3 августа, около 22.00, в подъезде своего дома в Кишиневе был арестован Александр Левицкий - руководитель социологической службы Независимого правозащитного информационно-аналитического центра.

По словам Левицкого, несколько людей в штатском, не представившихся и не предъявивших документов, скрутили его, когда он шагнул в неосвещенный подъезд, и, заткнув рот, погрузили в легковую машину, передает корреспондент ИА REGNUM. Однако Левицкий успел все же крикнуть, что его увозят. На крик выбежала его жена, видевшая с балкона, как Левицкий входил в подъезд, и успевшая разглядеть людей, увозивших мужа.

Левицкий был доставлен в комиссариат полиции района "Ботаника". Здесь он провел ночь в камере, без предъявления ему каких-либо обвинений. В ходе задержания его избили и серьезно повредили руку, однако медицинская помощь оказана не была. Зато, по рассказу Левицкого, сразу после того, как его заперли в душной, непроветриваемой камере, дежурный немедленно внес туда ведро с хлорной известью. Камера была закрыта практически герметически, температура в Кишиневе всю последнюю неделю превышала 40 градусов в тени и даже ночью не опускалась ниже 35-38, так что в камере образовался "хлорный туман". "Я не был уверен, что доживу до утра, - рассказал затем Левицкий, страдающий болезнью сердца. - Несколько раз я терял сознание, пытался стучать в дверь, но на мой стук не обращали ни малейшего внимания".

По мнению Александра Левицкого, высказанному по телефону в частной беседе, его похитители, возможно, и не собирались везти его в полицию. "Я не исключаю, - сказал он, - что должен был просто исчезнуть без следа, как это случается в нынешней Молдове". Однако, по его словам, эти планы смешала его жена - профессиональный адвокат, видевшая похитителей и номер их машины. "Тогда, - продолжил Левицкий, - власти задействовали вариант номер два - они попытались заставить меня умереть от сердечного приступа. То, что происходило в камере, я могу однозначно квалифицировать как пытку".

Жена Александра Левицкого всю ночь сначала пыталась узнать о его судьбе, а затем, узнав все же, где находится ее муж, безуспешно убеждала полицейских, что он сердечник и нуждается в лекарстве. Однако молдавские стражи порядка были непреклонны, и дверь камеры, а точнее - стоячего бокса, в котором Левицкого вместе с ведром хлорки закрыли примерно в 23.00, была впервые открыта лишь 12 часов спустя - в 11.00 4 августа.

В 11.30 Левицкий предстал перед судьей районного суда по обвинению в "препятствовании работе правоохранительных органов", которое уже в ходе рассмотрения дела было переквалифицировано в "хулиганские действия". Однако суд не усмотрел в деле "состава правонарушения", и Левицкий был освобожден в зале суда. По мнению Левицкого, столь необычное для нынешней Молдавии завершение дела, по-видимому, объясняется тем, что его жена - довольно известный в Кишиневе адвокат - буквально прорвалась в зал суда.

Около половины первого 4 августа супруги Левицкие оказались дома - и обнаружили там следы тщательного обыска. "Жена-адвокат рвалась меня спасать, дома никого не было, мои ключи изъяли при аресте, - рассказывает Левицкий. - Впечатление такое, что нас нарочно вытащили из дому и что незваных гостей больше всего интересовали бумаги, связанные с деятельностью Независимого правозащитного информационно-аналитического центра и содержимое моего компьютера".

"Возможно, - продолжил Левицкий, - это предупреждение мне от Марка Ткачука (советник президента РМ по внутренней политике - прим. ИА REGNUM). Ведь это с моей подачи украинское посольство в Молдове вплотную заинтересовалось Суляком и его проектом "русины".

По словам Левицкого, 12-часовое пребывание в "хлорной" камере и побои, нанесенные в момент задержания, нанесли существенный ущерб его здоровью. Правозащитник намерен зафиксировать полученные повреждения и возбудить дело в суде. Его жена-адвокат оценила перспективы такого дела гораздо сдержаннее мужа. "Я рада уже тому, что он остался жив и, по крайней мере, смог дойти до дома", - сказала она.