Председатель парламента Молдавии Мариан Лупу ответил на вопросы корреспондента ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Мариан, в связи с последними событиями, как вы оцениваете отношения между Россией и Молдавией в настоящий момент?

Ситуация напряженная, и это чувствуется во всем: от диалога общества на высоком политическом уровне до уровня проведения экономических компаний. Причины? Если присмотреться к ситуации внимательно, причина одна - "меморандум Козака" по Приднестровью. И в этом смысле происходит нонсенс: одна проблема перекрывает все остальные составляющие двусторонних отношений.

ИА REGNUM: Почему все-таки так неожиданно молдавская сторона отказалась подписывать меморандум? Ведь уже шел разговор о прилете Владимира Путина на подписание документа...

Переговорный процесс шел слишком быстро, напористо. Форма, метод, интенсивность переговоров не дали подробно рассмотреть документ. Вообще-то это абсолютно нормально: редко, когда разговор в бизнесе, политике ведется с полностью "открытым забралом".

В последний момент в меморандуме появился один дополнительный пункт, который ранее не обсуждался вообще: 20-летнее присутствие российских войск на территории Молдавии. Это обычная тактика, когда в договор, в котором заинтересована вторая сторона, перед подписанием добавить важный для тебя пункт... Но такой вопрос требует очень серьезной проработки! По сути, в настоящее время на левом берегу Днестра находится около двух тысяч российских военнослужащих: тысяча - так называемые миротворческие силы, а также тысяча солдат-офицеров, которые охраняют оружейные склады. Необходимо было обсудить этот вопрос, идентифицировать его. Это не вопрос военного порядка, это, скорее, вопрос психологического свойства. Вообще это жесткая ситуация, и она зашла очень далеко.

ИА REGNUM: Каким вы видите выход из нее?

Основа ситуации - эмоционально-политическая. Эмоциональный накал со временем утихнет. Мы задаем себе вопрос: нам нужны отношения с Россией? Ответ однозначный, несмотря на идейные расхождения левых и правых: да. С точки зрения экономики, торговли, культуры, истории, традиций. У нас 20-22% русскоговорящего населения. Чувствуется ли необходимость в этих отношениях в России? Я чувствую - да. И это подтверждают встречи с Сергеем Мироновым здесь, в Санкт-Петербурге, с Борисом Грызловым в Нью-Йорке. Двустороннее желание есть, но у каждой стороны есть свои сложности. Наша самая большая ошибка - дефицит коммуникации, общения, знания ситуации. Я как руководитель парламента готов каждый месяц направлять группу депутатов в Государственную Думу.

Хотя, с другой стороны, есть определенный сдвиги: так в сентябре к нам приезжал - и я так понимаю, не без политической воли Москвы, - патриарх Всея Руси Алексий II. В ближайшее время планируется, что в Кишинев приедет группа депутатов Госдумы. Кроме того, я получил приглашение от Миронова приехать с официальным визитом в Россию после Нового года. Также мы договорились с Грызловым встретиться летом будущего года в Кишиневе. Сейчас для того, чтобы наладить отношения, нужны мудрость, сила и воля, если есть желание.

ИА REGNUM: Как вы считаете, каким образом будет развиваться ситуация в Приднестровье?

Тут сложная ситуация. В Кишиневе так и не могут понять, в чем состоит интерес России, потому что позиция не озвучивается. На мой взгляд, в Москве нет одной политической группы, которая выразила бы интерес: есть много групп с разными политическими и экономическими интересами. Сейчас сложность в том, что никто, ни одна структура не имеет доступа в эту зону и не знает, что происходит в Приднестровье.

Да, мы сделали большую ошибку: после 1992-93 годов этой проблемы как бы не существовало. Все проявляли квазиспокойствие. Но, грубо говоря, этим никто просто не занимался. За это время левый берег Днестра укрепился, психологически подготовился...

Как решать проблему? Предложенные варианты - создать федерацию или конфедерацию - мы принять не можем, не только по психологическим причинам. Такая страна как мы, достаточно маленькая, подвержена серьезному влиянию извне. Федеративное или конфедеративное устройство будет предполагать такую структуру государственного инстеблишмента, которая может парализовать в стране всю деятельность государственных органов. И у нас есть достаточно желающих, чтобы, к примеру, правый берег отошел к Румынии...

ИА REGNUM: Поможет ли принятый закон о принципах урегулирования приднестровской проблемы разрешить конфликт?

Наша позиция четкая и простая: мы принимаем закон "Об основных принципах юридического статуса левобережья", согласно которому мы готовы оказать международную автономию: экономическую, финансовую, культурную, социальную... В самой формулировке выражена квинтэссенция позиции Кишинева: этот закон отобразит ключевые точки, а основной закон должен быть разработан двусторонне: депутатами правого берега и выбранными представителями левого берега Днестра. При этом выбранными всеми жителями левобережья, осознанно понимающими полную картину происходящего, а не поддавшихся продвижению чьих-то интересов.

ИА REGNUM: Как вы расцениваете запрет за ввоз молдавской продукции в Россию? Не так давно ограничения были распространены и на молдавское вино...

Я думаю, проблема ввоза продуктов не имеет причинно-следственных связей с политическими моментами, но некоторая взаимосвязь с политикой все-таки есть. Мне кажется, речь идет об определенной партии реэкспорта немолдавской продукции - фруктов, овощей, которая реализуется благодаря отношениям свободной торговли. Кто-то этим пользуется, получая не всегда легитимные сертификаты. Но, в любой случае, я не думаю, что есть серьезные поводы выносить решение о полном запрете ввоза молдавской продукции.

А вот решение, касающееся вина, думаю, связано с серьезном переделом винного рынка в России, что, в свою очередь, связано с переходом после Нового года на новую систему акцизных марок: лепка 1 акцизной марки будет стоить 30 центов, срок выдачи акцизы увеличен, по-моему, до 60 дней. И этим механизмом наверняка можно будет манипулировать: например, кто-то сможет за 60 дней получить 3 раза акцизы, а кто-то всего одну.

ИА REGNUM: Как в настоящее время решается проблема с электроэнергией? Считаете ли вы повышение цен на газ политическим или экономическим решением?

"Газпром" повысил отпускную цену на газ для нас, и, мне кажется, это не случайно. Никто не верит, что это коммерческое решение. Здесь мы действительно видим политическую подоплеку: даже если это коммерческий ход - худшего момента, кроме как наступления зимы нельзя было выбрать. Сейчас мы ведем переговоры с Украиной и Румынией. У Румынии - европейский уровень цен, мы рассчитываем на этот вариант в самом кризисном варианте. Украина согласилась, но из РАО "ЕЭС России", по моей информации, стало оказываться давление с предложением не поставлять. Но тут надо учесть: еще есть области Украины, сети которых идут по нашей территории. То есть отключение наших сетей приведет к отключению своих же областей. Пока это немного сдерживает ситуацию. В любом случае, из этой ситуации с энергетикой мы в течение зимы выйдем.

В целом могу сказать, если у России есть желание остановиться, есть и перспектива наладить отношения. Если же машину уже не остановить - то я не знаю... Кто-то думает, что это давление может привести к власти пророссийских людей, однако они не видят риска, что Молдавия вообще может уйти с орбиты интересов России.

Справка: Мариан Лупу родился 20 июня 1966 года в Бэлць. Окончил в 1987 году торгово-экономический факультет Кишиневского государственного университета. Доктор экономики. Проходил курсы макроэкономики МВФ в Вашингтоне в 1994 году и курсы международной торговли ВТО в Женеве в 1996 году. С 1991 года работал в Департаменте внешних экономических связей, с 1997 года стал его директором. Одновременно с этим, с 1992 по 2000 год, Мариан Лупу являлся исполнительным директором программ ТАСIS в Молдове. С мая 2001 по август 2003 года - замминистра экономики Молдавии.