В Оренбургской области прокуратура проверяет соблюдение законодательства при организации школьного питания. На сегодняшний день прокурор региона обратился к губернатору с предложением рассмотреть вопрос о регулировании цен на питание школьников. Кроме того, надзорное ведомство внесло представление в адрес главы администрации г. Оренбурга Евгения Арапова. Об этом 10 января корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе региональной прокуратуры.

С 1995 года Правительство РФ наделило органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации правом осуществлять государственное регулирование надбавок к ценам на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при учебных заведениях. "Такая государственная мера продиктована тем, что частные коммерческие предприятия, в последнее время преимущественно организующие школьное питание, устанавливают цены на свою готовую продукцию без учета социальной значимости указанной сферы. Иными словами, комбинаты школьного питания, в первую очередь, преследуют своей целью получение прибыли, а не оказание качественных услуг по организации горячего питания подрастающего поколения", - отметили в прокуратуре области и добавили, что до настоящего времени органы исполнительной власти региона не принимали мер к регулированию цен на указанную категорию товаров.

Проверкой установлено, что занимающий доминирующее положение на рынке услуг по организации школьного питания ООО "Комбинат школьного питания "Подросток" обслуживает 34 учебных заведения в Оренбурге, а также 25 школ - в Бузулуке и Бугуруслане. С 1 сентября 2013 года стоимость поставляемых им завтраков определена в сумме 39 рублей, обеды стоят 45 рублей. При этом из указанной стоимости меньшая часть компенсируется из областного и местного бюджетов, основная сумма - за счет родительской платы.

Экономический расчет стоимости питания показал, что около 59% от суммы составляет стоимость сырья. Однако цены, из которых она складывается, несколько превышают оптовые. Так, в калькуляции на готовые блюда стоимость сливочного масла как сырья для приготовления блюд указана в размере 294 рублей за килограмм, тогда как оптовая цена килограмма масла производства Новосергиевского молочного комбината составляет 255 рублей за килограмм. Цена на муку комбинатом "Подросток" указывается около 22 рублей, а ЗАО "Хлебопродукт-1" реализует ее за 17 рублей за килограмм.

Около 25% стоимости школьного питания составляют расходы на заработную плату сотрудников комбината питания. При этом 15% общего фонда заработной платы (6,5 млн рублей) за девять месяцев 2013 года приходилось на шестерых руководителей, включая генерального директора, его заместителей, главного бухгалтера. В итоге их зарплата составляет от 100 до 200 тыс. рублей в месяц по сравнению со средним заработком на предприятии в размере 11 тыс. рублей.

Еще на 2,5% стоимость школьного питания увеличивается за счет расходов на аренду здания, где располагается комбинат питания, и которое он арендует у Центра внешкольной работы "Подросток", руководителем которого также является Сергей Попцов.

Из городского и областного бюджетов ежегодно на одного учащегося перечисляются дотации из расчета пять и восемь рублей в день соответственно. Эти деньги расходуются коммерческим предприятием на основании заключаемых с управлением образования г. Оренбурга муниципальных контрактов.

Проведенный анализ показал, что организация питания в школах не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям, что подтверждает недовольство родителей. В частности, прописанная в документации рекомендуемая масса порций блюд соответствует установленным нормам, а фактическая масса - значительно меньше заявленной. К примеру, порция гарнира предлагается в размере, в полтора-два раза меньшем положенного. Если мяса ребенку старше 11 лет положено съедать 100-120 граммов за раз, то предлагают к употреблению только 50 граммов.

По данным прокуратуры, в 2012 году руководители ООО "Комбинат школьного питания "Подросток" в Бугуруслане привлекались к административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации школьного питания. Однако в 2013 году эти нарушения остались неустраненными.

Стоит отметить, что в Оренбуржье за 2012 год охват учащихся общеобразовательных учреждений горячим питанием увеличился с 97,8% до 98,3%, двухразовым - в 2,8 раза.