Персоналу белорусской больницы следует проявлять особую бдительность в общении с пациентами, их родственниками, а также сотрудниками правоохранительных органов - соответствующее решение принял глава минской горбольницы №3 Владимир Комар, оформив его приказом №394 от 9 сентября.

Приказом вводится в действие "Инструкция по противодействию случаям взяточничества для работников учреждения здравоохранения "З-я городская клиническая больница имени Е.В.Клумова". Главврач приказал довести документ "до сведения заинтересованных лиц под подпись" и оставил за собой контроль за исполнением собственного приказа.

Инструкция предписывает работникам 3-й ГКБ не провоцировать "вольно или невольно пациентов или их родственников на предложение взятки". В частности, сказано в документе, сотрудник больницы в разговорах с пациентами и их родственниками не должен намекать на неслужебные отношения, не сообщать им номера телефонов - свои или знакомых, уклоняться от оказания себе мелких услуг (подвезти, побеждать и т.п.), в неслужебной обстановке не принимать от пациентов и их родственников никаких документов и не передавать им таковые. Персоналу больницы также предписывается "не оставлять свои вещи без присмотра; перед уходом - осмотреть карманы верхней одежды и сумки на предмет обнаружения посторонних предметов; избегать наедине общения с лицами, склонными к провокационному поведению (в таких случаях целесообразно пригласить не менее двух сотрудников); немедленно прерывать собеседника - пациента или его родственника, предлагающего различного рода помощь в решении каких-либо вопросов".

Персоналу больницы предписывается проявлять крайнюю бдительность в общении с пациентами и их родственниками, внимательно следить за деталями. Если же взятку врачу предлагают, то он должен отказаться и предупредить взяткодателя об уголовной ответственности, но если и это не помогает, то с помощью диктофона или иных средств зафиксировать в деталях предложение, немедленно проинформировать об этом своё начальство и, в дальнейшем, действовать по указаниям начальства (по всей видимости, главврача, - прим. ИА REGNUM).

"Если предложение поступило по телефону: запомнить звуковыой фон (шумы автомашин, другого транспорта, характерные звуки, голоса и т.д.), дословно зафиксировать его на бумаге", - сказано в инструкции медперсоналу.

Судя по частоте упоминания о диктофоне, их белорусские врачи, медбратья и медсёстры носят постоянно. "Если на работника оказывают давление или осуществляется угроза жизни и здоровью ему или членам его семьи со стороны пациентов или их родственников, либо других лиц, то рекомендуется: по возможности скрытно включить записывающее устройство; с угрожающими держать себя хладнокровно, а если их действия становятся агрессивными, срочно сообщить об угрозах в правоохранительные органы и руководителю учреждения", - сказано в инструкции. Также предписывается определить номер звонящего с угрозами "и записать разговор на диктофон". Стоит отметить, что далеко не все телефоны поддерживают функцию записи разговора, особенно такие, которыми оборудованы кабинеты медсестёр белорусских больниц. Особое внимание в инструкции уделено общению медперсонала с сотрудниками правоохранительных органов. Если пациенты и их родственники выступают как потенциальные взяткодатели, то милиционеры - как провокаторы.

"Нельзя касаться изымаемых предметов руками. Не рекомендуется также здороваться за руку с представителями правоохранительных органов или касаться руками принесённых ими с собой вещей (авторучек, папок и т.п.)", - сказано в документе. Попутно даются рекомендации в духе методичек по оперативно-розыскной деятельности, с помощью которых можно изобличить причастных к провокации взятки.

"От защитника, назначенного следователем или приглашенного оперативными сотрудниками, в том числе дежурного адвоката, целесообразно отказаться", - информируется персонал больницы. В инструкции сказано также: "Вы вправе не давать никаких объяснений сотрудникам правоохранительных органов. Во всяком случае, не рекомендуется давать их до появления защитника".