В рижском Дворце конгрессов сегодня, 5 ноября, прошел 13-й съезд Партии народного согласия (ПНС) Латвии, собравший 197 делегатов со всей страны. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, кроме перевыборов руководства и уже ставших традиционными заявлений о необходимости скорейшего вхождения во власть, на форуме развернулась горячая дискуссия по поводу планируемого сотрудничества объединения "Центр согласия", в который входит ПНС, с Социалистической партией Латвии. Во Дворце конгрессов сегодня вообще много говорилось о будущем, так как недавнее партийное прошлое, очевидно, не радует: ПНС не попала в Рижскую думу на муниципальных выборах марта текущего года, затем, при учреждении "Центра согласия", партию в знак протеста покинул ее основатель и многолетний бессменный лидер Янис Юрканс, а сам "Центр согласия" по опросам общественного мнения пока не преодолевает 5% барьер на парламентских выборах, которые пройдут уже в октябре 2006 года.

Вместо Яниса Юрканса ПНС теперь возглавит руководитель парламентской фракции "Центра согласия", бывший до сих пор в ранге исполняющего обязанности председателя партии, Янис Урбанович - его избрали на безальтернативной основе, единогласно (при одном воздержавшимся). Ситуацию, в которой находится движение, он охарактеризовал так: "Не считая тяжелого промаха в Риге, выборы местных самоуправлений прошли, как мы и планировали: фактически, на сколько мест надеялись, столько и получили, а в двух городах руководителями муниципалитетов теперь являются представители ПНС". По поводу будущих парламентских выборов Урбанович заметил, что они важны не сами по себе, а как возможность сохранить трибуну Сейма, чтобы с нее обращаться к общественности. "Перерыв нам не нужен и мы сделаем все, чтобы он не наступил", - заверил Урбанович, подчеркнув, что партийными приоритетами по-прежнему являются образование, здоровье и благополучие. А то, что они до сих пор не стали приоритетами всего общества виновата и сама ПНС, мол, будучи в парламентской оппозиции не смогла в этом убедить общество. Между тем, чего партия хочет добиться реально, ее лидер сформулировал следующим образом: "В действительности нам не столь важны результаты парламентских выборов как таковые. Нам важно использовать напряженное и нервозное предвыборное время, чтобы всему обществу предложить свои идеи, которые не плохи".

Более оптимистичен в этом плане оказался председатель "Центра согласия", тележурналист Нил Ушаков: "ПНС должна доказать, что она является проводником идей согласия, идей, на которые в обществе, не смотря на все события последнего времени, существует устойчивый спрос. И доказать это можно одним единственным способом: естественно, в рамках объединения "Центр согласия" добиться адекватного представительства в Сейме и войти в правящую коалицию. Тогда ПНС сможет сделать главное: используя представительство в Сейме, представительство правящей коалиции, добиться решения основных проблем латвийского общества". В качестве главной проблемы Ушаков упомянул необходимость реализации социально направленной политики: "Я затрудняюсь подобрать правильное прилагательное последним статистическим данным Министерства благосостояния, которые показывают, что около 90% латвийских пенсионеров получают пенсии ниже прожиточного минимума". Прилагательное лидер объединения все-таки подобрал, назвав такие данные "постыдными".

Однако больше всего внимания делегаты съезда уделили не планам войти во власть, а предстоящему объединению с Социалистической партией. С резкой критикой такой идеи выступил представитель Рижской организации ПНС, ветеран вооруженных сил Латвии Георг Куклис-Рошманис: "Чтобы попасть в Сейм, чтобы попасть в депутатские кресла мы так отчаянно ищем себе партнеров, что готовы объединиться с коммунистами. Я считаю это предательством наших избирателей и единомышленников. Здесь сидят как народофронтовцы (участники движения "Народный фронт Латвии", - ИА REGNUM), так и участники баррикад. Те, кто боролся за ту Латвию, которую у нас в настоящее время отнимают национал-радикалы. Но разве из-за этого следует обращаться к лагерю противника?" Как заметил Куклис-Рошманис, сколько бы коммунисты не были внешне лояльными, они все равно остаются коммунистами. "Социалистическая партия Латвии, насколько мы знаем, не называется коммунистической только потому, что этого не позволяет законодательство, - привел он еще один аргумент. - И мы станем одними из них, то есть людей, которые по-прежнему придерживаются идей сталинизма и ленинизма. (...) Да, мы хотим попасть в Сейм. Но что мы скажем тем нашим товарищам, которые вступили в партию после развала ЗаПЧЕЛ (объединение "За права человека в единой Латвии", в которое раньше входили ПНС и Соцпартия, - ИА REGNUM)? Что мы скажем, тем, кто считает себя патриотами? Если мы будем в одной коалиции с коммунистами, то нам придется за них агитировать: избирательный список ведь будет единым. Агитировать за коммунистов, за Интерфронт, за Рубикса (Алфред Рубикс, председатель Соцпартии, - ИА REGNUM)? Куда же мы придем?" Кроме того, по словам Куклиса-Рошманиса, в последнее время в партии согласия не хватает внутреннего согласия, она боится новых идей. "Те, кто посылал делегатов и составлял списки, вычеркивал из них тех, кому не приемлема коалиция с коммунистами и другие глупости", - сообщил он.

Между тем, большинство выступавших объединение с социалистами поддержали. Любопытный пример в этом контексте привел депутат Сейма и член ПАСЕ Борис Цилевич, активно вступивший за сотрудничество с Соцпартией и на недавней конференции "Центра согласия". По словам Цилевича, коммунисты бывают разные: "Действительно, с коммунистами и сталинистами очень трудно сотрудничать, а, сидя в Сейме, с ними приходится встречаться каждый день. Есть такой, к примеру, ярко выраженный коммунист, как Петерис Табунс (депутат от праворадикального объединения "Отечеству и Свободе/Движение за национальную независимость Латвии", в прошлом парторг Латвийского радио, - ИА REGNUM), который всю жизнь служил коммунистической идеологии как работник идеологического фронта, и сегодня продолжает то же самое. Просто раньше он это делал по классовому признаку, теперь же - по национальному. И борется он против неграждан и нелатышей так же рьяно, как и боролся против идеологических врагов коммунистического режима. С такими людьми действительно сотрудничать очень трудно. И их очень много не только в "Отечеству и Свободе", но и в Народной партии, Новом времени, Латвийском пути и т.д." Что касается представителей Соцпартии, то, как уверен Цилевич, они изменились и сталинистами уже больше не являются. Однако никаких резолюций или программных установок по этому поводу принято не было: все закончилось лишь горячей дискуссией. В свою очередь кроме председателя партии съезд избрал четверых партийных секретарей: депутата Сейма Бориса Цилевича - будет отвечать за международные связи, депутата Сейма Ивана Рыбыкова, пользующегося большим авторитетом в Латгалии - региональная политика, депутата Сейма Андрея Клементьева - парламентское сотрудничество, а также руководителя Рижской организации ПНС Николая Захарова - организационные вопросы.

В думу ПНС, которая избрана в составе 56 человек, почему-то не вошел председатель "Центра согласия" Нил Ушаков. Корреспонденту ИА REGNUM он пояснил, что на практике было бы трудно совмещать должность председателя объединения с работой еще и в правлении или думе собственной партии.