Глава приднестровского МИДа Валерий Лицкай считает, что признание Приднестровья - вопрос ближайшего будущего. Это мнение было высказано в ходе пресс-конференции, прошедшей в Тирасполе 29 сентября, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

"На наше счастье, нефти у нас нет. Но этой причине, в длинном ряду проблем, стоящих перед великими державами, проблема приднестровского урегулирования находится далеко не на первом месте, - сказал Лицкай. - Это, и еще серьезное присутствие в нашем регионе России, существенно облегчает наше положение".

Общую расстановку сил в переговорном процессе Лицкай также оценил в благоприятном для Приднестровья ключе.

"Молдова сегодня действует в лоб, открыто, и не задумывается о последствиях своих действий,- сказал он. - Чего же достиг Кишинев в результате? На сегодняшний день план урегулирования, который принимали бы за основу все участники переговоров, отсутствует. Ведь, несмотря на все сказанное вокруг "плана Ющенко", Украина так и не получила документа, официально одобряющего этот проект урегулирования. Не получила потому, что в Виннице Молдова уклонилась от его подписания. А затем, свободная от обязательств, начала работать по собственному плану, нарушив 80 процентов украинских рекомендаций!"

На подходе инициативы и других участников переговорного процесса. "Хотя это не входило в повестку дня, но российские представители в ходе одесских консультаций впервые ознакомили их участников со своим новым планом урегулирования. Мы сейчас внимательно изучаем этот весьма обширный, примерно 200-страничный документ", - сказал Лицкай.

От обсуждения деталей российского плана министр уклонился, сославшись на преждевременность такого шага - документ обширный, сложный, недавно получен и находится в стадии изучения. Но все-таки сообщил, что в основе плана лежит принцип федерализации. На том же принципе, по сути, основаны и предложения ОБСЕ. Едва ли, по мнению Лицкая, будут возражать против идеи федерализации и наблюдатели в лице представителей ЕС и США. Таким образом, подход посредников, гарантов и наблюдателей прямо противоречит подходам Кишинева.

"В отличие от Молдовы, мы не торопимся,- сказал Лицкай. У нас есть время, и мы еще представим свой план. Вот тогда и посмотрим, кто окажется в изоляции".

Попытки силового разрешения проблемы, по мнению Лицкая, также уже не получат поддержки. "Слово "санкции" сейчас не в ходу из-за присутствия России, - сказал он. - Идти на авантюры сегодня никто не готов, а тех, кто мог бы, в принципе, рискнуть, от таких шагов удержат. К примеру, нынешнее членство Румынии в НАТО, и грядущее - в ЕС, несомненно, служит стабилизирующим фактором. Потому что сегодня вооруженные силы Румынии не сделают и шагу без приказа командования Южного крыла НАТО. Потому что вступление в ЕС для Румынии гораздо более приоритетно, чем проблема Приднестровья. И, наконец, потому, что ни ЕС, ни США не пойдут сегодня идти на прямую конфронтацию с Россией из-за столь малозначимого для них вопроса, как Молдовы и Приднестровье".

"Вот вам пример такой позиции, направленной на недопущение обострения ситуации,- сказал Лицкай. - В 2001 году, когда Румыния возглавила ОБСЕ, многие в Кишиневе потирали руки, предвкушая большое дипломатическое наступление на Приднестровье. Но в ходе подготовки передачи полномочий от Австрии к Румынии было решено: приднестровскую проблему Румыния курировать не будет. И она ее не курировала".

"В современном мире,- подвел итог Лицкай, за последнее десятилетие налицо огромный прорыв в области эффективного разрешения конфликтных ситуаций. Десять лет назад мир был еще не готов к разрешению возникавших тогда конфликтов. Никто не мог предложить ничего, кроме силовых сценариев - но быстро выяснилось, что они не действуют нигде - ни в Боснии, ни в России. Началась наработка политических методов. К примеру, сегодня Россия в Чечне на 90% действует политическими методами - и это помогает! Война скукоживается, она уже сжалась до диверсий на дорогах.

Потом, вслед за Россией, тоже самое стали применять американцы. К примеру, таким методом они потихоньку отрегулировали конфликт в Северной Ирландии. Потом был Дейтон - и за 10 лет в Боснии произошли большие перемены: войны там нет, и уже не будет. Да - все живут пока по своим углам, но есть уже некая для всех общая система отношений. На дорогах уже не убивают, идет постепенная интеграция - если не напрямую, то через структуры ЕС. И в Македонии очень грамотно погасили конфликт. В сущности, последний нерешенный конфликт остался в Косово, там пока еще не знают, как этот узел развязать.

А что же у нас, СНГ? А у нас, за прошедшие 10 лет развития, российская политическая мысль тоже проделала большой путь. Так что сегодня осталось сделать последний шаг, последний вывод - и он, этот вывод, уже почти полностью сформулирован. Нужно окончательно оформить юридически распад СССР, завершить, наконец, этот процесс. А завершить его, если говорить о сегодняшних реальных возможностях, можно только путем признания последних 4 непризнанных субъектов. И никаких существенных препятствий для такого шага уже не осталось.

Когда мы начинали строить свою государственность, основной аргумент против нее звучал так: "если вас признать сегодня, то уже завтра на признание будут претендовать десятки других новых государств". И для такого подхода в то время были все основания! Потому что тогда на пространстве СНГ было 70 очагов потенциальных конфликтов, и уже полезли на свет разные уральские и тому подобные республики. Но это было тогда, а сейчас видно, что реальных претендентов на государственное признание только четыре, и больше, в обозримом будущем, уже не будет, поскольку желающих нет. Ну, а раз это явно не приобретет характер заразной болезни, то проще признать всех четверых, и завершить, наконец, процесс распада СССР. Надо сказать, что к этому все и идет".

"Нас очень сильно задержала Чеченская война, - продолжил Лицкай. - Если бы не Чеченская война, то Россия, уверен, давно бы признала нас, как Турция признала Северный Кипр, как армяне фактически признали Нагорный Карабах. Но сегодня ситуация стабилизировалась. Сегодня ничто, в принципе, не мешает России признать и нас, и абхазов, и Южную Осетию. И, по мере закругления чеченской проблемы, Россия все больше и больше будет готова нас признать. Ну, чем ей это грозит? Да ничем! Ну, напишет Молдова ноту, ну, Грузия напишет ноту - ну и что? Таких нот - миллионы!

В качестве альтернативы сегодня налицо и последние, по-видимому, попытки создания союзных государств. Последние - потому что эти проекты уже мало связаны с реальностью, их время ушло. Хотя, в принципе - это тоже возможно, как неплохой промежуточный вариант: существование "в пределах, но вовне". Эта формула была специально придумана для Карабаха: Карабах существует "в пределах" Азербайджана, но "вне его". Что это означает? Это означает, что у них есть только горизонтальные связи, и нет ни одной вертикальной, ни малейшей степени подчинения. Ну что ж - в Европе тоже высокая степень горизонтальных связей...Но, повторяю, эта примаковская идея 1997 года уже теряет реальную основу. Будущее за полномасштабным признанием - и дело, мало-помалу, к нему идет. Потому что есть единственная альтернатива окончательному разделению конфликтующих сторон, единственный способ объединить их в общих границах: уничтожить все население одной из сторон конфликта поголовно. Так, как хорваты проделали это в Сербской Краине, где они или убили, или изгнали 100% сербов. Это, повторяю, возможный путь. Но никто этого больше не желает, и этот путь уже практически закрыт".

"Существенно и то, - сказал Лицкай, что де-факто разделение Молдовы и Приднестровья уже состоялось, притом, полностью. Объективная реальность такова, что существуют два государства, со всеми необходимыми структурами, причем эти государства никак, ни экономически, ни политически не связаны между собой. Иными словами, проблема будет окончательно закрыта в тот самый день, когда будет принято политическое решение, без какого-либо переходного периода. Все уже давно готово, дело за решением - и оно, это решение, постепенно созревает".