В пятницу, 22 июля, на пленарном заседании молдавского парламента, сразу в двух чтениях - в первом и во втором - окончательном, был принят закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья".

Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова решает вопросы, отнесенные к его ведению". В состав Приднестровья могут входить - или выходить из него - населенные пункты левобережья Днестра, "на основании местных референдумов, организованных в соответствие с законодательством Молдовы".

В законе указано, что "после формирования в Приднестровье демократически избранной системы власти и исполнения условий демилитаризации, оговоренных в Постановлении парламента Молдавии от 10 июня 2005 года (речь идет о выводе из Приднестровья всех российских войск, включая и российских миротворцев) должен начаться переговорный процесс "для совместной разработки и принятия органического Закона Республики Молдова об особом правовом статусе Приднестровья" и "системы внутренних гарантий" исполнения этого закона, которая также "будет сформирована на основе переговорного процесса". "Органический Закон" - это закон, поправки и дополнения в который принимаются голосами трех пятых от общего числа депутатов парламента Молдавии.

В тексте закона также говорится, что "представительным органом Приднестровья является Верховный Совет, который является высшим органом законодательной власти Приднестровья" и что "суды, органы Прокуратуры, Управление Службы информации и безопасности и Управление внутренних дел Приднестровья являются составной частью единой системы судебных инстанций и правоохранительных органов Республики Молдова и осуществляют свою деятельность по отправлению правосудия, обеспечению правопорядка и безопасности государства на основании законодательства Республики Молдова". Верховный совет, "который избирается в ходе свободных, прозрачных и демократических выборов", примет конституцию "особого автономно-территориального образования", которая не может вступать в противоречие с конституцией Молдавии. В дальнейшем Верховный Совет будет принимать "законы и другие нормативные акты местного характера".

За Приднестровьем оставляется право имеет свою символику и использовать на территории региона три официальных языка - молдавский на основе латинской графики (иными словами - румынский), русский и украинский. За Приднестровьем также закрепляется право "устанавливать и поддерживать внешние связи в экономической, научно-технической и гуманитарной областях" - "в порядке, определенном законодательством Молдовы".

За принятие закона в первом чтении молдавский парламент проголосовал единогласно. В окончательном же чтении законопроект поддержали 75 депутатов, составляющих парламентский альянс Партии Коммунистов Владимира Воронина и христианских демократов (радикальных румынских националистов) Юрия Рошки.

Комментируя принятие этого закона, президент Молдовы Владимир Воронин назвал день его принятия "историческим". Он заявил, что Молдова "не намерена более наблюдать, как Приднестровье становится разменной монетой в чьей-то геостратегической политике, а активно вмешается в решение этой проблемы" и что "впервые Кишинев напрямую обращается к жителям Приднестровья, а не к преступникам, узурпировавшим власть". Воронин заверил, что "граждане из приднестровского региона не будут подвергнуты репрессиям", уточнив, что Кишинев готов разработать для них "перечень политических, гуманитарных и социально-экономических гарантий". "А еще мы вам говорим, - заявил Воронин,- что приднестровская автономия не противоречит нашему основному закону - Конституции Республики Молдова, которая гарантирует верховенство права и доступ всего населения нашей страны к демократическим институтам".

Воронин также заявил, что "готов будет говорить даже с нынешней тираспольской администрацией", правда "только по вопросам демократизации и демилитаризации Приднестровья". "Мы заявляем, что мы открыты к диалогу, что мы готовы вместе с демократически избранными представителями региона детально и конкретно отразить интересы жителей Приднестровья и принять окончательный Закон о статусе Приднестровья. Жители Приднестровья и всей Молдовы должны знать, что эта позиция гарантирована данным законом", - сказал он.