ГУАМ набирает обороты. Молдавская дипломатия меняет акценты. Встреча глав МИДов Молдавии и Румынии. Румынский проект для Приднестровья. Проведение выборов в Приднестровье одобрено. Переговорный процесс может сдвинуться с мертвой точки. Молдавский спикер пригласил российского коллегу в Кишинев. Экс-министр обороны Молдавии: "Россия признает государственность балканских регионов для создания прецедентов в Азербайджане, Молдавии и Грузии". В Зоне безопасности без перемен. Боднар: "Приднестровье не может позволить себе политических партий". Тайная мобилизация. Минобороны Молдавии: министра не так поняли. НАТО против просроченных молдавских пестицидов. Консультации Молдавия - НАТО. Евроинтеграция для внутреннего пользования. Бензиновый бум: цены взлетели. Нарушений не обнаружено.

ГУАМ набирает обороты

8 сентября в Нью-Йорке в рамках Генассамблеи ООН состоялась встреча руководителей парламентов стран Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии. Официальная информация об этой встрече пока не поступила, но, согласно некоторым источникам, с которыми пообщался политобозреватель газеты "Время", участники заседания рассмотрели вопросы реализации решений кишиневского саммита (который состоялся в апреле 2005 года), трансформации ГУАМ в международную организацию и обсудили роль парламентов в урегулировании конфликтов. Кроме того, от имени стран ГУАМ в повестку дня заседания Генассамблеи ООН включен пункт "Затянувшиеся вооруженные конфликты в Черноморско-Южно-Кавказском регионе и их последствия для международного мира, безопасности и развития". Можно говорить о том, что на этой встрече спикеры (а именно этот формат традиционен для ГУАМа) продолжат развивать магистральные линии сотрудничества. Вообще ГУАМ как организация имеет весьма устойчивую политику, что выгодно ее отличает от других формирований на постсоветском пространстве, пишет газета.

Как напоминает "Время", главной темой кишиневского саммита было обсуждение проблем сепаратизма. Причем дискуссия о конфликтах шла достаточно жестко. Тогда президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что условием их разрешения является вывод российских военных баз. Итоговая декларация глав государств ГУУАМ (тогда в это региональное образование входил и Узбекистан) "Во имя демократии, стабильности и развития" включает в себя пункт, содержащий призыв к ОБСЕ приложить максимум усилий для выполнения Россией обязательств по выводу ее войск из Молдавии и Грузии. Естественно предположить, что в Нью-Йорке спикеры парламентов сосредоточились именно на этом пункте, считает газета.

Согласно ряду мнений, ГУАМ, хоть он и создавался как организация в первую очередь экономическая, это лучшая для Кишинева площадка для дискуссий относительно разрешения приднестровской проблемы, пишет "Время". Три из четырех государств, входящих в ГУАМ, испытывают трудности в связи с центробежными политическими процессами. На Украине эта проблема не так на виду, как в Грузии и Молдавии. Кроме того, на Украину давит Евросоюз, который не заинтересован в существовании "черной дыры" у своих границ. Поэтому неудивительно, что после избрания Виктора Ющенко президентом Украина неоднократно изъявляла желание поспособствовать решению абхазского и приднестровского конфликтов. Особенно это касается конфликта в Приднестровье, на ход которого Украина имеет огромные рычаги влияния, начиная от многочисленной диаспоры с украинским гражданством заканчивая методами экономического принуждения. Поэтому союз Украины-Молдавии-Грузии может сформировать иные подходы к разрешению приднестровского конфликта, отличные от тех, которые предлагала в свое время Россия, полагает газета. Учитывая определенный патронаж над ГУАМ Соединенных Штатов, становится понятным, почему молдавская дипломатия так настойчиво поднимает вопрос о приднестровском урегулировании и выводе российского вооружения, продолжает "Время".

Второй вопрос, рассмотренный на встрече в Нью-Йорке, - трансформация ГУАМ в международную организацию с возможным принятием новых членов. За время существования ГУАМ (с 1997 года) украинские и грузинские партнеры не раз предлагали вступление в эту организацию другим государствам, а перед саммитом в Кишиневе была оглашена идея принятия в ГУАМ стран, не входящих в СНГ. В частности, пишет "Время", украинцы встречались с кандидатом в президенты Польши Лехом Качински, и тот заявил, что готов по собственной инициативе рассмотреть предлагаемую возможность. Спикер украинской Рады Владимир Литвин ранее высказывал надежду, что к проекту "четырех" присоединятся Турция, Армения и другие страны черноморско-каспийского шельфа.

Кроме экономической составляющей взаимных интересов Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии (транзит энергоресурсов в обход России), расширение ГУАМ будет означать дальнейший разрыв связей внутри СНГ и формирование новой структуры, имеющей экономические преференции как на Востоке, так и на Западе. Встречи представителей четверки проходят систематично и имеют четкую повестку дня. Например, последний раз представители Молдавии, Украины, Грузии и Азербайджана встречались совсем недавно в Киеве для обсуждения плана работы на полтора года. Если в рамках ГУАМ все-таки удастся создать стабильную и мощную систему транзита каспийской нефти, то "газовый аргумент" Российской Федерации как главное средство давления на Молдавию исчезнет, считает газета. С политической точки зрения этот альянс маркирует стремление четырех государств осуществлять свою национальную политику самостоятельно - без излишнего вмешательства России, заключает "Время".

Молдавская дипломатия меняет акценты

До конца нынешнего года Молдавия откроет посольства в Риге и Стокгольме - правительство уже выделило финансы для этих целей. А на 2006 год запланирована дипломатическая экспансия в сторону арабского региона, открытие дипмиссий в Дели, Праге и Белграде, а также консульского представительства в Милане. "Внешняя политика Республики Молдова в последнее время видоизменилась, стала более прагматичной и уравновешенной во всех отношениях, что сказывается и на процессах внутри страны, - отметил для "Экономического обозрения" первый вице-премьер, министр иностранных дел и европейской интеграции РМ Андрей Стратан. - Мы стали активными игроками в продвижении тех программ и идей, которые нам интересны и значимы".

Если раньше президент Молдавии Владимир Воронин в год по три-четыре раза ездил в Москву для встреч со своим российским коллегой Владимиром Путиным, то в последние два года они практически не общались. Правда, на недавнем саммите СНГ в Казани главы государств тет-а-тет обсудили "весь спектр двусторонних отношений", но ничего конкретного об этой встрече так и не известно. Явно сторонится Владимир Воронин опального в Европе белорусского лидера Александра Лукашенко, не стремится к тесным связям с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, обходит вниманием армянского коллегу Роберта Кочаряна и узбекского президента Ислама Каримова. Зато, отмечает "Экономическое обозрение", лучшими друзьями молдавского президента с недавних пор стали главы Украины и Грузии Виктор Ющенко, Михаил Саакашвили и "нефтяной партнер", президент Азербайджана Ильхам Алиев. Налаживаются отношения с румынским коллегой Траяном Бэсеску.

"Я не считаю, что на двустороннем уровне у Республики Молдова есть какие-либо проблемы с нашими зарубежными партнерами, в том числе с Россией - отметил для "ЭО" Андрей Стратан. - Мы ведем с ними достаточно интенсивный диалог по всем направлениям сотрудничества. Позиция Молдавии заключается в том, чтобы активно влиять на происходящие вокруг нас процессы, отстаивать свои интересы и выражать свою позицию. Не всегда эти интересы и позиция совпадают с мнением и интересами наших коллег, но это вполне нормальное явление. Для того и существует дипломатия, чтобы искать точки соприкосновения, находить взаимоприемлемые решения, создавать условия для преодоления разногласий и продвижения сотрудничества. Мы долгое время не могли привыкнуть к новой роли и новому статусу нашей страны, но пришло время четко обозначить место Республики Молдова в европейской и региональной политике, наши приоритеты и интересы".

Безусловным приоритетом Молдавии на международной арене обозначен курс на европейскую интеграцию. Это четко видно и из "географии" расширения сети молдавских посольств за рубежом. Только в последние два года открылись дипломатические миссии в Великобритании, Греции, Португалии, при Европейском союзе, пишет "Экономическое обозрение". В этом же ключе выдержано редкое в международной практике решение, принятое на днях молдавскими властями: закрыть посольство Молдовы в Узбекистане, а вместо этого открыть в Баку. Наблюдатели тут же связали столь странную рокировку с переоценкой внешнеполитических ценностей руководством РМ. Сегодня ГУАМ - любимая игрушка президентов Молдавии, Украины и Грузии, потому выход Узбекистана из этой организации сильно задел их чувства. В этом контексте перевод посольства из Ташкента в Баку - это не только ответ Исламу Каримову, но и явный знак поддержки азербайджанскому лидеру Ильхаму Алиеву. Тем более, что Азербайджан пока не столь явно, как Украина, Грузия и Молдавия, проникся новой идеей и ролью теперь уже ГУАМ. Правда, глава внешнеполитического ведомства категорически отвергает любую политическую подоплеку узбекско-азербайджанской рокировки резиденциями посольств.

"Это решение продиктовано экономическими интересами Республики Молдова, заметной активизацией молдавско-азербайджанских отношений во всех направлениях, - отметил Андрей Стратан. - Свидетельством тому может служить и открытие посольства Азербайджана в Кишиневе, которое состоится в ближайшее время. Между тем, Узбекистан до сих пор своего представительства в РМ не имеет. Мы учитываем те перспективы двусторонних отношений, которые у нас возникли в связи с приходом в Молдавию столь крупного инвестора, как "Азпетрол". При работе с посольствами за рубежом мы стараемся сконцентрироваться на конкретных проблемах и направлениях деятельности, усиливать те двусторонние и региональные связи, которые больше всего отвечают интересам нашего государства и обозначенным приоритетам. Точно такую же позицию мы занимаем в отношении различных международных и региональных организаций. Такова внешняя политика всех стран мира, и нет никаких причин, чтобы Молдавия была в этом плане исключением".

Как пояснил министр, посольство в Баку в дальнейшем будет представлять Молдавию также в Узбекистане и Индии. В огромном Среднеазиатском регионе с его богатыми сырьевыми ресурсами и множеством противоречивых проблем теперь у Молдавии не будет ни одного дипломатического представительства. Примечателен факт, что посольство в Азербайджане не будет "отвечать" за все Закавказье - Армения останется "в ведении" российского посольства, а Грузию решили "не разлучать" с Украиной, пишет "Экономическое обозрение".

7 сентября послом РМ в России был утвержден Василий Стурза, который на протяжении последних лет был послом в Болгарии. Вопреки упорным слухам о том, что у России были определенные претензии к новому послу, чем и была вызвана серьезная задержка с его назначением, Андрей Стратан подчеркнул, что агреман на Стурзу получен без всяких замечаний и оговорок. Он также отметил, что Василий Стурза до отъезда в Софию около четырех лет был представителем РМ на переговорах по приднестровскому урегулированию. При выборе его кандидатуры не в последнюю очередь исходили из необходимости как можно скорее найти решение этого конфликта и преодолеть противоречия с российской стороной в этом вопросе, пишет "Экономическое обозрение".

После перевода Василия Стурзы из Софии в Москву без руководителя остается еще одно посольство за рубежом. После назначения посла РМ в Варшаве Евгения Карпова на аналогичную должность при ЕС в польскую столицу так никто и не командирован. "Бесхозным" пока остается и вновь открывшееся посольство в Португалии, но вопрос о назначении туда бывшего вице-спикера парламента предыдущего созыва Михаила Камерзана уже решен, что подтвердил "Экономическому обозрению" и Андрей Стратан. Остается вакантной должность посла в Израиле - после назначения Артура Козма министром культуры и туризма смены ему пока не нашлось.

Совсем недавно была закрыта "брешь" в Белоруссии - туда в качестве посла отправился бывший главный специалист по сельскому хозяйству в парламенте Ион Филимон. Это решение, как и многие другие кадровые назначения в дипломатические представительства за рубежом, заставили аналитиков говорить о возврате к синдрому советского времени, когда должность посла воспринималась как поощрение для одних и "почетная ссылка" для других. К первой категории можно отнести недавнее назначение послом в Турции бывшего начальника службы протокола президента Михаила Барбулата. Камерзан и Филимон - это примеры другого свойства, когда во главе дипломатических миссий ставятся "свои люди", пусть и не имеющие никакого отношения к дипломатии, пишет "Экономическое обозрение".

Многие эксперты обращают внимание, что в последнее время из МИДа уходят многие карьерные дипломаты, не находящие там применения. После отзыва из Бельгии бывший посол в этой стране и экс-глава МИДа РМ Михай Попов решил обосноваться в одной из зарубежных структур "Лукойла". Правда, Андрей Стратан на упоминание об этом факте подчеркнул, что никакой трагедии в происходящем не видит. "Люди сами принимают решение, и это их право. В свою очередь, мы активно привлекаем к работе молодые кадры, посылаем их на стажировки за рубеж", - отметил министр в беседе с "Экономическим обозрением".

Встреча глав МИДов Молдавии и Румынии

9 сентября в Яссах состоялась встреча вице-премьера, министра иностранных дел и европейской интеграции РМ Андрея Стратана с его румынским коллегой Михаем Рэзваном Унгуряну. Как передает "МОЛДПРЕС", стороны обсудили возможности открытия консульства Республики Молдова в Яссах и предоставления нового помещения посольству Румынии в Кишиневе. "Мы заинтересованы в размещении посольства в здании, которое соответствовало бы архитектурным параметрам. Следует также решить и вопрос с собственностью территории, на которой будет находиться новая резиденция посольства Румынии", - отметил министр иностранных дел Румынии.

Главы внешнеполитических ведомств обсудили вопросы, связанные с предстоящей встречей на высшем уровне между Румынией и Республикой Молдова, которая, как ожидается, состоится в конце текущего года; затронули приднестровскую проблему. Михай Рэван Унгуряну заявил, что приднестровский вопрос в январе был снова включен в круг внешнеполитических задач Румынии, сообщает "МОЛДПРЕС". На состоявшейся затем пресс-конференции румынский министр иностранных дел подчеркнул: "Румыния осознает необходимость участия и тактичных действий в этом процессе, что представляет для нас в равной мере и национальный интерес, и интерес структур безопасности, в которых мы участвуем. Как член НАТО и будущий член Евросоюза Румыния, наряду с остальными входящими в эти структуры государствами, заинтересована в безопасности внешней границы. Приднестровская проблема - это проблема географического и политического соседства. Нас волнует ситуация в Приднестровье, являющемся потенциальной зоной региональной нестабильности. В наших интересах и в интересах прибрежных государств повысить уровень безопасности в этом ареале. А достичь этого можно только путем сотрудничества".

Румынский проект для Приднестровья

7 сентября в Бухаресте состоялась презентация политического анализа института им. Овидиу Шинкая (некоммерческая организация, нацеленная на укрепление и развитие демократии в Румынии и мире, а также воспитание румынского политического класса - прим. ИА REGNUM) "Приднестровье - эволюция замороженного конфликта и перспективы урегулирования". Этот документ предлагает направить усилия на "отсоединение" Приднестровья как территории Республики Молдова и установление в регионе международного протектората, передает "БАСА-пресс".

Румынский проект, который совмещает косовский и кипрский варианты, способен поставить последнюю точку в приднестровском урегулировании, убежден один из его авторов - депутат парламента Румынии Адриан Северин. Как он отметил на презентации, после введения режима международного протектората можно будет приступить к осуществлению в Приднестровье политики трех "Д" - демилитаризации, демократизации и декриминализации. Северин полагает, что режим международного протектората должен предусматривать особую роль государств-соседей, в частности Российской Федерации и Украины под эгидой ООН, сможет обеспечить установление доверия, необходимого для стабилизации анклава. Депутат предлагает, информирует "БАСА-пресс", предоставить этот статус минимум на 5-7 лет, учитывая "сложности, с которыми аналогичные процедуры и политики сталкивались в других регионах". "Одновременно следует инициировать процесс, аналогичный кипрскому, по интеграции Республики Молдова в Европейский союз, - добавил депутат. - Это предполагает, что ЕС должен преобразовать свою политику соседства по отношению к Молдове в интеграционную политику, политику расширения".

Для реализации этого предложения необходима специальная стратегия, которая позволила бы Республике Молдова в течение трех-пяти лет присоединиться к Евросоюзу, убежден Северин. По его мнению, это осуществимо, так как Республика Молдова - государство небольшое, а определенные реформы по стандартизации зависят лишь от политической воли и мобилизации необходимых ресурсов за сравнительно короткий период времени, передает "БАСА-пресс".

Депутат подчеркнул, что, согласно документу, разъединение двух берегов Днестра не предполагает независимости Приднестровья или объединения Республики Молдова с Румынией. Он предложил провести, по примеру провинции Косово, всенародные консультации по определению статуса региона, информирует "БАСА-пресс".

Румынии следует заключить договор о стратегическом партнерстве с Республикой Молдова, такой же, как с Венгрией или США, заявил Адриан Северин. Это соглашение, отметил он, должно обеспечить консультации между двумя государствами и применение политики европейской интеграции, призванных способствовать европейской интеграции Кишинева. Основными зонами интереса стратегического партнерства румынский депутат назвал сотрудничество в области борьбы с организованной преступностью, меры по обеспечению энергетической безопасности. Адриан Северин считает, что этот шаг необходимо сделать незамедлительно, и призвал официальный Бухарест активно поддержать европейские устремления Республики Молдова, информирует "БАСА-пресс".

Как отметил на встрече с молдавским коллегой глава румынского МИДа Михай Рэзван Унгуряну, следует проанализировать, "имеет ли Приднестровье, как политический факт, аналогии с Кипром или Тиролем, либо с другими предложенными матрицами". "Вопрос интернационализации мы поддерживали с самого начала, поскольку дополнительное международное присутствие в посредническом формате или даже множество политических наблюдателей могут дать толчок к принятию приемлемого решения", - цитируют румынского министра иностранных дел "РОМПРЕС" и "МОЛДПРЕС".

Проведение выборов в Приднестровье одобрено

Представители Украины, России, ОБСЕ, США и ЕС одобрили предложение о начале подготовки создания международной миссии по организации свободных, демократических парламентских выборов в Приднестровье. Как сообщил на пресс-конференции в Киеве первый заместитель министра иностранных дел Украины Владимир Огрызко, такое решение было принято по итогам консультаций, прошедших 7 сентября в формате "3 плюс 2", передает "ИНФОТАГ". В них приняли участие с одной стороны представители Украины, России, ОБСЕ, с другой - США и ЕС. Первоочередным вопросом встречи была организация свободных, демократических парламентских выборов в Приднестровье. Владимир Огрызко заявил, что МИД Украины доволен ходом консультаций.

Переговорный процесс может сдвинуться с мертвой точки

Посредники на переговорах по урегулированию приднестровской проблемы и представители Кишинева и Тирасполя встретятся 26 и 27 сентября в Одессе. Как сообщили агентству "Инфо-Прим Нео" в министерстве реинтеграции, РМ на очередном раунде переговоров будут представлять министр реинтеграции Василий Шова, другие представители этого министерства, а также представители министерства иностранных дел и европейской интеграции.

Повестка дня консультаций пока неизвестна, но ожидается рассмотрение возможности возобновления переговоров между конфликтующими сторонами. Вероятно также обсуждение возможностей реализации документа посредников, который содержит пакет предложений по сокращению вооружений и повышению безопасности и доверия между сторонами (он был вручен Кишиневу и Тирасполю в июле с. г. - прим. ИА REGNUM), передает "Инфо-Прим Нео".

Ранее речь шла о возможности участия в одесских консультациях представителей Европейского союза и США в качестве наблюдателей. Соответствующее решение было принято во время майской встречи посредников и участников переговоров по приднестровскому урегулированию в Виннице. Как следует из заявления посла по особым поручениям Российской Федерации Валерия Нестерушкина, который представляет эту страну на переговорах, участники консультаций в Одессе "смогли бы направить официальное приглашение ЕС и США", информирует "Инфо-Прим Нео".

Агентство напоминает, что переговоры в пятистороннем формате (ОБСЕ, Россия, Украина, Кишинев и Тирасполь) были прерваны летом 2004 года после возникновения в приднестровском регионе проблемы молдавских школ с преподаванием на основе латинской графики. Кишинев тогда объявил неэффективным пятисторонний формат переговоров и потребовал его изменения путём вовлечения в этот процесс ЕС, США и Румынии.

Об урегулировании приднестровского конфликта пойдет речь и на запланированной на 21 сентября в Киеве встрече президента Республики Молдова Владимира Воронина и президента Украины Виктора Ющенко.

8 сентября в Вашингтоне прошли российско-американские рабочие консультации по проблематике приднестровского урегулирования, в которых приняли участие посол по особым поручениям МИД России Валерий Нестерушкин и спецпредставитель госдепартамента США по урегулированию конфликтов на евразийском пространстве Стивен Манн. Как сообщил департамент печати и информации МИД РФ, в ходе консультаций состоялся обмен мнениями о ситуации, сложившейся в процессе политического урегулирования приднестровской проблемы. Основное внимание было уделено обсуждению вариантов совместных действий сопосредников от России, Украины и ОБСЕ, а также содействия со стороны международного сообщества с целью разблокирования переговорного процесса с участием Республики Молдовы и Приднестровья, продолжения работы над всеобъемлющей и устойчивой моделью политического урегулирования в регионе.

Российский представитель был принят заместителем заместителя госсекретаря США по делам Европы и Евразии Дэвидом Крэмером.

Молдавский спикер пригласил российского коллегу в Кишинев

Активные межпарламентские контакты между Молдавией и Россией могут сыграть положительную роль в разрешении проблем межгосударственных отношений между Кишиневом и Москвой. Такое мнение выразили в ходе состоявшейся 7 сентября встречи в Нью-Йорке председатель парламента РМ Мариан Лупу и председатель Государственной Думы РФ Борис Грызлов, которые участвовал во Второй встрече спикеров стран мира. Как сообщили корреспонденту "ИНФОТАГ" в пресс-службе молдавского парламента, Мариан Лупу и Борис Грызлов коснулись проблемы приднестровского урегулирования и активизации участия в этом процессе законодательных органов двух стран. В ходе встречи обеими сторонами был признан факт наличия определенных сложностей в отношениях двух государств. "Однако сам факт нашей встречи, которая была инициирована молдавской стороной, свидетельствует о стремлении начать их решение", - сказал Грызлов.

Мариан Лупу предложил вернуться к подписанному в 1996 году Соглашению о межпарламентском сотрудничестве и восстановить работу Смешанной межпарламентской комиссии по сотрудничеству между Федеральным Собранием России и законодательным органом Республики Молдова, которая была создана в октябре 2003 года, но не собиралась ни разу. Председатель парламента предложил также выработать новые механизмы сотрудничества и пригласил председателя Госдумы приехать с визитом в Молдавию. Стороны предварительно решили, что такой визит может состояться в середине будущего года.

Во время встречи с украинским коллегой Владимиром Литвиным Маран Лупу заявил, что план урегулирования приднестровского конфликта, предложенный президентом Украины Виктором Ющенко и единодушно поддержанный молдавскими депутатами, стал качественно новым импульсом в процессе урегулирования "замороженного" конфликта в восточных районах страны. Как сообщает "МОЛДПРЕС", молдавский спикер проинформировал председателя законодательного органа Украины, что достижение политического консенсуса в нынешнем молдавском парламенте позволило принять Закон об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра. Наряду с постановлениями правительства о подтверждении основных гарантий населению Приднестровья и о деятельности экономических агентов Приднестровья, учреждение миссии ЕС по помощи и мониторингу молдавско-украинской границы является качественно новым этапом в процессе урегулирования конфликта.

Председатель молдавского законодательного органа отметил, что акцент следует делать на демократизации и демилитаризации региона в целях обеспечения надлежащих условий для организации и проведения свободных и демократичных выборов, соответствующих международным принципам и стандартам. По мнению Мариана Лупу, важная роль отводится диалогу с гражданским обществом Левобережья, а также межпарламентскому сотрудничеству. "Состоявшиеся в Ялте дискуссии показали, что оба парламента, объединив усилия, смогут решающим образом способствовать демократизации Приднестровья и устранению очага напряженности в регионе", - цитирует спикера "МОЛДПРЕС".

Экс-министр обороны Молдавии: "Россия признает государственность балканских регионов для создания прецедентов в Азербайджане, Молдавии и Грузии"

Экс-министр обороны Молдавии генерал Ион Косташ заявил, что Россия пойдет по пути признания государственности Сербии и Косово для создания прецедента при решении проблем сепаратистских регионов Грузии, Азербайджана и Молдавии. В интервью газете "Timpul de dimineaţă;" ("Утреннее время") он высказал мнение, что Россия поступит именно таким образом, поскольку "в мире не существует прецедентов международного признания сепаратистских регионов, оторванных от территории другого государства". "Для достижения своих целей Россия готова предать интересы сербов, которые являются славянским народом и не раз выступали сторонниками русских", - отметил генерал.

Он говорит, что "Москва всегда поддерживала территориальное раздробление, когда это было в ее интересах". По мнению Косташа, при наличии прецедента России "будет легче проводить федерализацию Молдавии или Грузии, чтобы в случае с Приднестровьем оно обладало правом выхода из состава Молдавии, если не будут соблюдены условия, выдвинутые Москвой".

Экс-министр, возглавлявший министерство обороны Молдавии во время вооруженного конфликта на Днестре в 1992 г., отметил, что решение приднестровского конфликта остается замороженным именно из-за того, что Россия ожидает появления международных прецедентов. Косташ не исключил, что впоследствии Россия сможет применять те же сценарии для федерализации Украины.

В Зоне безопасности без перемен

Кишинев готов возобновить участие в заседаниях Объединенной контрольной комиссии (ОКК), как только будет решен вопрос о свободном передвижении жителей села Дороцкое. Об этом заявил для "БАСА-пресс" сопредседатель ОКК от Кишинева Ион Солоненко. Он сообщил, что на состоявшемся 9 сентября внеочередном заседании комиссия утвердила военных наблюдателей от России, Молдавии и ОБСЕ. Другие вопросы кроме организационных не рассматривались. "Нам не о чем говорить до тех пор, пока не будет решена проблема жителей села Дороцкое, практически заблокированного приднестровскими властями с октября прошлого года", - сказал Солоненко и добавил, что 8 сентября сопредседатель от Приднестровья заявил о намерении выйти с конкретными предложениями по разблокированию ситуации, но на заседании не представил ничего. "Остаемся в ожидании и будем впредь поддерживать связь по телефону в экстренных случаях", - цитирует Солоненко "БАСА-пресс".

Участники переговоров в рамках Объединенной контрольной комиссии договорились также представить новые предложения по ослаблению напряженности в Зоне безопасности. Как сообщает "МОЛДПРЕС" со ссылкой на Иона Солоненко, соответствующие меры будут предложены в ближайшие дни. Стороны заявили, что будут воздерживаться от односторонних действий, которые могут привести к еще большей напряженности.

Глава молдавской делегации также отметил, что до сих пор не получен официальный ответ от России и Украины относительно инициативы Кишинева о снижении напряженности в Зоне безопасности. Тирасполь отверг этот документ, предложения Кишинева поддержала лишь ОБСЕ, передает "МОЛДПРЕС".

Боднар: "Приднестровье не может позволить себе политических партий"

Владимир Лукич Боднар - легендарная фигура в Приднестровье. Он был один из первых, кто стоял у истоков провозглашения ПМР. Еще до развала Союза Владимир Лукич возглавил забастовочное движение в Григориопольском районе, возникшее как реакция на националистические митинги в Кишиневе. Волна забастовочных движений, которая началась на обоих берегах Днестра, - это была волна сопротивления. Тогда потребовались люди, которые способны не просто выйти на митинг, но завоевать доверие людей, четко обозначить задачи, приоритеты и цели, пишет "Время".

После референдума по вопросу независимости Приднестровья его и еще нескольких депутатов арестовали. Через неделю в Киеве арестовали и Игоря Смирнова (нынешний президент Приднестровья - прим. ИА REGNUM). Арест длился ровно сорок дней. Россия пыталась освободить заключенных, но безуспешно. После того, как приднестровцы перекрыли в знак протеста Бендерскую железнодорожную ветку, его освободили.

Потом была война. После окончания боевых действий Боднар был депутатом приднестровского парламента всех созывов, председателем палаты национальностей, заместителем председателя парламента. Сейчас он председатель комитета по безопасности и обороне.

Последние несколько месяцев стали серьезным ударом по Владимиру Боднару как политической фигуре. До недавнего времени он был председателем "Союза украинцев Приднестровья". Но, поскольку во время выборов на Украине Боднар однозначно поддержал Ющенко (кстати, до сих пор в его кабинете оранжевые флажки и плакаты), Смирнов отстранил его от этой должности, пишет газета. Боднар не сдается и недавно создал альтернативную неправительственную организацию (НПО) украинцев Приднестровья "Просвещение".

Долгое время Владимир Лукич исполнял обязанности "спецпредставителя президента ПМР" на Украине. Но Смирнов посчитал нужным освободить его и от этого поста, и последовал соответствующий указ, пишет "Время".

С 1992 года до недавнего времени Боднар был бессменным сопредседателем ОКК со стороны Приднестровья. По его словам, это была самая жаркая, напряженная работа из всего того, чем ему приходилось заниматься.

Весной Смирнов избавил его и от этой нагрузки. Несмотря на многочисленные запросы, объяснений Боднар так и не получил. "Отстранение меня от председательства в ОКК было грубой ошибкой руководства ПМР", - считает он.

С вопросами на эту и другие темы к Владимиру Боднару обратилась газета "Время".

"Владимир Лукич, почему после стольких лет работы вам дали отставку?

В последнее время основным камнем преткновения в рамках ОКК был инцидент в районе села Дороцкое, связанный с неразберихой землепользования. Земли там как бы приднестровские, а работали на них граждане Молдавии. Эти неприятности сильно портили работу ОКК. Я предложил компромисс - найти обоюдное решение для того, чтобы люди могли спокойно работать. Для разрешения проблемы мы пригласили посла Украины, России и представителя ОБСЕ. Сначала они отказались. Но мы умели убедить, что привлечение независимых сил - оптимальный вариант. Также пригласили министра реинтеграции РМ Василия Шову и министра иностранных дел ПМР Валерия Лицкая. Думаю, именно это не понравилось руководству ПМР.

Что изменилось в приднестровском раскладе сил? Со стороны кажется, что существует определенная напряженность между президентом и Верховным Советом...

Серьезных противоречий нет. Речь пошла о некоторых изменениях в конституции, о месте прокуратуры. Сейчас она фактически (хотя формально - по Конституции - это не так) находится в подчинении президента, и многие, в том числе я, считают, что это неправильно. Прокуратура должна стоять особняком. То, что сейчас происходит, похоже на перетягивание власти на себя. Никогда, ни в одной стране перетягивание власти не давало положительных результатов. Нужно, чтобы между исполнительной и законодательной властью существовал баланс.

То есть вы считаете, что Смирнов пытается концентрировать всю власть в своих руках?

Во всяком случае, то, что он сделал по прокуратуре, это ошибка. Были и другие законодательные инициативы, например, более четко определить функции Верховного Совета. Законодательный орган пытается найти что-то более адекватное современным реалиям. Впрочем, не могу сказать, что это признак серьезного противоречия.

Но в последнее время депутаты говорят о том, что местное телевидение неоправданно слепо поддерживает Смирнова, был выражен вотум недоверия министру юстиции. И все это примерно в одно время. Хотя раньше - на протяжении пятнадцати лет - не было ничего похожего. Почему это произошло именно сейчас?

Есть определенная усталость власти от непризнанности. Еще я думаю, что, возможно, в свое время мы сделали ошибку, потому что парламентско-президентская форма правления в нашей республике была бы, на мой взгляд, более адекватной.

Сейчас из-за непризнанности президент хочет, чтобы власть не расползалась по углам. Хотя, конечно, есть перекос. Например, у нас нет фактически правительства. Значит, нет коллегиальности, нет разных мнений и президент вместо того, чтобы в случае необходимости поправлять работу кабинета министров, решает все сам. У нас даже некого поправлять.

Летом парламент Республики Молдова принял Закон об основных положениях статуса Приднестровья. Как вы оцениваете этот документ?

Появление этого закона - правильный, хороший шаг. Есть движение вперед. Наконец-то парламент Молдавии первый раз за 15 лет обратил внимание на приднестровскую проблему на законодательном уровне и отказался от унизительной для нас тактики замалчивания существования Приднестровья, как будто мы люди второго сорта, которых ни во что не ставят и в упор не видят. Другое дело, что содержит в себе этот документ. Об этом можно спорить, соглашаться или нет.

Охарактеризуйте, пожалуйста, политический спектр Приднестровья.

В Приднестровье нет политического спектра. В лучшем случае, он находится в зачаточном состоянии.

Ну, раз вы говорите, что Приднестровье - демократическое государство...

Я этого не говорил, это вы сказали. Демократию мы только создаем. В приднестровском парламенте нет ни одной политической партии, нет политических сил. Каждого депутата выбирают отдельно. Сейчас есть только зародыши партий, есть попытки их создания, но, к сожалению, мы только начинаем думать, как создавать партии, чем они будут заниматься, кого защищать и что предлагать.

Пока у нас никому ничего не предлагают, потому что стоят совершенно другие задачи. В Приднестровье нельзя вести борьбу за власть. Смешно и грустно, но это так. Патовая ситуация. Какое же мы демократическое государство, если нет партий? С другой стороны, мы не можем их себе позволить, потому что неизвестно, за что они еще будут бороться. У нас не партии, а движения, направления, которые объединяются тактически.

Игорь Смирнов на пресс-конференции по случаю 15-летия провозглашения ПМР говорил, что в Приднестровье укрепляется гражданское общество, есть политические партии и общественные организации. Даже назвал цифру - 600.

Для такой маленькой республики, как у нас, это слишком. Вот если было бы шесть, то было бы серьезно.

По вашему мнению, в чем будет основная интрига приближающихся выборов в Верховный Совет Приднестровья?

Будет желание определенной экономической силы попасть в парламент. Это мне абсолютно понятно. Для того чтобы себя защищать, бизнес должен иметь право голоса. Сейчас он немного окреп и стремится во власть.

Каковы сейчас отношения с Украиной и Россией?

Не хочется говорить правду, а неправду я говорить не умею. Россия тратит огромные суммы на миротворческий процесс. Почему же Россия до сих пор не сделала ничего вразумительного для того, чтобы он дал результат? Если бы Россия знала, чего хочет, она давно бы предложила что-то стоящее и добилась его выполнения.

Украина тоже долго не понимала, чего ждет от соседствующей с ней территории. Впервые она сделала попытку и предложила так называемый "план Ющенко" - очень перспективный, хотя и не бесспорный документ. В нем сказано, что в Приднестровье нужно провести прозрачные демократические выборы под контролем международного сообщества. И это первый проект, в котором предложено говорить на равных с людьми, которых выбрал народ".

Тайная мобилизация

Режим Игоря Смирнова продолжает манипулировать общественным мнением и... судьбами граждан

(Валерий Гуцу, "Время")

"Летом в Бендерах прошла странная призывная кампания. Все военнообязанные получили повестки от управления внутренних дел с предложением явиться на учебные сборы новой городской структуры - аварийно-спасательного отряда (АСО). Среди горожан распространился слух, что формируемый отряд будет военизированным формированием, постоянно готовым к отмобилизованию на случай военных действий, которые, видимо, ожидает в ближайшее время руководство непризнанной ПМР.

Пояснения по этому факту дал журналистам приднестровской газеты "Новая газета" начальник так называемого бендерского УВД подполковник милиции Вадим Красносельский. Так, по его словам, еще 19 августа 2004 года (!) лидер непризнанной ПМР Игорь Смирнов издал указ о создании при УВД Бендер аварийно-спасательного отряда. При этом создание этой структуры является "экспериментом", в случае положительного результата которого подобные "отряды" будут созданы и в других населенных пунктах Приднестровья. "АСО формируется на добровольной основе из военнообязанного гражданского населения", - заявил подполковник Красносельский.

По официальным данным, в задачи новой структуры входит ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций - техногенных катастроф, стихийных бедствий, а также (!) борьба с террористическими и бандитскими группами. При этом в последнем случае планируется, что личный состав АСО не будет принимать участия собственно в захвате преступников. Роль "спасателей" будет чисто вспомогательной, как сообщил начальник бендерского "УВД": "они, например, обеспечат оцепление района".

С прибывшими на сборы были проведены занятия по медицинской, противопожарной и инженерной подготовке, а также, зачем-то, - по строевой. В дальнейшем такие занятия будут проводиться "несколько раз в год".

Весьма интересно главный бендерский милиционер охарактеризовал принцип комплектования АСО. По его словам, это добровольное формирование, но принцип добровольности здесь формален: сборы проводятся в согласовании с военкоматом, и повестка от УВД дублируется соответствующим приказом военного комиссара города, обязывающим граждан явиться. "Конечно, наказывать неявившихся мы не станем, - заявил Вадим Красносельский, - но отмечу, на первом месте в данном случае должна стоять высокая гражданская позиция". По его мнению, "в высокоразвитых зарубежных странах - Швейцарии, Бельгии, Голландии - такой опыт обучения гражданского населения уже давно и с успехом применяется, и никого это не пугает".

19 июня Игорь Смирнов вручил бендерскому АСО "боевое знамя". "Отряд" делится на батальоны, а те, в свою очередь, как и в любой воинской части, на роты, взводы, отделения. "В штате АСО, по сути, все военнообязанное население города - и рядовые, и офицеры запаса", - сообщил Вадим Красносельский. Командный состав, по его словам, назначается из числа самих граждан. "Военнослужащие-срочники к "отряду" отношения не имеют. Они поступают в наше распоряжение лишь после увольнения из армии". Далее Вадим Николаевич рассказал, что при непосредственном выполнении задач на сотрудников АСО распространяется действие закона непризнанной ПМР "О милиции" в части защиты и неприкосновенности личности. Финансирование "отряда" ведется из бюджета непризнанной республики. Начальник бендерского "УВД" неоднократно подчеркивал, что АСО "не является военизированным формированием". Хотя звучит это несколько странно на фоне тех же "приказов военного комиссара, батальонов, рот, взводов" и т.д. Также по заявлению Вадима Красносельского, "АСО ни в коей мере не будет дублировать цели и задачи иных силовых подразделений, подчиненных Министерству обороны и МВД ПМР". Степень оснащенности "отряда" господин Красносельский оценил как удовлетворительную, отметив, что "кое-что планируется приобрести со временем".

В заключение подполковник милиции заявил, что создание нового формирования не было согласовано с Объединенной контрольной комиссией по двум причинам. Первая, как он считает, - это то, что "по вине молдавской стороны комиссия уже полгода не работает". Вторая - так как АСО "не военное образование", согласовывать здесь просто нечего.

В причинах, изложенных уважаемым Вадимом Николаевичем, сходу отмечается некая досадная нестыковка. Судите сами: если вторая изложенная им причина несогласования создания "отряда" с ОКК верна, то к чему было приводить первую? А с другой стороны, если верить тому же Красносельскому, сообщившему, что указ о создании АСО в Бендерах был издан Игорем Смирновым еще год тому назад, то что же помешало согласовать этот вопрос с ОКК еще до того, как в работе комиссии наступила пауза, в которой начальник бендерского УВД по традиции обвиняет молдавскую сторону? Не правда ли, очень интересно?

Но и это еще не все. В структуре непризнанной ПМР уже очень давно существует отдельное ведомство гражданской защиты с достаточно развитой инфраструктурой. И абсолютно неясно, почему на фоне заявлений о том, что якобы "АСО ни коей мере не будет дублировать", создается параллельная структура, причем подведомственная, по-видимому, МВД непризнанной ПМР?

Местными наблюдателями был подмечен и другой абсолютно нелогичный факт: что это за "невоенизированное" подразделение, если ему вручено "боевое знамя"?

Кроме того, в тупик ставит предназначение "невоенизированного аварийно-спасательного отряда" для борьбы с террористами и бандитами. Вадим Красносельский что-то говорил о помощи сотрудникам силовых ведомств и "оцеплении района". Это явная профанация. Вадим Николаевич, получивший военное образование и достаточно давно проходящий службу в органах внутренних дел, даже несмотря на то, что органы эти находятся на жаловании непризнанной администрации, определенно четко знает, что граждане с "ломами, лопатами и носилками", как он сам их определил, ну никак не должны допускаться к оцеплению участков территории, где проводятся спецоперации по задержанию вооруженных преступников. Это нонсенс!

Со стороны же вся ситуация с созданием в Бендерах новой структуры, которую, как бы ни стремились к обратному местные начальники, невозможно классифицировать иначе, как военизированную, выглядит довольно прозрачно. Режим Игоря Смирнова проводит очередную кампанию по запугиванию местного населения "молдавской военной угрозой" и одновременно повышает мобилизационную готовность вооруженных формирований непризнанной ПМР. Это же очевидно: под прикрытием мифа о создании аварийно-спасательного отряда военным руководством проведены в районе с повышенным режимом безопасности мобилизационные учения и сборы резервистов. Также методом "добровольного призыва" оценен, если так можно выразиться, уровень преданности местного населения сепаратистскому режиму. Теперь приднестровское руководство обладает точными данными о наличном мобилизационном ресурсе в Бендерах и окрестностях, то есть о том, сколько человек можно надеяться поставить под ружье в кратчайшие сроки.

Происходящее является вопиющим нарушением действующих соглашений по мирному урегулированию. Поэтому целесообразно привести некоторые наиболее очевидные выводы и причины во избежание тяжких последствий.

Выбор приднестровскими властями Бендер как площадки для проведения "эксперимента" сомнений не вызывает. Этот город для режима Смирнова - самый проблемный и, кроме того, имеет ключевое стратегическое значение. Де-юре он должен находиться в двойном подчинении Кишинева и Тирасполя, хотя это благополучно замалчивается приднестровской стороной и другими участниками урегулирования. Тем не менее в Бендерах хотя и ограниченно, но действуют различные структуры Молдавии, и их влияние на граждан давно стало головной болью тираспольской администрации.

С глубоким сожалением приходится констатировать, что Совместные миротворческие силы, полномочия которых, несмотря на затянувшуюся паузу в работе ОКК, никто не отменял и даже не подвергал сомнению, вновь пропустили мимо внимания усилившуюся военную активность приднестровской стороны в регионе. Как бы ни подчеркивалась "невоенизированность" созданной в Бендерах структуры, все мероприятия, проводимые военными комиссариатами, бесспорно, являются мобилизационными. И коль скоро они проведены и резервисты прошли сборы, то вопрос о том, является ли созданный АСО вооруженной структурой или нет, смысла не имеет. Мобилизация и есть мобилизация - обеспечение оружием и военной техникой личного состава, который точно знает, куда и на какую должность он должен явиться по установленному сигналу, существенного времени не займет. В течение считанных часов аварийно-спасательный отряд может превратиться в мотострелковую бригаду.

Совсем недавно Верховный совет непризнанной ПМР принял ряд решений, направленных на воссоздание в регионе структур так называемой "территориальной обороны", поэтому точное наименование для новой воинской части в случае необходимости найдется очень быстро. Так что крепите бдительность, миротворцы! Ответственность за возможные последствия деятельности режима Игоря Смирнова, которую вы усиленно покрываете, лежит на вас.

И, наконец, самое неприятное, - постоянное бряцание оружием со стороны администрации непризнанной ПМР на фоне заявлений о миролюбии и фальшивой обеспокоенности бездействием ОКК свидетельствует о том, что поток провокаций, направленных на обострение обстановки в зоне безопасности, в обозримом будущем не прекратится, а напротив, приобретет еще более опасную форму".

Минобороны Молдавии: министра не так поняли

Минобороны РМ опровергло информацию о поставке Молдове американского радара стоимостью $10 млн. В сообщении пресс-службы ведомства отмечается, что выступление министра обороны Валерия Плешки на пресс-конференции 3 сентября было неверно интерпретировано журналистами. "Говоря о реформе системы противовоздушной обороны республики, он отметил, что НАТО готово оказать Национальной армии техническую помощь для модернизации системы, в том числе путем предоставления современной радарной установки. Причем это говорилось в контексте двустороннего сотрудничества с НАТО, но никак не с США", - отметил полковник Валерий Руссу. Он подчеркнул, что проблема технической помощи со стороны США обсуждалась в ходе визита министра в эту страну только в контексте внедрения проекта модернизации системы связи, запланированной на 2006 г., сообщает "ИНФОТАГ".

Слова министра о поставке радара были представлены в прессе как свершившийся факт. Это дало основание интерпретировать установку радара как попытку слежения США с помощью Молдавии за воздушным пространством России и Украины. Так называемый замминистра обороны непризнанной ПМР генерал-майор Владимир Атаманюк призвал эти страны принять адекватные меры, в частности, разместить аналогичные радары на территории Приднестровского региона, сообщает "ИНФОТАГ".

НАТО против просроченных молдавских пестицидов

Североатлантический альянс согласился начать финансирование программы по уничтожению в Молдове непригодных и запрещенных пестицидов. Об этом эксперты НАТО, NAMSA, ОБСЕ сообщили в ходе встречи с молдавскими специалистами, проходившей 5-6 сентября в Кишиневе, передает "МОЛДПРЕС". В ходе встречи было установлено, что Служба по эксплуатации и поставкам блока (NAMSA) будет исполнительным органом по реализации проекта, Бельгия - пилотной страной, а Румыния - ко-пилотной. В настоящее время обсуждается программа поэтапного финансирования проекта.

Западные эксперты высоко оценили финансовый вклад Республики Молдова в реализацию проекта, а также политическую волю официального Кишинева. По мнению членов делегации, до 1 ноября нужно ввести в строй современную аналитическую лабораторию, в которой в процессе реализации проекта будут определяться неизвестные пестициды, передает "МОЛДПРЕС". За счет финансовых средств Республики Молдова около 2000 тонн пестицидов из 20 районов были заново упакованы, перевезены и заложены на хранение. В осуществлении этой операции были задействованы 11 групп по упаковке пестицидов с личным составом, состоявшим 165 военнослужащих, а также специальная техника.

В период с 2003 по 2005 год Республика Молдова ассигновала на переупаковку непригодных и запрещенных пестицидов около 5 млн. леев (320 тыс. евро).

Консультации Молдавия - НАТО

7 сентября в Кишиневе начались молдавско-румынские консультации по вопросу разработки Индивидуального плана мер партнерства Республика Молдова - НАТО (IPAP). Программа консультаций предусматривает также встречи румынских партнеров с должностными лицами министерства обороны Молдовы, Межведомственной группой экспертов по разработке и реализации IPAP, передает "МОЛДПРЕС".

Индивидуальный план действий Молдавия-НАТО будет выполняться параллельно с реализацией Плана действий Республика Молдова - Европейский союз.

В тот же день заместитель министра иностранных дел и европейской интеграции Валериу Осталеп встретился с государственным секретарем министерства обороны Латвии Эдгарсом Ринкевичсом, находившимся в Молдавии с визитом в рамках двустороннего военного сотрудничества, передает "МОЛДПРЕС". Состоялся обмен мнениями о молдавско-латвийских отношениях в различных сферах. Особое внимание стороны уделили вопросам, касающимся европейской интеграции Молдавии, сотрудничеству в рамках программы "Партнерство во имя мира" и Совета североатлантического партнерства. Стороны определили возможности оказания РМ помощи в процессе разработки и внедрения Индивидуального плана действий партнерства Республика Молдова - НАТО. Была высказана взаимная заинтересованность в дальнейшем военно-политическом сотрудничестве.

Евроинтеграция для внутреннего пользования

7 сентября Национальная комиссия по европейской интеграции утвердила Внутренний семестровый доклад по оценке внедрения Плана действий Республика Молдова - Европейский Союз и Национальную программу внедрения Плана действий РМ-ЕС. Как отметил н заседании комиссии министр иностранных дел и европейской интеграции РМ Андрей Стратан, доклад будет представлен Евросоюзу в сентябре - на предстоящей встрече "тройки" в Брюсселе, передает "МОЛДПРЕС".

Премьер-министр РМ Василе Тарлев подчеркнул, что этот документ, разработанный по инициативе молдавской стороны, будет способствовать продвижению принятых Молдавией мер для достижения европейских стандартов. Кроме того, он позволит "из первых рук" ознакомить европейских сановников с истинным положением дел в республике.

Наряду с подготовкой и представлением оценочного семестрового доклада Молдавии предстоит сдать первый официальный экзамен на заседании Комитета по сотрудничеству с ЕС, которое состоится в Кишиневе в ноябре этого года и на котором будет озвучена информация о выполнении приоритетных действий, оговоренных Европейским союзом и Республикой Молдова, сказал Василе Тарлев. Премьер-министр указал министерству иностранных дел и европейской интеграции на необходимость ускорить совместно с министерством экономики и торговли утверждение соглашения об асимметричной торговле между РМ и ЕС и более активного привлечения к реализации Плана действий РМ-ЕС органов местной администрации, гражданского общества и неправительственных организаций, сообщает "МОЛДПРЕС".

Бензиновый бум: цены взлетели

Молдавская Республиканская народная партия (РНП) считает, что основная ответственность за создавшееся положение на внутреннем рынке нефтепродуктов Молдавии лежит на правительстве. В ее заявлении, поступившем в "ИНФОТАГ", отмечается, что "коммунистическая власть еще раз доказала, что даже с парламентской поддержкой своих "европейских" сателлитов в лице христиан-демократов, демократов и социал-либералов она не способна управлять экономическими процессами".

"Правительство выигрывает в результате удорожания бензина и дизельного топлива, так как растет объем поступлений НДС в бюджет. Никто даже не пытается создать механизм перераспределения этих доходов ни среди граждан, которые страдают от инфляции, ни среди сельхозпроизводителей, страдающих от роста цен на ГСМ, что затрудняет проведение осенне-полевых работ", - считают авторы документа, передает "ИНФОТАГ". По их мнению, "пока правительство Тарлева не контролирует положение дел, а президент Воронин находится на отдыхе, парламент должен срочно собраться на чрезвычайную сессию для выражения вотума недоверия правительству; установления субсидий работникам сельского хозяйства; принятия механизма повышения заработной платы бюджетникам в зависимости от уровня инфляции".

РНП напомнила народным избранникам, что после внесения изменений в Конституцию в 2000 г. Молдавия считается парламентской республикой, а это означает, что "законодательный орган не может выполнять роль юридического отдела при президенте и пассивно голосовать за поступившие от правительства законопроекты", сообщает "ИНФОТАГ". И добавляет, что на последних парламентских выборах 6 марта 2005 г. РНП набрала чуть меньше 2% голосов. В досрочных выборах мэра Кишинева в июле 2005 г. партия не участвовала.

Цены на бензин на АЗС в Молдавии повысились 6 сентября в среднем на 16%. Это шестое повышение цен на горючее с начала года. В среднем цены на бензин выросли на 52,2%, на дизельное топливо - на 47,4%, газ - на 23%. Как утверждают представители импортеров, "если подорожание нефти в мире не прекратится, то цены на ГСМ могут вновь подняться еще до конца сентября".

По сообщению Infomarket.md, повышение цен не стало неожиданным для потребителей, так как о намерении их изменить импортеры предупредили общественность заранее. А вот реакция правительства, заявившего накануне о необходимости разработать механизм использования в сельском хозяйстве бонов нефтепродуктов, оказалась запоздалой. Импортеров не убедили обещания премьер-министра Василия Тарлева о том, что правительство пересмотрит порядок налогообложения импорта ГСМ.

На заседании правительства 7 сентября премьер-министр Василий Тарлев высказал сожаление по поводу того, что в результате "спекуляций и махинаций на международном рынке цены на нефтепродукты продолжают расти". Тут же он сказал, что молдавские импортеры ГСМ прилагают усилия для сохранения стабильности на рынке, но они не приносят желаемого результата. Премьер поручил министерствам экономики и торговли, промышленности и инфраструктуры, а также Национальному агентству по регулированию в энергетике (НАРЭ) провести анализ данных о запасах нефтепродуктов, объемах потребления и импорта ГСМ. Только после этого можно будет говорить об обоснованности роста цен и корректном (или некорректном) поведения импортеров, пишет "Экономическое обозрение". НАРЭ рекомендовано принять более активное участие в регулировании ситуации на рынке ГСМ. "Если результаты деятельности агентства на рынке электроэнергии и природного газа ощутимы, то относительно рынка нефтепродуктов они равны нулю", - заявил премьер.

Василий Тарлев поручил Минэкономики провести с инвесторами необходимые консультации и ускорить начало работы Джурджулештского нефтяного терминала, что позволит обеспечить определенную стабильность на рынке. Улучшить ситуацию, по мнению премьера, позволит и использование собственных запасов нефти. Но следует увеличить эффективность разведывательных работ, проводимых на юге страны. "Если компании, занимающейся этим сейчас, не хватает потенциала, нужно провести международный конкурс и привлечь другого оператора, - считает Тарлев. - Пока Молдова полностью зависит от конъюнктуры на международном нефтяном рынке". Поэтому нужно мобилизовать собственные резервы и, конечно же, на это много времени нет", приводит слова премьера "Экономическое обозрение".

Нарушений не обнаружено

Российские эксперты не обнаружили нарушений в процессе производства плодоовощных культур в Республике Молдова. Делегация фитосанитарной службы РФ, побывавшая в Республике Молдова с трехдневным инспекционным визитом, не выявила проблем, сообщил для "БАСА-пресс" советник министра сельского хозяйства и пищевой промышленности РМ Андрей Бивол. По его словам, российские эксперты пришли к такому заключению после завершения практической части визита, проведя осмотр нескольких питомников, садов и закупочных пунктов яблок в Бельцком, Бриченском и Теленештском районах Молдавии. В настоящее время российская делегация изучает процедуры выдачи сертификатов на экспорт, отметил Бивол.

Делегация в составе двух экспертов, замначальника российского федерального агентства по фитосанитарному карантину Николая Тряхова и замдиректора Федерального центра по карантину растений Наталья Широколовой прибыла в Кишинев 7 сентября. Эксперты увезут в Россию несколько образцов молдавских культур для проведения анализа в российских лабораториях, после чего ответственные лица сообщат официальному Кишиневу о возможностях возобновления экспортных поставок продукции растениеводства в Российскую Федерацию, информирует "БАСА-пресс".

Визит российской делегации планировался еще в июне, но был отложен из-за отсутствия средств. Российские эксперты прибыли в Молдавию после того, как Республика Молдова взяла на себя все расходы на поездку.

Россия прекратила импорт молдавской растениеводческой продукции в мае 2005 г. Причиной было названо то, что "Республика Молдова не соблюдает международных условий поставок".