Интервью заместителя координатора проекта "Национальная инновационная система" Андрея Большунова. Андрей Яковлевич, что сейчас происходит с инновациями в России?

То, что сейчас происходит, очень правильно определил президент Медведев: "Все это пока только на бумаге". Создается масса различных элементов инфраструктуры, но с точки зрения результата и инновационных продуктов практически никаких плодотворных сдвигов пока нет. Это одна сторона. С другой стороны, когда говорят, что русские - не инновационный народ, это совершеннейшая неправда. Мы с 1987 года находились в состоянии перманентных инноваций, не экономических, а социальных, правовых и политических. Мы имеем опыт изменений, инноваций, другое дело, что этот опыт не всегда позитивен и мы от этого устали. Наше общество устало от перемен, поэтому подвигнуть россиян на новые достижения крайне сложно.

Кроме того, существует ряд факторов, препятствующих запуску инноваций в полном объеме, и лежат они не в той плоскости, в которой обычно ищут чиновники. Госслужащие строят инновационную систему как каркас теплицы: теплицу построили, а что мы там будем выращивать? Сам по себе каркас ничего не решает, ведь в теплице могут расти и сорняки. Шведы, которые являются фактическими лидерами в инновациях, сделали неожиданный вывод на эту тему: "У россиян отсутствует менталитет сотрудничества! У вас никто на это не сориентирован, каждый сам по себе". Это можно расценить так: чиновники не любят предпринимателей, соответственно, предприниматели не любят госслужащих. У нас нет даже соперничества, потому что этот принцип возникает только тогда, когда есть за что бороться. У общества возникает равнодушие. А ведь инновационная экономика появляется, когда есть симбиоз сотрудничества и взаимопомощи. Большинство инноваций делается малыми предприятиями, которые потом не знают, кому дать на реализацию проект и где взять на это деньги. У них нет места под солнцем, нет ничего, кроме мозгов - из-за этого они не могут вывести свой продукт на рынок.

Чем на практике отличаются такие симбиозы в Европе и России?

На Западе происходит так: маленькие фирмы создают продукт, передают его - с условием участия в прибылях от реализации - доминирующим большим компаниям, те его тиражируют, а средние добавляют новшества. Все крутится за счет замещения капиталов. В России иначе: маленькая фирма или отдельно взятый человек создал продукт, пытается его реализовать с помощью более крупных компаний. Эти предприятия предлагают ему, к примеру, 30 тысяч долларов и забирают продукт. Человек этим не доволен и едет на Запад. Вот и получается у нас такая ситуация - маленькие компании сидят с проектами, а компании-монополисты утверждают, что инноваций нет.

У нас нет социальных и политических предпосылок к сотрудничеству, этому нужно учиться. Вопрос, как? Обычными лозунгами и просьбами этого точно не решить. Пока в госаппарате сидят чиновники, которые ничего не предпринимают, боясь слететь с насиженного места, ничего меняться не будет. Говорят, что Россия, входящая в страны БРИК (четыре быстро развивающиеся крупные страны - Бразилия, Россия, Индия, Китай), имеет все шансы на блестящее будущее. Но есть и другая возможность - можем сделать "бряк". А вот, что случится с Россией, БРИК или "бряк", зависит от двух вещей: сможем ли мы избавиться от бюрократии и сможем ли изменить демографическую ситуацию. Самая большая проблема - это бюрократия, неумение управлять страной в режиме открытого диалога. Из-за этого и не складывается менталитет сотрудничества.

Можно воспитать этот менталитет, используя, например, образование? Ведь с помощью университетов можно доносить до выпускников такую мысль...

Да, конечно. И отдельная часть нашего проекта рассчитана на молодежь. Мы понимаем эту программу как эмбриогенез и прототипирование всего общества. Ведь что такое Россия в 2020 году? Это подрастающее сейчас поколение выпускников, которые будут делать новое государство, с новыми устоями и традициями. От того, какими они станут, зависит, какая будет страна. Поэтому - да, нужно начинать с образования: дошкольного, школьного, вузовского и так далее.

К сожалению, наше образование тоже не безупречно, дух российского бюрократизма пронизывает все. Идеально было бы, если бы студент мог высказывать свое мнение, свои идеи, воплощать проекты, но в некоторых вузах он не может прорваться сквозь эти оковы. В конечном итоге это наследие все с тех же советских времен. Начиная со школы, мы больше озабочены отношениями правильности, нежели вопросами истины, а ведь это разные вещи. Когда человек идет к истине, он не задумывается о правильности, он думает о совершенно других вещах: решит он эту проблему или нет, работает это или нет. Когда же речь идет о правильности, неважно, каким путем ты чего-то добился, главное, что это правильно. Вот именно это надо ломать в образовании, с детских лет прививать вкус создания чего-то нового, неважно, новая это игра, новое задание, что угодно. Доподлинно известно, что дети, которые придумывают новые игры, в будущем совершают большие открытия. Ведь инновация - это нечто сделанное впервые в том или ином контексте: экономическом, социальном, политическом, научном, пусть даже в контексте игры для ребенка.

Почему вузы сейчас не являются носителями инноваций?

Вузы у нас по большей части государственные, поэтому у них возникают специфические проблемы с деньгами: получают их нормально, а потратить на что-то нетрадиционное не могут. Раз деньги бюджетные, значит, план их расхода четко расписан. Например, в одном госвузе с помощью оборудования, приобретенного для кафедры, делали изобретения, которые продавали. Это закончилось возбуждением уголовного дела, потому что бюджетные деньги использовали не по целевому назначению - не на обучение, а на науку!

В таком случае негосударственным вузам должно быть проще заниматься инновациями...

В этом смысле негосударственным вузам, а в основном это РосНОУ, намного комфортнее. Но и тут есть проблемы, хотя и противоположного характера: вам приходится откуда-то деньги вытаскивать и потом эти инновации как-то сбывать. Но в адрес вашего руководства в любом случае уголовного дела не возбудят, ведь тратят негосударственные деньги. В итоге государственные вузы получают большие государственные ресурсы, но не могут их тратить на науку, а негосударственные вузы не получают государственные деньги и пытаются найти самостоятельно эти ресурсы. Вы денег не получаете, а в госвузах их тратят вхолостую.

А почему бы государству не пересмотреть свою позицию в области инноваций?

Дмитрий Анатольевич Медведев видит большинство проблем, которые происходят в этой области. Он говорит, что нужно менять систему госаппарата, который должен зависеть от результатов его деятельности, создавать какие-то налоговые стимулы. Но, к сожалению, пока все это имеет бессистемный вид. Все-таки пока наши власти не видят всего комплекса проблем. Сейчас за содействие какой-либо инновации чиновник получает откат и считает, что больше делать ничего не надо. Это в корне неправильно, и даже не столько из-за моральной стороны вопроса. Вот, например, европейская инновационная модель. Дело политиков и чиновников состоит в том, чтобы поддержать инноваторов во время перехода через "Долину смерти" - выхода изобретения на большую корпорацию. И за это они вправе получить какую-то часть собственности, но не авансом. Вначале они должны эту часть продвинуть, и только потом станут получать дивиденды. В результате создается ориентация на результат, и, соответственно - мотивация чиновников.