Передел власти в Литве: причины, хроника, перспективы. О причинах смещения спикера. Новая старая коалиция. Новый председатель сейма и реванш Рабочей партии. Кто будет новым главой МИД Литвы? Партия Роландаса Паксаса надеется стать правящей. Запрет белорусского телевидения - "политическая ошибка". Белорусы - "последние язычники Европы". Бой Литвы с "ЮКОСом" за "Мяжейкю нафта": поляки против "Кремля". Борьба с нищетой в Литве. Литва надеется на деньги Евросоюза. Распределители средств ЕС - мошенники? Цены на недвижимость в Литве продолжают рекордный рост (статистика). Литва - на последнем месте в ЕС по доступу к интернету (статистика). В Литве увеличивается пессимизм (опрос).

Передел власти в верхах: смещен спикер сейма, уходит глава МИД, развал коалиции

11 апреля был неожиданно смещен со своего поста один из самых старых руководителей независимой Литвы, председатель литовского парламента Артурас Паулаускас. Несмотря на падавшую на него тень сына кадрового офицера КГБ, в независимой Литве он смог стать Генеральным прокурором Литвы, дважды побывать на посту спикера сейма, а также и временно исполняющим обязанности президента Литвы. Обладающий привлекательной внешностью и беспристрастным, уравновешенным характером, он также чуть не выиграл президентские выборы, когда соревновался с идущим на первый свой президентский пост Валдасом Адамкусом. Некоторые обозреватели отмечают, что как его взлет, так и его падение малообъяснимы и покрыты закулисной тайной. Поскольку Паулаускас является руководителем Нового союза (социал-либералы), который входит в правящую коалицию из четырех партий и имеет квоту в кабинете министров, то реально встал вопрос о судьбе правящей в Литве коалиции. С выходом из коалиции Нового союза возникла угроза распада правящего большинства, что чревато для Литвы периодом политической нестабильности.

Развитие событий. Мало кто из обозревателей ожидал такого поворота событий, поскольку причина, которая послужила оппозиции основанием для постановки на голосование вопроса об импичменте спикеру, выглядела более, чем несерьезной. В вину Паулаускасу был поставлен небольшой скандал вокруг работников канцелярии сейма, один из которых использовал служебный транспорт в личных целях. В литовских СМИ несколько дней обсуждалась информация о том, что эта работница возила на служебном автомобиле свою собачку. В ответ Палаускас заявил, что он не может контролировать каждого работника канцелярии - и не имеет даже на это права, поскольку в его обязанности входит руководство заседаниями сейма, а работников канцелярии контролирует руководитель канцелярии. Более того, точно такие же, и более крупного масштаба, скандалы почти одновременно произошли в правительстве и в президентуре: канцелярия правительства тайно заложила банку резиденцию президента страны, а на полученный кредит построила коттеджи для номенклатуры, включая и двух ведущих советников президента. Как премьер, так и президент заявили, что они ни о чем не знали и не отвечают соответственно за действия канцелярии правительства и работников президентуры. Вопрос об отставке премьера или импичмента президенту даже не ставился (Lietuvos žinios).

Однако эти аргументы не убедили оппозицию, которая собрала нужное количество голосов для постановки вопроса о доверии спикеру. Правящее большинство потому и правящее, что ему принадлежит большинство мест в парламенте, оно контролирует сейм, поэтому оно способно заблокировать любое предложение оппозиции. Импичмент Паулаускасу означает, что за него проголосовала часть правящего большинства. Обозреватели и политики называют такое поведение партнеров по коалицию "изменой". Шоком для всех, однако, стала даже не столько сама отставка Паулаускаса, сколько то, с каким огромным перевесом голосов сейм проголосовал за снятие Паулаускаса с должности спикера: за отставку спикера проголосовали 94 депутата Сейма, против - 11 парламентариев, 2 бюллетеня было испорчено. Политологи говорят, что такое невозможно без тайной указки руководства партий правящего большинства, как голосовать.

Напомним, что оппозиция сейма собрала 36 подписей членов сейма в поддержку начала процедуры выражения недоверия председателю сейма. Среди подписавшихся - члены фракции "Союза Отечества", либерал-центристы, либерал-демократы, ряд либералов и парламентариев, представляющих смешанную группу. Согласно уставу сейма, парламент должен обсуждать предложение о намерении инициировать недоверие руководителю парламента, если за это высказались не менее одной пятой членов Сейма, то есть 29 парламентариев.

О причинах смещения спикера. Единодушие, с которым сейм свергнул своего руководителя, требует, однако, более детальных объяснений. И одно из них можно найти в быстром росте популярности как Нового союза, так и его лидера. На фоне бесконечных скандалов, связанных с представителями правящих СДПЛ и РП, а также с именами их лидеров Бразаускаса и Успаских, Новый союз и его руководитель выглядели очень выгодно: ни одного скандала. Согласно опросам населения за март, литовцы выдвинули Паулаускаса в ряды одного из самых популярных политиков, а главное - Новый союз впервые обошел СДПЛ и занял почетное третье место, оттеснив своих "старших братьев" соцдемов на позорное четвертое место. В то же время РП, все еще сохраняя лидерство, почти растеряла свой огромный перевес и теперь от следующего на втором месте правого "Союза Отчизны" ее отделяет всего три процента рейтинга.

Другой причиной смещения спикера можно считать тот факт, что его уход выгоден почти всем политическим силам. Оппозиция в данной ситуации, в лице, прежде всего, правого "Союза Отчизны", который стремительно набирает очки у избирателей, выйдя на второе место и вплотную приближаясь к рейтингу РП, получает возможность маневров. Вплоть до возврата к когда-то серьезно обсуждавшейся идее "коалиции радуги", то есть создания новой правящей коалиции с одной или с несколькими из ныне находящихся при власти "левых" партий. Здесь многое может решить торг за посты.

Эта ситуация также выгодна Рабочей партии, лидер которой Виктор Успаских должен был удовлетвориться, несмотря на победу на последних выборах в сейм, местом второй партии коалиции. Самому ему не удалось стать премьер-министром, а впоследствии, после ряда скандалов вокруг якобы подделанного диплома и распределения евроденег "своим" фирмам, пришлось уйти в отставку даже с доставшегося ему поста министра хозяйства (экономики). Теперь у РП есть надежда, при формировании новой коалиции, вернуть себе часть утраченных позиций.

Однако, с другой стороны, ситуация выглядит не столь драматичной, если учесть, что Новый союз (НС), обладающий лишь двумя министерскими портфелями, не принципиальный член коалиции. Он попал в сейм лишь благодаря предвыборной коалиции с Социал-демократической партией Литвы (лидер Альгирдас Бразаускас) и благодаря этой коалиции лидер НС Паулаускас стал спикером сейма. Как писали в то время литовские СМИ, остается загадкой, каким образом лидер столь мелкой партии, которая имеет в сейме всего 11 голосов (из 141) может управлять сеймом. Логичнее было бы видеть на посту спикера сейма представителя самой большой группировки в сейме (39 мест) - фракции Рабочей партии. К этому и стремится сегодня РП.

Как сообщает радиостанция Žinių radijas, на заседании парламентской фракции Рабочей партии лидер партии Виктор Успаских 12 апреля заявил о возможности выдвижения на пост председателя сейма заместителя спикера и заместителя председателя РП Виктораса Мунтянаса. Кроме того, такое выдвижение не исключает, в случае создания коалиции на новом основании, выдвижения от РП кандидата на пост премьер-министра Литвы.

Тем временем, как сообщает национальное литовское радио Lietuvos radijas, 13 апреля Бразаускас заявил, что останется во главе трехпартийной коалиции после выхода четвертой партии. В то же время он подтвердил, что оставшиеся в коалиции партнеры будут искать, кем заменить ушедших социал-либералов: "Мы будем искать пути для усиления коалиции".

12 апреля три партии из бывшей коалиции - РП, СДПЛ и имеющая лишь один министерский пост мелкая Партия крестьян-народников подписали новое коалиционное соглашение. Согласно соглашению, главные посты поделены так: премьером остается Альгирдас Бразаускас, а пост председателя Сейма должен достаться одному из лидеров Партии труда Викторасу Мунтянасу (Lietuvos žinios). Кроме того, Бразаускас не исключает возможность, что два освободившиеся в результате ухода представителей от Нового союза министерских портфеля - тоже могут достаться РП (Delfi). По его словам, это логично, поскольку РП имеет большее количество мандатов в сейме, чем СДПЛ. Что не помешало соцдемам при формировании только что распавшейся коалиции поделить министерские портфели поровну и к тому же взять себе пост премьера. Но теперь, видно, ситуация другая и нужно уступать.

Сценарии развития событий. Возможные варианты развития событий: правящее большинство остается работать в составе трех партий, но тогда, не обладая численным перевесом в парламенте, проблематичной может стать работа правительства, которое не сможет проводить свою политику посредством принятия парламентом нужных законов и постановлений.

Другой вариант - начнутся поиски нового четвертого члена коалиции, какой-нибудь мелкой партии. Необходимое количество голосов в парламенте могут обеспечить правоцентристских Союз либералов и центра, а также отколовшийся от него Союз либералов. Имеются еще депутаты от польской и русских партий, а также фракция либерал-демократов (партия Роландаса Паксаса). Отдельно обсуждается вопрос о возможности переманивания некоторых депутатов от Нового союза или даже и оппозиции в ряды партий правящей коалиции, чтобы укрепить последнюю.

Наконец, третий вариант - уже упоминавшееся "большинство радуги". Правый "Союз Отчизны" объединяется с СДПЛ и с какими-нибудь мелкими центристскими партиями. Однако этот вариант рассматривается как один из наименее реальных в связи с враждебностью отношений между ныне правящими "левыми" и находящимися в оппозиции "правыми" партиями Литвы. Более приемлемая "радуга" - объединение с "силами центра", куда входят Союз либералов и центра, отколовшееся от него Движение либералов, а также считающие себя "левым центром", только что оставившие бывшую коалицию социал-либералы.

Взгляд президента и премьер-министра Литвы. В то же время, как сообщает телеканал LTV, пресс-секретарь президента Литвы Рита Грумадайте передала следующую позицию Валдаса Адамкуса в связи с наметившимся кризисом власти: правительство в бывшем составе должно работать, а партии не должны в ближайшую неделю предпринимать резких действий, поскольку последние приведут к дестабилизации, особенно в связи с важной задачей распределения средств ЕС. "Адамкус призывает политиков не играть судьбой государства" - материал в Delfi.

Позиция премьера Альгирдаса Бразаускаса, которую передает радиостанция Žinių radijas, сводится к сохранению статус-кво. Правительство, по его мнению, вряд ли уйдет в отставку, хотя отдельные министры могут и уйти. В отношении подавшей заявление об уходе министра социальной защиты и труда Вилии Блинкявичюте, Бразаускас сказал, что дело пока нерешенное. Согласно сообщению телеканала BTV, существует возможность перехода Блинкявичюте из рядов социал-либералов к соцдемам. В то же время лидер РП Успаских прямо заявил, что министр могла бы стать членом его партии. Такой человек был бы находкой как для соцдемов, так и для "трудовиков", поскольку она является одним из самым популярных политиков в Литве, конкурирующим по популярности с имеющим самый высокий рейтинг президентом Адамкусом.

Позиция Нового союза и реакция смещенного спикера. 12 апреля состоялось заседание Нового союза. Согласно принятому решению, в связи со сложившейся ситуацией, Новый союз покидает коалицию, а представители партии покинут свои посты в правительстве и сейме. Президиум нового союза решил, что нет "ни юридических, ни моральных причин" оставаться в правящей коалиции.

Напомним, что социал-либералы, согласно коалиционному соглашению, располагали двумя министерскими портфелями: в отставку должны уйти глава МИД Литвы Антанас Валёнис и министр труда и социальной защиты Вилия Блинкявичюте. Министр иностранных дел Валёнис, отбывший с официальным визитом в Китай и Южную Корею, как сообщает ELTA, заявление об отставке написал еще 11 апреля, в день импичмента Паулаускасу. Его примеру вскоре последовала Блинкявичюте.

После решения НС о выходе из правящей коалиции, представляющие партию председатели комитетов Сейма, руководители других парламентских структур тоже оставляют свои посты. Заявления об отставке уже написали председатель комитета сейма по обороне и национальной безопасности Альвидас Садяцкас, председатель комиссии по этике и процедурам Альгирдас Монкявичюс, покидает свой пост и руководитель делегации сейма в Балтийской Ассамблее Валерий Симулик. Вручить заявления об отставке в ближайшее время намерены и другие представители Нового союза, занимающие в сейме руководящие посты. Решившие покинуть руководящие посты в сейме социал-либералы будут освобождены только после того, как сейм утвердит это своим постановлением.

Сам Паулаускас считает, что голосовавшие против него парламентарии заинтересованы в переделе пирога власти, увеличении влияния в коалиции. По его словам, он ожидал этого: "Примерно этого я и ожидал. Я предвидел, что именно так все может закончиться". Паулаускас не сожалеет, что не подал в отставку до голосования. "Сегодня меня никто не может упрекнуть в том, что я разрушил коалицию".

Реванш Рабочей партии. Больше всего в данной ситуации выигрывает Рабочая партия, которая наконец привела в соответствие распределение постов количеству завоеванных ею мест в парламенте. "Официально Паулаускас с поста руководителя парламента удален по причине возникшего в канцелярии сейма "скандала из-за привилегий". Однако ни для кого не секрет: в кулуарах сейма говорят, что лидер социал-либералов смещен из-за стремления Рабочей партии усилить влияние в коалиции" (газета Kauno diena).

Правда, захотевший было в очередной раз пост премьера для своей партии Виктор Успаских должен опять отступить перед твердым желанием Бразаускаса быть премьером. Еще 12 апреля он заявлял, что партия будет добиваться поста премьера. На вопрос журналистов, будет ли РП добиваться кресла главы правительства, Успаских ответил: "Думаю, что да".

Однако, не получив пост руководителя кабинета министров, РП отыграла другую важную фигуру - место спикера сейма. В каком-то смысле это более важный пост, поскольку считается вторым в государстве после президента страны.

13 апреля от имени 53 членов Сейма староста фракции РП Лорета Граужинене предложила на этот пост заместителя председателя Сейма, представителя Партии труда Виктораса Мунтянаса. Мунтянас согласился баллотироваться на пост председателя сейма. Мунтянас заручился поддержкой как минимум трех партий правящей коалиции - Партии труда, Социал-демократов и Крестьян-народников. Они имеют в Сейме 71 голос из 141. Для избрания спикера необходимо, чтобы "за" проголосовали больше половины депутатов. Альтернативного кандидата на пост спикера не выдвинуто.

Новый председатель сейма Литвы. 13 апреля сейм избрал Виктораса Мунтяна председателем парламента. По предварительным данным, "за" проголосовали 75, "против" - 56 парламентариев. Мунтянас за два года сделал головокружительную карьеру от мэра провинциального городка до второго лица в государстве. Совершенно неизвестный в политике, он своей карьерой всецело обязан Виктору Успаских. Он - бывший вице-президент принадлежавшему Успаских концерна Vikonda, затем - член самоуправления Кедайняйского района, мэр Кедайняйского района. Городок Кедайняй называют "вотчиной" Успаских, ибо свой бизнес последний начал и обосновал именно там.

Когда Успаских решил накануне последних парламентских выборов срочно сколотить партию, Мунтянас стал первым заместителем Успаских по партии. В сейм Мунтянас избран по Каунасскому-Кедайняйскому избирательному округу. После победы Рабочей партии он стал заместителем председателя сейма.

Мунтянас родился 11 ноября 1951 г. в Мариямполе, где закончил среднюю школу. В 1973-1978 гг.. учился в Вильнюсском инженерно-строительном институте (сейчас - Вильнюсский технический университет им. Гедиминаса) и приобрел специальность инженера-строителя.

Возможный новый глава МИД Литвы. Как сообщила служба новостей национального телевидения LTV, им может стать карьерный дипломат, нынешний посол Литвы в США Вигаудас Ушацкас. По информации телеканала, с этим дипломатом ведутся переговоры о занятии им поста министра иностранных дел. Ушацкасу 41 год, он юрист по образованию, работал представителем Литвы по связям с НАТО, а также директором департамента политики МИД, вицеминистром, руководил переговорами Литвы по вступлению в ЕС. Пока что он не был замешан в скандалах и держался в стороне от политических игр, что выгодно его отличает от предшественника. Подавший прошение об отставке нынешний глава МИД Литвы Антанас Валёнис, представитель Нового союза, имел компрометирующий его шлейф "офицера запаса КГБ": его принадлежность к запасу КГБ была доказана специальной комиссией сейма, однако была признана его "полезность" на посту главы МИД. Он также известен своими резкими высказываниями в адрес России. Эксперты говорят о том, что в случае утверждения министром иностранных дел не политика, но карьерного дипломата Ушацкиса, от Литвы можно ожидать более дипломатических выражений и более сдержанного курса внешней политики в отношении к соседям.

Рвущиеся к власти

Экс-президент Роландас Паксас хочет возвратиться во власть. Еще одной неожиданностью для экспертов стала готовность Либерально-демократической партии Литвы (ЛДПЛ), возглавляемой отстраненным от политики Роландасом Паксасом, участвовать в формировании новой коалиции, а также неожиданная готовность со стороны социал-демократов рассматривать такую возможность. До сих пор считалось, что ни одна политическая сила не станет сотрудничать с партией смещенного общими усилиями бывшего президента Литвы. С другой стороны, либерал-демократы все годы своего существования выстраивают свой имидж как бескомпромиссной партии, которая борется за интересы простых людей против "элиты", "старой номенклатурной власти".

Однако 12 апреля лидер ЛДПЛ Паксас заявил журналистам, что в ситуации, когда новая коалиция будет искать партию для замены НС, он не исключает возможности, что возглавляемая им партия сможет участвовать в формировании нового правящего большинства. Он не скрывает также своих личных амбиций вернуться во власть. На вопрос, есть ли у него желание вернуться на президентский пост, он ответил: "Я этого никогда не скрывал".

Что касается участия возглавляемой им партии в формировании нового правящего большинства, то оно возможно только при условии, что "справедливость будет восстановлена", надо понимать - будет отменено выдвинутое ему обвинение. По словам Паксаса, план действий готов, но он не сообщил о его деталях. "Мы изучили правовые возможности, подготовили план действий, но не хотим его обнародовать".

По мнению Паксаса, в Литве налицо 5 кризисов: института президентства, судов, сейма, правительства и главный кризис - полная утрата доверия людей Литвы к политической власти страны. С другой стороны, руководитель либерал-демократов не думает, что в Литве могут состояться досрочные выборы: "Сегодня я не вижу возможностей проведения новых выборов в Литве, это только разговоры политиков". Здесь он разделяет мнение нынешнего президента Литвы Валдаса Адамкуса.

Паксас также неожиданном образом выступил за предоставление полномочий Рабочей партии. Он считает, что получившая большинство мандатов РП вместе с президентом должна взять на себя ответственность и сформировать новую коалицию, "так как старая коалиция себя исчерпала". Староста либерально-демократической фракции сейма Валентинас Мазуронис считает, что коалиция не должна оставаться прежней, так как "главные "бомбы" или зло остаются, а это значит, что следующий крах неизбежен и очень скоро". "Должна формироваться новая коалиция согласно новым принципам". Он также похвалил покинувших правящую коалицию социал-либералов. Мазуронис считает, что они поступили правильно и логично.

По мнению экспертов, все эти высказывания имеют в виду создание ситуации, когда РП, СДПЛ и Партия крестьян-народников (ПКН) остаются в коалиции и берут себе в партнеры ЛДПЛ. Став "партией власти", ЛПДЛ перестает быть парией и обретает авторитет и в глазах тех, кто не является ее фанатичным сторонником. А это позволит идти на будущие выборы более широким фронтом. Сам Паксас надеется, что новой правящей коалиции ничего не стоит пересмотреть решение предыдущего сейма, которое запретило ему как подвергшемуся импчименту, претендовать на руководящие посты в государстве. Напомним, что о такой возможности пересмотра запретов в будущем - с самого начала говорила руководитель ПКН, союзник Паксаса по борьбе за сохранение поста, а впоследствии главный соперник Адамкуса в борьбе за пост президента Литвы, нынешний министр сельского хозяйства Казимира Прунскене. Немало противников импичменту президента было и в рядах социал-демократов.

Союз Отечества и Движение либералов Литвы готовы сформировать альтернативную коалицию. Тем временем правые и правоцентристские силы заявили о готовности сформировать свою новую коалицию. "Союз Отечества" и "Движение либералов Литвы" готовы сформировать альтернативное правящее большинство в том случае, если представители прежнего большинства не смогут договориться. По этому поводу 12 апреля они опубликовали заявление, в котором говорится, что об ответственности за дальнейшую работу сейма и правительства они готовы говорить и с другими парламентскими группами, за исключением партий Виктора Успаских и Роландаса Паксаса.

Правые силы рассчитывают на поддержку президента Литвы, который придерживается правых взглядов и всегда им симпатизировал. Напомним, что 12 апреля президент Валдас Адамкус и лидер оппозиции Андрюс Кубилюс обсудили политическую ситуацию в стране и возможные варианты коалиций (ELTA).

Литва-Белоруссия

Комитет Сейма осудил запрет белорусского телевидения. Комитет сейма по иностранным делам утверждает, что решение Комиссии по радио и телевидению Литвы (КРТЛ) о запрете ретрансляции программы Белорусского государственного телеканала в Литве является поспешным и необдуманным.

12 апреля на своем заседании комитет подчеркнул, что принятое без предварительных и расширенных консультаций, политического и гражданского контекста решение вызывает обоснованное возмущение граждан Литвы, которые лишаются свободы выбора источника информации. Кроме того, это решение предоставляет дополнительный аргумент для дальнейшей пропаганды "избранного" на недемократических выборах президента Белоруссии Александра Лукашенко, которая направлена против Литвы.

Комитет не сомневается, что это решение КРТЛ будет представлено белорусской общественности как пример цензуры и двойных стандартов в СМИ демократического государства (ELTA).

Напомним, что 25 марта Белорусский государственный телеканал обвинил министра иностранных дел Литвы Антанаса Валёниса и главу внешней политики ЕС Хавьера Солану в организации митингов протеста оппозиции в Минске. 29 марта КРТЛ в качестве ответной меры ввел запрет на ретрансляцию Белорусского государственного телеканала в Литве по кабельному телевидению. Комиссия мотивировала введение запрета тем, что первый белорусский государственный телеканал "распространяет дезинформацию, клевещет на Литву". Смотреть передачи Белорусского государственного телеканала в юго-восточных районах Литвы могут владельцы спутниковых антенн.

Ранее руководитель комитета по иностранным делам сейма Литвы Юстинас Каросас назвал решение Комиссии радио и телевидения "большой политической ошибкой". По его словам, такой шаг является "выражением недоверия гражданам Литвы в оценке ими информации, получаемой из других источников, грубым нарушением демократических прав и свобод в стране" (Lietuvos radijas). Раскритиковал решение КРТЛ и президент Литвы Валдас Адамкус, назвав решение "необдуманным и поспешным". А председатель комиссии сейма Литвы по делам НАТО Вацлав Санкевич заявил: "Всегда легче идти по пути запретов, просто не видеть Белоруссии, ее 10-миллионного населения. Но это наш ближайший сосед. Мы должны соревноваться с Минском демократичными методами, а не введением цензуры для свободы слова".

Белорусы - "последние язычники Европы". Газета Karštas komentaras печатает интервью с сигнатаром (подписантом) Акта независимости Литвы Роландасом Паулаускасом ("Белоруссия: мифы и реальность"), в котором политик, проголосовавший в Верховном совете Литвы за отделение от СССР, поднимает вопрос о двойных стандартах, применяемых Западом в отношении Белоруссии, в частности США. "...Почему в Белоруссии мы видим огромные проблемы с демократией, но не видим их в Ираке, где выборы были признаны демократичными, хотя проходили в условиях оккупации, и никто не знал, где находятся избирательные участки, пока их не открыли? Почему мы не видим проблем с демократией в Афганистане, где выборы тоже признаны демократичными, хотя там голоса подсчитывали три месяца и считают до сих пор? Почему президент Египта Хосни Мубарак избран уже на пятый срок, но никто не спрашивает, как такое возможно? А президент Пакистана Первез Мушараф? Вот где подлинный диктатор, попавший в президенты в результате военного путча. Но почему-то в таких случаях все в порядке, ведь это друзья американцев. А тут небольшое государство с 10-миллионным населением вдруг всем стало бельмом в глазу. Почему?"

Пытаясь понять феномен Белоруссии, Паулаускас обращается к истории Великого Княжества Литовского (ВКЛ), к которому принадлежала и территория сегодняшней Белоруссии. Случайно ли сегодня Белоруссия - последний могикан в европейском мире, ведущий себя независимо по отношению к США? Если вспомнить, что именно жители ВКЛ упорно не желали становиться христианами, отстаивая языческую веру своих предков и заслужили, таким образом, славу последних язычников в Европе, то многое, по мнению сигнатара, становится ясным. "В средние века, если ты не получил корону от Папы Римского, то не мог быть серьезным владыкой (еще в школе я никак не мог понять, зачем Витаутасу Великому, владевшему половиной Европы, нужна была та корона). А сегодня без короны от США не может быть настоящего государства. Об этом говорит и только что изданный президентом США Джорджем Бушем декрет "О демократии в Белоруссии", как будто это внутреннее дело США. Так не желает Белоруссия брать корону от США, отсюда и конфликт.

Согласитесь, что Лукашенко - какой-то психологический феномен, так как в наши дни государство может сохранить суверенитет, только обладая атомной бомбой.

И в заключение хочу сказать одну интересную вещь. Еще со школьной скамьи мы знаем, что в Великом княжестве Литовском были последние язычники, противостоявшие экспансии христианства. Сегодня, на мой взгляд, белорусы - это те самые последние язычники, только они вступили в борьбу не против христианства, а против либерального тоталитаризма, против полного умопомрачения. И парадокс состоит и том, что белорусы - те же наследники Великого княжества Литовского. Так что через 500 лет ситуация повторяется. Только сегодня наследники праотцев ВКЛ, живущие в Белоруссии, сопротивляются уже одни, без литовцев. Наверное, там более крепок ген наших предков".

Бой Литвы с "ЮКОСом" за "Мяжейкю нафта"

Обнародована стратегия литовского правительства. Как пишет газета Respublika, существует реальная возможность подписания на текущей неделе договора между компанией ЮКОС и литовским правительством о выкупе 53,7% акций компании нефтекомплекса "Мажейкю нафта" (МН). Об этом заявил журналистам глава Министерства хозяйства (экономики) Литвы Кястутис Даукшис. По его словам, "последние предложения правительства Литвы должны быть приемлемыми для российской компании".

Тем временем Žinių radijas сообщает, что правительство Литвы предупредило "специальные институты России", у которых ЮКОС в долгах, что полученные за акции МН деньги не должны прямо из Лондона "повернуть" в Москву. Об этом говорил в интервью премьер Альгирдас Бразаускас. Он обнародовал замыслы правительства. По его словам, Литва ждет парафирования "ЮКОСом" в одностороннем порядке договора. Литва поставит свою подпись после того, как будет найден перекупщик акций у литовского правительства. Стратегия Литвы - передача объекта "с рук на руки": подписать одновременно два протокола, один о покупке у "ЮКОСа" ему принадлежащих 53,7% акций, второй - о продаже этих акций вместе с 20% "правительственных", новому хозяину.

По словам Бразаускаса, перед тем, как принимать решение, правительство информирует о положении Госсовет обороны и сейм.

Со своей стороны литовские правые подняли шум вокруг опасности попадания МН в руки "Москвы". С целью дать отчет о готовящемся договоре, они вызвали на заседание своей фракции в сейме министра экономики Даукшиса.

Аргументы в пользу продажи МН полякам. Центральная газета Lietuvos rytas печатает редакторский материал "Потраченное время - на пользу Москве", в котором ставится вопрос о том, кому выгодно не продавать "Мяжейкю нафта" (МН) польскому концерну PKN Orlen, который, по словам газеты, предлагает "ЮКОСу" больше всех денег, 1,5 млрд. долларов.

Если Литва отбросит поляков, она, покупая объект на правах первоочередности, вынуждена будет "ЮКОСу" в любом случае заплатить эти огромные деньги. Так не выгоднее ли согласиться уступить МН именно полякам? "По сути, только PKN Orlen предлагает вариант, который делает победителями всех. "ЮКОС" и Литва получают самую большую цену. "Мяжейкю нафта" - миллиард долларов инвестиции, кроме того, PKN Orlen отказывается от привилегий, которые "ЮКОС" перенял у Williams. TNK-BP получает заказ на поставки 12 млн. тонн нефти. Ничего не получает только Кремль. Так, может, здесь и скрывается презрительное отношение четырех правящих партий к PKN Orlen?" - спрашивает газета.

По мнению редакции, отсутствие у поляков своей нефти, которое является главным аргументом премьера Бразаускаса против продажи МН полякам, ничего в этой ситуации не значит. Четверть российской нефти "течет через Польщу", а PKN Orlen достается целых 10% всей добываемой в России нефти. Мол, Россия даже если бы и хотела, не сможет лишить PKN Orlen, а заодно и МН, нефти, поскольку она зависит в своем экспорте от Польши, а кроме того, если она так поступит, ей придется конфликтовать с ЕС не символически, как в случае с энергетическим конфликтом Россия-Украина, а напрямую. Мол, в ситуации, когда ЕС отказался от части арабской нефти в пользу российской, "репрессии против Литвы" означали бы новый энергетический конфликт России с ЕС, на что она не пойдет. Это были бы "репрессии" не только против Литвы, но и против другого члена ЕС Польши, которая владела бы МН. Эти "аргументы поляков", по мнению газеты, почему-то не доходят до ушей премьера Бразаускаса и министра экономики Кястутиса Даукшиса, которые и слушать не хотят про поляков. "Так что делает правительство: стремится заработать для Литвы миллиард или только накапливает Кремлю еще больший капитал?" - заключает газета.

Борьба с нищетой в Литве

В Литве создано объединение литовских неправительственных организаций TINKLAS, которое будет бороться с нищетой и социальной отчужденностью в стране. В настоящее время TINKLAS неформально объединяет почти 300 организаций, работающих с детьми и семьями из группы риска, инвалидами, лицами, страдающими разными зависимостями, отбывающими наказание и вышедшими из исправительных учреждений, представителями национальных меньшинств (особенно цыганами) и другими группами, которые столкнулись или могут столкнуться с нищетой и социальной отчужденностью. Уже в нынешнем году TINKLAS станет членом европейского TINKLAS и его официальным представителем в Литве.

Как сообщает ELTA, планируется, что эта организация будет главным институтом, представляющим в Литве интересы неправительственных организаций и граждан, стремящихся объединить силы для борьбы с нищетой и социальной отчужденностью и рационально использовать материальные и интеллектуальные ресурсы государства.

Литва надеется на деньги Евросоюза

Как известно, 5 апреля Европарламент и страны-члены ЕС договорились о бюджете Евросоюза 2007-2013 г.г. и приняли решение об его увеличении на 2 млрд. евро до 864,4 млрд. евро. В Литве это считают победой.

В частности, как пишут литовские СМИ, соглашение о бюджете 2007-2013 г.г. приветствовала комиссар ЕС по финансовым программам и бюджету литовка Даля Грибаускайте: "Это лучший вариант, которого могли достичь все партнеры". Правда, многое еще предстоит сделать: "Лично я не очень довольна, так как это только небольшой шаг вперед". Грибаускайте также сообщила, что дополнительные средства будут направлены на финансирование политики конкурентоспособности, включая образовательные проекты (Eupolitix).

Распределители средств ЕС - мошенники?

Литовские СМИ все чаше поднимают вопрос о партийных интересах, которые более чем заметны, в распределении миллиардов евро, поступающих в Литву из фондов Евросоюза. Более того, борьба за власть в Литве в последнее время трактуется как борьба за деньги ЕС. Кто в данный период имеет власть, тот и распределяет. Лидер победившей Рабочей партии Виктор Успаских уже вынужден был уйти с поста министра экономики после того, как комиссия сейма определила, что он преследовал личные интересы, раздавая деньги ЕС связанным с ним фирмам. Тем временем, официальные распределители средств не брезгуют не только знакомствами, но и аферами. Как сообщает BNS, на минувшей неделе был взят под стражу заместитель директора Агентства поддержки литовского бизнеса Миндаугас Вильчинскас. Его подозревают в возможном присвоении средств помощи SAPARD. До этого Вильчинскас работал в Национальном платежном агентстве. Допускают, что он может быть причастен к хищению почти 199 тыс. литов средств SAPARD, выплаченных зарегистрированному в Ионавском районе обществу "Шилу паукштинас".

Поднятая по этому поводу очередная шумиха в литовской прессе вокруг прозрачности распределения средств бросает тень на всю систему распределения евросредств, которая контролируется правящей коалицией. Не удивительно поэтому, что премьер Бразаускас стал отрицать обвинения. В интервью радиостанции Žinių radijas он заявил, что средства Евросоюза распределяются правильно и что он "возмущен" шумом, который поднимают некоторые организации вокруг этого процесса.

Бразаускас: "Не знаю, почему надо поднимать шум и пугать людей. Не хочу защищать всех, но система действует, контроль достаточен, и если появятся какие-то случаи, им должен быть поставлен заслон".

По его словам, помощь ЕС распределяется уже три года, вместе с помощью сельскому хозяйству Литва получили уже более 6 млрд. литов (более 2 млрд. долларов), а в ближайшие 7 лет получит еще 36 млрд. литов (более 13 млрд. долларов).

Удивление Бразаускаса вызывают некоторые общественные организации, выражающие озабоченность по поводу возможного непрозрачного распределения средств ЕС. Он не побоялся напасть на общественные институты, которые по собственной инициативе проводят расследования и опрашивают мнение людей: "Мне очень странно, что некоторые институты берутся представлять общественность, не имея на то полномочий общественности. Вначале они пугают людей, а затем начинают проводить опросы".

Премьер также не сомневается, что правоохранительные институты найдут способы, как преградить путь возможным злоупотреблениям при распределении средств ЕС. "Я не хочу защитить всех, в жизни все может быть, могу только сказать, что система действует, контроля достаточно".

Что касается факта задержания чиновника, участвовавшего в распределении средств помощи ЕС, то Бразаускас считает, что этот факт не представляет большой опасности для государства, а скорее свидетельствует о хорошей работе правоохранительных институтов.

Премьер Литвы - против удлинения рабочей недели

В очередном интервью радиостанции Žinių radijas, премьер-министр Литвы Альгирдас Бразаускас заявил, что считает спорным предложение литовских промышленников об удлинении рабочей недели до 48 часов. В то же время, по словам премьера, сейчас, после сравнения развертки рабочего времени, выясняется, что "мы стали очень большими либералами". "Мы сейчас праздники продлеваем, продлеваем, и Пасху будем праздновать уже три дня, другие праздники тоже стали длиннее".

Он сказал, что множество свободных дней одни воспринимают с удовольствием, другие - нет. Особенно это касается работников, заработная плата которых зависит от выработки. "Я склоняюсь к тому, чтобы сейм очень серьезно обсудил этот вопрос и учел практику других государств со всеми оговорками и исключениями". В действующем трудовом кодексе Литвы утверждена 40-часовая рабочая неделя.

Цены на недвижимость в Литве продолжают рекордный рост (статистика)

Разговоры о том, что заоблачные цены на жилье в Литве - мыльный пузырь, который скоро лопнет, пока себя не оправдывают. В первом квартале 2006 г. цены на жилье в Литве повысились еще на 22%. По сообщению портала www.kapitalas.com, в Каунасе они поднялись на 21%, в Клайпеде - на 24%, в Шяуляй - на 10%, в Паневежисе - на 8%, в Мариямполе - на 27%, в Алитусе - на 4%, в Утяне - на 12%, в Кедайняй - на 18%, в Паланге - на целых 36%. Особенно быстрый рост цен зафиксирован в январе. В феврале и марте рост цен замедлился, и продажи сократились.

Что касается Вильнюса, то рост здесь составляет "всего" 11%, а цены на квартиры старой постройки в Вильнюсе в марте даже снизились на 2,8%. Однако не надо забывать, что на сегодняшний день жилье в Вильнюсе стоит нередко дороже, чем в Берлине - до 2 000 долларов за квадратный метр. Падение цен на жилье зафиксировано также в столицах Латвии и Эстонии. Но делать на основании этого вывод, что рост цен на жилье в Литве прекратился, и цены будут снижаться, еще рановато. Об этом свидетельствует то, что почти во всех городах Литвы цены на квартиры в марте повышались или не менялись.

В Каунасе цены на квартиры старой постройки увеличились на 1,7%, в Клайпеде - на 2,9%. Продолжали расти цены и в столицах других соседних стран - Варшаве, Берлине, Киеве и особенно быстро в Москве (ежемесячно на 9%).

В Вильнюсе средняя цена 1 кв. метра продаваемой квартиры старой постройки составляет 4920 литов, в Клайпеде - 4280 литов, в Каунасе - 3175 литов, в Шяуляй - 1630 литов, в Паневежисе - 1660 литов, в Алитусе - 1440 литов, в Мариямполе - 1430 литов, в Утяне - 1890 литов. В Вильнюсе, Клайпеде и Паланге средний дом старой постройки стоит 650 тыс. литов, в Каунасе - 430 тыс. литов, в Шяуляй, Паневежисе и Утяне - 350 тыс. литов.

Литва - на последнем месте в ЕС по доступу к интернету (статистика)

Несмотря на пропаганду интернета в Литве, она остается одной из наиболее отсталых стран Евросоюза в этом вопросе. По данным статистического агентства Евросоюза (ЕС) Eurostat, в первом квартале прошлого года доступ к интернету имели в среднем 48% домашних хозяйств ЕС, а в Литве доступ к широкоформатному интернету имели дома только 16% пользователей. Сравним с другими странами ЕС. В первом квартале 2005 года самая большая часть домашних хозяйств, имеющих доступ к интернету, была в Нидерландах (78%), Люксембурге (77%), Дании (75%) и Швеции (73%).

Самая малая часть была в Литве (16%), Чехии (19%), Греции и Венгрии (по 22%) и Словакии (23%).

Большая часть предприятий, в начале прошлого года имеющих доступ к интернету, была в Финляндии (98%), Дании (97%), Словении и Швеции (по 96%). Меньше чем 90% предприятий с доступом к интернету было только в Латвии (75%), Венгрии (78%), на Кипре (85%), в Литве (86%) и в Польше (87%).

В первом квартале 2005 г. регулярно - хотя бы раз в неделю - интернетом дома или в другом месте в ЕС пользовались 43% населения. Больше всего пользователей интернетом было в Швеции (76%), Нидерландах (74%) и Дании (73%), а меньше всего - в Греции (18%), Чехии и на Кипре (по 26%).

В ЕС интернетом больше пользуются мужчины (49%), чем женщины (38%). Такая разница была во всех странах ЕС, кроме Латвии, Литвы и Венгрии, где разница между пользующимися интернетом мужчинами и женщинами всего 1%. Никогда не пользовались в ЕС интернетом 43% населения.

В Литве увеличивается пессимизм (опрос)

В марте 2005 г. оптимистов в Литве было 55%, пессимистов - 43%. В марте 2006 г. уже только 48% участников опроса Baltijos tyrimai утверждали, что ситуация в Литве в последнее время ухудшается. В то же время почти каждый второй житель Литвы считал, что ситуация в стране улучшается. Опрос проводился 17-22 марта 2006 г.

За месяц мнение жителей страны по этому вопросу изменилось незначительно - на 2 проц. пункта увеличилось число утверждающих, что ситуация в государстве улучшается. В марте с. г. самыми большими оптимистами были мужчины, молодежь в возрасте 15-29 лет, жители больших городов и деревень, лица литовской национальности, семейный доход которых превышает 1200 литов в месяц.

Более оптимистично ситуацию в стране оценили школьники, студенты, специалисты, служащие и руководители, сторонники правых политических взглядов. Пессимистично настроены люди старше 30 лет, жители городков и районных центров, русские и поляки, безработные, пенсионеры, рабочие и те, месячный доход семей которых ниже среднего - до 1200 литов.