12 сентября, сразу после инаугурации мэр Москвы Сергей Собянин отправил правительство Москвы в отставку. По мнению президента РФ Владимира Путина, протестное голосование москвичей на выборах в столице вызвано не деятельностью Сергея Собянина, а "произволом московских чиновников". Недавний скандал вокруг изданного, а затем отмененного приказа о госпитализации бригадами столичной скорой помощи входит в число таких фактов произвола.

Вчера, 12 сентября, согласно распоряжению Росздравнадзора, служба скорой помощи Москвы официально вернулась к привычному режиму работы (фактически это случилось на несколько дней раньше). Против приказа единым фронтом выступили и врачи, и пациенты, и пресса. Федеральный Минздрав занял принципиальную позицию и инициировал проверку правомерности приказа Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.

Напомним, что 7 августа главным врачом станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С.Пучкова Валерием Фетисовым был подписан приказ №3764 "О тактике ведения больных и пострадавших на догоспитальном этапе", который привел к значительным изменениям в правилах оказания медпомощи в г. Москве. Приказ существенно сократил перечень показаний, по которым разрешается госпитализация больных бригадами скорой помощи. Это в свою очередь вызвало бурю общественного возмущения.

По мнению экспертов, отказ в госпитализации пациентов по перечисленным в документе основаниям, мог привести к дальнейшей инвалидизации или смерти пациента, а ответственность за случившееся ляжет на врача скорой помощи, которому московские власти запретили оказать пациенту необходимую медицинскую помощь. Ни у врачей, ни у пациентов не вызвало сомнений, что истинная цель документа - дальнейшее сокращение койко-мест в московских стационарах.

По фактам многочисленных обращений граждан Минздрав РФ поручил Росздравнадзору произвести проверку правомерности приказа №3764 и фактов неоказания гражданам медицинской помощи на основании этого документа. В ходе проверки комиссия Росздравнадзора выявила, что приказ главного врача станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С.Пучкова №3764 "О тактике ведения больных и пострадавших на догоспитальном этапе", на основании которого пациентам было отказано в госпитализации, противоречит существующим законодательным актам Российской Федерации и Департамента здравоохранения города Москвы.

Скандальный приказ №3764 -лишь звено в цепи мер, предпринятых чиновниками столичного департамента здравоохранения в рамках реформы московской системы здравоохранения, которую протестующее население называет "развалом московского здравоохранения". Протестное голосование москвичей на прошедших выборах мэра Москвы со всей определенностью показало истинное отношение горожан к таким новациям.

5 сентября в преддверии выборов мэра Москвы на Неглинной улице прошел очередной пикет, в котором приняли участие более 30 гражданских активистов, среди которых были и врачи, и представители политических, общественных и пациентских организаций. Неожиданный выбор места проведения пикета обусловлен, по словам пикетчиков, тем, что мэрия Москвы упорно не согласовывает протестные акции у здания столичного департамента здравоохранения. В руках протестующих были плакаты с лозунгами: "Сегодня сокращение московских больниц - завтра увеличение площади столичных кладбищ", "Министр! Покажи москвичам кучу введенных в эксплуатацию томографов!", "Больницы - для лечения пациентов, а не для получения прибыли!", "Раньше гипс и палатка - теперь гранит и оградка!".

Возмущение собравшихся москвичей вызвала деятельность организаторов здравоохранения г. Москвы, направленная, по их мнению, на методичное уничтожение доступной медицинской помощи населению. Какие же шаги реформаторов вызвали особое раздражение? По данным организаторов пикета - представителей межрегионального профсоюза медицинских работников "Действие", за последние несколько лет в рамках "реформы здравоохранения" в Москве закрыты многие десятки лечебных учреждений, коечный фонд в московских стационарах сокращен на треть. В настоящее время, подчеркивают протестующие, этот процесс набирает обороты. Так, продолжается масштабная ликвидация учреждений здравоохранения: поликлиник, больниц, роддомов под предлогом "экономической неэффективности"; в результате этих сокращений резко снижается доступность и качество медицинской помощи; растет число массовых увольнений и переводов медработников на места с худшими условиями труда; за прошедший год из профессии ушло около 50 тыс. медиков. Дефицит медицинских кадров ведет к непосильной нагрузке на врачей и ухудшению качества помощи пациентам; все проводимые "реформы" проводятся спешно, без учета мнений медиков и пациентов и сопровождаются постоянным обманом со стороны чиновников.

Только за последние два года в Москве ликвидирован целый ряд медицинских учреждений: детский глазной санаторий при Морозовской больнице, ДИБ № 12 и ее поликлиническое отделение, ДИБ № 8, инфекционный корпус городской клинической больницы № 4, поликлиники № 193 и № 36, больница № 45, лечившая половину "легочников" Москвы, урологическая больница № 47, роддом № 6, на очереди "реорганизация" больницы № 63. РПЦ вновь предъявляет претензии на здание детской поликлиники на Ленинградке и на один из корпусов реабилитационного центра для детей-инвалидов "Детство". Врачи - против, пациенты - против. Но время не ждет - программа "модернизации" московского здравоохранения требует срочного закрытия десятков больниц и поликлиник.

По словам заместителя руководителя департамента здравоохранения Москвы Н.Плавунова, "242 поликлиники с 15 сентября 2012 года будут реорганизованы в 47 амбулаторных центров. То есть берем базовую поликлинику, к ней присоединяем 5 поликлиник на правах филиалов без юридических лиц" "На очереди детские учреждения. У нас из 150 детских поликлиник будет сформировано 39 детских амбулаторных центров, - рассказал он. - "То же самое у нас происходит со службой психиатрии. Значит, мы 24 диспансера присоединяем к ведущим 5 больницам. Опять же с той же целью".

"Мы уже объединили в единый городской научно-практический центр всю службу дермато-венерологии, - отметил чиновник. - На сегодня нет у нас диспансеров - есть филиалы городского научно-практического центра дермато-венерологии. Мы то же самое сделали с наркологической службой. "То же самое мы делали с рядом городских больниц. У нас в городе к концу этого (2012) года не будет больниц специализированных - может быть, кроме больницы офтальмологической". "Мы уже присоединили гинекологические больницы к соответствующим медицинским учреждениям, - отметил он. - С детскими больницами, значит, то же самое. Сейчас мы объединяем 12-ю детскую... вернее, к 9-й детской присоединяем 21-ю больницу, детскую, маломощную больницу в качестве филиала, и к ней присоединяем 12-ю детскую больницу в качестве филиала. Значит, сейчас там строится, вернее построен корпус, сейчас он находится в стадии передачи городу. И койки этих двух больниц, в том числе, будут размещены на койках этого корпуса".

Как подчеркивают противники реорганизации, закрытые стационары располагали уникальными коллективами, оборудованием и помещениями. Их исчезновение означает резкое снижение уровня медицинской помощи в столице. Участники протестных акций считают, что подобная "оптимизация" обернулась для москвичей многократным увеличением расстояний и очередей, заменой бесплатной помощи платными услугами и подорожанием платной медицины. "Решение департамента принято. Оно принято правительством Москвы. Я не вижу никаких оснований, чтобы что-то двигалось в обратном порядке", - заявил Н.Плавунов.

Больницы, которые департамент здравоохранения Москвы решил оставить, вице-мэр Леонид Печатников готов отдать в концессию частным фирмам (как это происходит сейчас с ГКБ №63), которые будут одновременно получать и бюджетные деньги, и всю прибыль от платных услуг. По мнению экспертов, это делает фирмы заинтересованными в низком качестве бесплатного медицинского обслуживания: бюджетные деньги они получат в любом случае, проводя самые элементарные здравоохранительные действия - а для фундаментального лечения предложат раскошелиться в их карман.

Особо болезненным для жителей столицы оказалось объединение поликлиник, результатом которого стало исчезновение из ЛПУ специалистов и целых отделений, работа которых признана "невыгодной" для учреждения - в том числе женских консультаций. Количество врачей в поликлиниках уменьшилось на 15%. Если раньше большинство врачей-специалистов находилось в шаговой доступности от пациента, то теперь больным, которые не могут ждать месяцами приема нужного специалиста в головной поликлинике или районном КДЦ, приходится самостоятельно заниматься его поисками, и, как правило, далеко от дома.

Пытаясь своевременно получить медицинскую помощь, люди вынуждены обращаться в платные клиники, где зачастую их ожидает банальный "развод на деньги" с непредсказуемым лечебным результатом. Модернизация московского здравоохранения, на которую возлагалось столько надежд, к сожалению, не сделала доступнее для москвичей высокотехнологичную медицинскую помощь - дорогостоящее оборудование зачастую простаивает, поскольку в городе не хватает специалистов, умеющих на нем работать.

Не оправдала себя и электронная очередь, использование для регистрации пациентов инфоматов, единых колл-центров и порталов госуслуг, считают противники реформирования. В результате скороспешного введения инноваций, очереди в поликлиниках лишь увеличились. Отмечены случаи, когда к участковому терапевту стоит не одна, а сразу две очереди: по записи и "живая". В итоге попасть к врачу в назначенное время практически не возможно. У кабинетов - толпа народа, в которой выясняют отношения две принципиально настроенные очереди, слышна бесконечная ругань и разборки, кому заходить: кто пришел ко времени или кто уже выстоял свое.

Таким образом, нагрузка на участковых терапевтов, которых в московских поликлиниках и так не хватает, существенно увеличилась. Перегруженные работой врачи не в состоянии уделить необходимое внимание больным, а, значит, провести адекватное лечение. В результате страдает качество медицинской помощи, возникают врачебные ошибки.

Хроническую нехватку персонала испытывают и станции скорой помощи: нагрузка врачей непомерна велика, а зарплата - несоизмеримо низка. С 2009 г. заработная плата на скорой помощи не повышалась, а в 2013 г., из-за введения драконовской системы произвольных штрафов, даже уменьшилась. Новая форма оплаты труда привела к массовому оттоку врачебных кадров.

Сегодня в стране идет масштабная реорганизация системы здравоохранения, инициированная федеральным Минздравом. Есть регионы, успешно решающие задачу реформирования отрасли, направленную на улучшение качества и доступности медицинской помощи. Однако деятельность московских организаторов здравоохранения все чаще оказывается поводом для недоумения и протеста горожан. Реорганизация, изначально направленная на улучшение медицинской помощи населению, на деле оборачивается уничтожением бесплатного здравоохранения, уверены они.

По мнению экспертов, реформы, которые внедряются сегодня столичным департаментом здравоохранения, несут в себе системные ошибки и в скором времени приведут к тяжелым социальным последствиям. Многие случаи реорганизации на деле оказывается упразднением. Сокращается кадровый состав лечебных учреждений, люди уходят из профессии. В огромном количестве медицинских учреждений медперсонал просто увольняется, чтобы работать где угодно, только не в медицине.

Медицинские работники бьют тревогу и призывают немедленно ликвидировать подобную ситуацию, потому что ее результатом будут очередные человеческие жертвы. Врачи объединяются в профессиональные союзы, выходят на акции протеста и требуют ответа на свои вопросы от людей, которых они считают виновными в развале системы здравоохранения и препятствовании в оказании медицинской помощи населению.