, осуществляли свои услуги, а после этого предоставлялись счета на оплату услуг. Хочу особо подчеркнуть, что ни копейки от ЕБРР на счета "Водоканала" за этот период не поступало. То есть деньги расходовались со счетов за границей, а директор "Водоканала" был этаким зиц-председателем, который имел право только подписывать в Калининграде счет-фактуры, а реально распоряжаться денежными средствами не мог. Но одновременно именно директор "Водоканала" нес ответственность за нецелевое использование средств. Эта счет-фактура уходила в Швецию и там со счета ЕБРР перечислялись деньги на счет фирмы-консультанта.

ИА REGNUM: Какой характер носили рекомендации?

В том то и дело, что неизвестно, какого рода услуги они оказывали. Когда я пришел сюда, то увидел кучу счетов, одобренных прежним руководством предприятия. А с другой стороны проведенная нами полная инвентаризации продемонстрировала отсутствие какой-либо отчетной документации по предоставлению консультационных услуг. Соответственно, раз мы объект стратегический, через некоторое время я передал подробную справку в управления Федеральной службы безопасности по Калининградской области. И позиции по этой ситуации в течение прошлого года я регулярно корректировал с представителями ФСБ, отсебятины не было.

ИА REGNUM: За время вашей работы консультационные фирмы обращались за деньгами?

Конечно, и считаю, что именно то, что я отказал фирме SWECO International, не подписав в 2005 году ни одной счет-фактуры на оплату консультационных услуг, и послужило причиной всех этих событий. А на подписи у меня скопилось платежек на сумму в 1 млн. долларов по кредиту ЕБРР и еще на 1 млн. долларов по гранту из Швеции. По контракту, заключенному еще в 2002 году, SWECO должна была предоставить проектно-сметную документацию по ряду объектов, в частности, на реконструкцию канализационных очистных сооружений. Три года назад еще она должны быть у меня на столе. Так вот, мне ее отказались дать, мотивировав, что это коммерческая тайна. Я пытался с этой компании добиться документов, подтверждающих юридический правовой статус, поскольку в "Водоканале" нет таких документов. Нет ее устава, переведенного на русский язык и заверенного российским консульством в Стокгольме. Есть только копия, присланная по факсу, а так солидные иностранные компании не делают. И как только я начал требовать, на меня пошло давление.

ИА REGNUM: Со стороны кого?

Как со стороны иностранных компаний, так и отдельных руководителей в регионе. На 8 декабря был назначен координационный совет по проекту. Понимая, что на этом совете в первую очередь речь пойдет о претензиях компании SWECO, я за два дня до совета направил письмо в адрес и.о. мэра Юрия Беденко с описанием реальной ситуации. А SWECO в свою очередь поставили некий ультиматум, что если нам не заплатят деньги, то мы расторгнем контракт. После этого 22 декабря ко мне приходит письмо из мэрии, в котором мне предписывается, чтобы я организовал сообщение в прессе о том, что проект по канализационным очистным сооружениям выполнен и с ним может ознакомится общественность в "Водоканале" в таком-то кабинете в такие-то дни. Понятно, что это был бы прямой обман населения. Я снова направил в мэрию письмо с полным описанием ситуации и выводами, что на сегодняшний день отсутствует как старая, так и новая проектная документация. Ну а 23 декабря ко мне пришел управляющий мэрии Леонид Донских и потребовал, чтобы я написал заявление об увольнении по собственному желанию. Я отказался.

ИА REGNUM: Неужели вам так никто не поверил из руководства области?

Почему же, поверили, ведь все задокументировано. Например, на координационном совете меня поддержал министр ЖКХ и строительства правительства Калининградской области Сергей Бучельников. Он заявил, что компании SWECO проплачено почти 80% от суммы, а оценить ее работу не предоставляется возможным, из-за того, что в данный момент отсутствует сам продукт. "Может быть, это всего 10%", - предположил министр. И сам представитель ЕБРР, помощник банкира Олита Берзина высказалась, что крайне недовольна работой консультантов фирмы SWECO. Что ее тоже не устраивает скорость и качество работы компании.

ИА REGNUM: А вы считаете, что эти деньги "отмывом" ушли шведам или наши соотечественники приложили к этому руку?

Хороший вопрос. В принципе в этом должны разбираться правоохранительные структуры, и я направил все документы в прокуратуру Калининградской области. Правда, сделал это только сейчас. Но, думаю, что без помощи наших соотечественников вряд ли могло состояться это действие.

Справка. Михаил Викторович Тягусов, 44 года. Кандидат физико-математических наук. Окончил Московский физико-технический институт. С 1981 по 1992 год работал старшим научным сотрудником научно-производственного объединения "Астрофизика" в Москве. С 1993 по 1999-й год являлся генеральным директором Московского акционерного финансово-промышленного общества "МОГЭС" (Московское объединение государственных электрических станций), затем - генеральным директором ЗАО индустриально-финансовой компании "МОГЭС-Холдинг". В 2004 году М. Тягусов переехал из Москвы в Калининград. На должность директора "Водоканала" назначен в октябре 2004 года по результатам конкурсного отбора, который прошел в мэрии Калининграда.