Президентские выборы в Азербайджане - Политика - Проект Баку-Ахалкалаки-Карс - Азербайджан-Армения. Проблема Карабаха

Президентские выборы в Азербайджане

"Зеркало" пишет: "В последнее время в западных СМИ появились материалы о том, что никакие выборы в Азербайджане не имеют права называться выборами: оппозиции не дают работать, а власти контролируют телевидение и большую часть газет, и перемен к лучшему оппозиция не ждет. Система лишена источника, способствующего переменам, так что ситуация, пожалуй, может еще более ухудшится. Высокая цена на нефть дает правящей элите - одним и тем же людям на разных постах - возможность подавлять любое общественное стремление к переменам. Тревожным называется возрастающее стремление и усилия России стать образцом для Азербайджана, в то время как власть Азербайджана разлагает международные демократические институты. Однако утверждение, будто Запад по причине своей большой потребности в энергоносителях относится к официальнему Баку слишком снисходительно, верно не полностью. С одной стороны, США предпочитают не замечать проблем с соблюдением прав человека в Азербайджане, между тем, Запад очень заинтересован, чтобы помочь в расширении экономической базы, так как в конечном счете это приведет к улучшению отношений между обеими сторонами..."

По словам председателя Партии Народного Фронта (ПНФА) Али Керимли, оппозиционный блок "Азадлыг" уверен, что принятое им решение о бойкоте выборов повлияет на ход избирательного процесса. "Мы считаем, что бойкот уже повлиял на ход выборов. Осталось 10 дней до старта предвыборной кампании, однако в стране не ощущается предвыборная атмосфера", - сказал Керимли. По его словам, в настоящее время общественное обсуждение идет в одном направлении - бойкотировать или не бойкотировать выборы ("Зеркало"). "С другой стороны, решение о бойкоте поддерживается обществом. Сегодня в общественно-политической среде выборы бойкотированы, и нет никаких признаков подготовки к этому процессу. Осталось меньше трех месяцев до проведения выборов. Учитывая, что в настоящее время не происходит ничего, что напоминало бы о выборном процессе, можно сделать вывод, что наше решение о бойкотировании поддерживается многими", - сказал он. Керимли призвал и другие серьезные политические партии присоединиться к решению о бойкоте. "Если партии, имеющие определенные структуры, не будут участвовать в выборах, мы найдем формы сотрудничества с ними", - добавил он.

В свою очередь заместитель председателя и исполнительный секретарь правяшей партии "Ени Азербайджан" (ПЕА) Али Ахмедов назвал бессмысленным решение о бойкоте выборов. "Общество даже не вспомнит о партиях, которые не будут участвовать в выборах. Политическая партия может привлечь к себе внимание общества, лишь участвуя в этом процессе", - сказал он (ИА "Тренд"). По словам Ахмедова, призывы некоторых оппозиционных партий о бойкотировании выборов неверны с точки зрения выражения своей позиции. В Азербайджане нет силы, которая может бойкотировать выборы, отметил он. "Некоторые партии могут лишь отказаться от участия в выборах. Если партия отказывается от участия в выборах, это означает либо ее неготовность, либо убежденность в том, что на выборах она не будет поддержана. Невозможно повлиять на политические процессы, на ход выборов, не участвуя в них. В то же время, если партия не идет на выборы, она не сможет выяснить, каким уважением и авторитетом пользуется в обществе", - подчеркнул Ахмедов.

На следующей неделе Центральная избирательная комиссия (ЦИК) Азербайджана официально объявит о начале избирательной кампании президентских выборов 2008 года. Согласно новому варианту Избирательного кодекса, кампания президентских выборов должна стартовать за 75 дней до дня голосования - 15 октября этого года. Вместе с объявлением о старте кампании основной избирательный орган страны в предстоящую неделю также обнародует календарный план на избирательную кампанию президентских выборов. Будут известны точные даты завершения и начала всех этапов кампании (ИА АзерТАдж").

Как отмечает газета "Зеркало", "Во всех предыдущих выборах вся проблема заключалась в том, что они оказывались почти до "безобразия шумными". А нынешние выборы, если, конечно, не произойдет ничего необычного, окажутся "до безобразия мирными". То есть, нас ждут уж очень "тихие" выборы до звона в ушах. Вряд ли это лучше, чем "безобразно шумные" выборы. Как мы дошли до этой жизни - тема отдельной статьи. Однако сегодня никакими обсуждениями или представительными миссиями наблюдения ситуацию не изменить. Просто интересно за чем же должны следить около 500 наблюдателей в день голосования. Огромные средства, которые будут потрачены на организацию этой наблюдательской миссии можно было бы использовать с большей отдачей, хотя бы на поддержку гражданского общества в Азербайджане. Ведь большая наблюдательская миссия в день голосования эффективна только в случае, если выборы на самом деле "шумные". А в остальных случаях можно обойтись и ограниченной по составу долгосрочной миссией. Положительным является только то, что эйфория, существующая после предыдущих президентских выборов по поводу возможности эволюционного пути становления демократии в Азербайджане, у наших американских партнеров кажется уже прошла. Напомним, что тогда после президентских выборов 2003 года нашей оппозиции так и не удалось добиться обсуждения ситуации с демократией в Азербайджане в Конгрессе США..."

Источник в офисе ОБСЕ сообщил "Эхо", что долгосрочная миссия БДИПЧ ОБСЕ сможет прибыть в Азербайджан только после начала избирательной кампании: после этого официальные ведомства смогут направить приглашения в Варшавское бюро ОБСЕ. Приглашение для бюро должно направить внешнеполитическое ведомство Азербайджана. А уже после, по информации источника, станет известно имя будущего руководителя миссии БДИПЧ по наблюдению за октябрьскими выборами. Раньше остальных в Азербайджан прибудет долгосрочная миссия в составе 30 наблюдателей. При этом БДИПЧ уже объявило набор на вакантные места наблюдателей, но приступить к выполнению своих обязанностей они смогут только после того, как официальный Баку направит приглашение в ОБСЕ. В МИД Азербайджана также отметили, что согласно местному законодательству, приглашения международным наблюдателям, в том числе БДИПЧ ОБСЕ, могут быть направлены только после официального старта избирательной кампании. "После того как выборы официально начнутся, как уже неоднократно сообщалось, Баку направит приглашение международным наблюдателям", - отмечает пресс-секретарь МИД Азербайджана Хазар Ибрагим. С нетерпением, судя по реакции, международных наблюдателей ждут и в ЦИК.

Основной причиной бойкота предстоящих выборов со стороны ряда оппозиционных партий в действительности является только то, что они не могут определиться в вопросе выдвижения единого кандидата. Об этом заявил в интервью "Эхо" депутат Милли меджлиса, заместитель председателя по политическим вопросам партии "Ана Вэтэн" ("Отчизна") Захид Орудж. Парламентарий не исключил, что те, кто в данный момент говорит языком бойкота, все же примкнут к избирательному процессу. Он указал, что если оппозиция действительно обладает, как они сами утверждают, большой социальной базой, то это нашло бы свое реальное отражение и в Азербайджане, как это происходило в международной практике. При этом парламентарий напомнил, что согласно аксиоме политологии, "когда оппозиция сильна, она приходит к власти". Помимо этого, он также отметил, что за последние годы тактика действий оппозиции не претерпела изменений. "Но сейчас не 1990-е годы, чтобы выйти на площадь "Азадлыг" и обо всем говорить там". Одновременно Захид Орудж подчеркнул, что оставаться оппозиционным к политике, проводимой президентом страны, невозможно, в стране проходит противостояние сил, ведущих борьбу за голоса тех, кто недоволен деятельностью той или иной государственной структуры. Парламентарий также отметил, что единственным фактором, который предотвратил осуществление в Азербайджане "цветной революции", стал Ильхам Алиев. "Многие убедились в том, что те качества, которые были присущи лицам, возглавившим страны на фоне революций, совпадают с качествами, которые присущи нашему президенту", - отметил он.

"Даже партии, заявившие о своих намерениях участвовать в выборах, ведут себя как послушные школьники под недремлющим оком директора. Дескать, пока не будет дан официальный старт президентской гонке, мы подождем. Но ведь в таком случае, продолжая использовать шахматную терминологию, заметим, они рискуют, да более того, попадут в острый цейтнот, - пишет "Зеркало". - Понимают ли они это? Безусловно. Скорее всего, у кандидатов в президенты от оппозиции уже имеется готовый текст заявления (впрочем, его легко написать в пять минут) по итогам будущих выборов. Какие в нем будут тезисы? Да все те же: "Мы победили", "Власти сфальсифицировали", "Международные организации не поддержали" и тому подобное. Словом, все будут виноваты, кроме них".

Из интервью "Эхо" главы общественного форума "Во имя Азербайджана", политолога Эльдара Намазова:

"Сокращение продолжительности избирательной кампании заставляет нас внести определенные коррективы. Это вынуждает нас делать наибольший упор на те политические технологии, которые охватывают наибольшее количество населения страны. Это касается телевизионных и радиовыступлений. Что касается месажей, которые надо донести до избирателей, то в этом плане основные идеи были апробированы во время парламентских выборов 2005 года и полностью себя оправдали. Собираюсь предложить форму, которая учитывала бы интересы оппозиции, государственных чиновников, бизнес-элиты, различных социальных групп. Большинство населения страны не верит в пропаганду, которую проводят власти, да и не очень верит в пропаганду оппозиционных партий. Есть устойчивое большинство, которое считает, что нужен объективный взгляд на вещи.

В прошлом вы работали в президентской администрации с людьми, которые и тогда, и сейчас находятся у власти. Нет ли у вас опасения, что ваша критика, а вы как кандидат наверняка будете ее озвучивать, в адрес властей будет воспринята исключительно как попытка вылить некий компромат?

Те, кто меня знают, понимают, что я никогда не был сторонником войны компроматов. Надо избирателям объяснять не то, что сегодня все плохо, это они лучше нас знают. Надо им объяснить, как мы можем исправить ситуацию, построить совершенно новую политическую систему, которая обеспечивала бы права всех, гарантировала бы стабильное процветание. На этом должна строиться кампания кандидатов, а поэтому никакого желания принимать участие в войне компроматов у меня, конечно же, нет. С другой стороны, если представители властей выйдут за этические рамки ведения кампании, то тогда надо будет подумать, как их вернуть в русло нормальных дискуссий..."

Политика

Как пишет "Зеркало", "Азербайджан купается в нефтедолларах. Этому подтверждение - беспрецедентные показатели внешнеторгового сальдо Азербайджана в I полугодии. Положительное внешнеторговое сальдо Азербайджана в январе-июне 2008 года составило 14 млрд. 405 млн. 825,4 тыс. долларов. По итогам первого полугодия прошлого года положительное внешнеторговое сальдо республики равнялось 77 млн. 946,5 тыс. долларов. Таким образом, в первом полугодии текущего года показатель вырос в 184,8 раза. Столь значительный рост положительного сальдо обусловлен в основном увеличением объема экспорта нефти и нефтепродуктов. Ранее, со ссылкой на данные Государственной нефтяной компании Азербайджана, сообщалось, что из страны в первом полугодии 2008 года экспортировано 18 млн. 791,02 тыс. тонн нефти, что на 24,7% больше, чем в январе-июне прошлого года. По итогам первого полугодия текущего года на долю нефти и нефтепродуктов пришлось 95,99% общего объема экспорта против 76,95% в январе-июне прошлого года..."

С повышением роста цены на нефть и связанной с нею цены на газ восточноевропейские и евразийские государства с большими запасами этих сырьевых ресурсов все больше удаляются от западных ценностей. Таков результат одного из последних исследовании Freedom House, независимой неправительственной организации со штаб-квартирами в Вашингтоне и Нью-Йорке ("Зеркало"). Согласно этому докладу, ключевой антидемократической силой стала Россия. Азербайджан и Казахстан следуют примеру Москвы, и достаточно успешно.

Все демократические индикаторы, посредством которых Freedom House оценивает состояние политической системы в России, Азербайджане и Казахстане - будь то состояние политических институтов, выборного процесса, свободы действий гражданского общества и оппозиции или степень независимости средств массовой информации и судов - все они за последние десять лет ухудшились. За одним исключением - в исследуемый период коррупция в этих странах расцвела пышнее, чем десять лет назад. Freedom House отмечает, что откат от демократии - это система, которой пронизаны все сферы. Полученные данные нельзя интерпретировать таким образом, будто наличие запасов энергоносителей может сделать автократической любую страну. Но там, где прозрачность и осознание ответственности и без того слабо выражены, там новое богатство сродни "авторитарному слабительному", которое позволяет правящим элитам затыкать все больше независимых голосов и крепить контроль над ключевыми институтами, - говорится в исследовании. Политическая и экономическая власть тесно переплетаются, потеря одной из них влечет за собой потерю другой - с возможными юридическими последствиями вплоть до международного масштаба. В отчетах и других международных структурах подчеркивается, что власти Азербайджана овладели страной и нефтью. Последняя, в свою очередь, служит для финансирования огромного административного аппарата спецслужб и для подавления всех оппонентов ("Зеркало").

"В течение последнего года наметилось явное потепление отношений между Баку и Ашгабатом, и теперь многие эксперты считают, что недалек тот час, когда обе страны договорятся между собой о морских границах на Каспии", - пишет "Эхо". "Я допускаю, что графики спецпредставителей президентов прикаспийских стран не совпали, и по этой причине встреча в Баку перенесена, - отмечает в этой связи известный политэксперт Расим Мусабеков. - Но ведь до сих пор была масса подобных мероприятий, и мы не видим такого, уж очень большого продвижения сторон. Скорее всего, и эта встреча в июле не могла бы стать переломной в этом плане. И то, что ее отложили, в общем очень существенно этот процесс переговоров не меняет. Надо отметить, что до сих пор любое продвижение достигалось скорее в рамках двусторонних переговоров между пятью странами. Полагаю, что азербайджанские члены СРГ сейчас больше сосредоточены на том, чтобы продвинуть сближение позиций с Туркменией, и в этом смысле пятисторонний формат встречи не представляет для них на данный момент такой уж большой интерес. Скорее удобнее подойти к этому общему формату уже имея на руках сближенную туркмено-азербайджанскую позицию. И уже на этой основе, принимая во внимание, что азербайджанская, казахская и российская позиции совпадают по вопросу раздела Каспия, присоединение к ним Туркмении эту общую сентябрьскую встречу уже может перевести в несколько иную плоскость".

Проект Баку-Ахалкалаки-Карс

"На этой неделе фактически был открыт полноценный этап воплощения давно задуманного железнодорожного транспортного проекта Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс. Таким образом, строительство недостающей ветки с двух сторон навстречу друг другу теперь уже ведут специалисты и в Грузии, и в Турции. Сейчас даже странно вспомнить, что еще несколько лет назад Госдепартамент США запретил банкам и компаниям своей страны участвовать в воплощении проекта БТК до тех пор, пока его маршрут пролегает в обход Армении. И такое же решение приняла Европейская комиссия. И сейчас особенно интересно не дать себе забыть через несколько лет вспомнить об этом, и посмотреть, как отнесется Евросоюз к возможности пользоваться прямой железной дорогой из Лондона до побережья Желтого моря", - пишет "Эхо".

На открытии строительства турецкой части дороги прозвучал ряд интересных высказываний. Президент Грузии Михаил Саакашвили поблагодарил Азербайджан за поддержку независимости Грузии. "Азербайджан - гарант независимости Грузии", - заявил Саакашвили. Президент Грузии напомнил, что Азербайджан всегда поддерживал Грузию в трудные для нее времена, особенно в период экономического кризиса в 2005 году. "Грузинский народ никогда не забудет этого", - заявил Саакашвили. По его словам, Грузия до конца останется верным последователем и сторонником этого проекта, так как его осуществление важно для развития страны (ИА АПА). Выступивший также на церемонии министр транспорта и коммуникаций Турции Бинали Йылдырым напомнил собравшимся, что в 2006 году в Астане к проекту БТК присоединились Казахстан и Китай, в результате чего был подписан трехсторонний и пятисторонний протокол. В своей речи Йылдырым сообщил, что строительные работы по проекту БТК будут завершены к 2011 году.

А президент Азербайджана Ильхам Алиев в своем выступлении напомнил, что страны смогли реализовать нефтепроект БТД в то время, когда многие не верили в его осуществление и создавали препятствия. "Но мы смогли преодолеть все препятствия благодаря совместному сотрудничеству наших трех стран", - заявил Алиев (ИА "Тренд"). Алиев отметил, что в свое время проект БТК также не воспринимали всерьез. "Несмотря на все сомнения, мы достигли его реализации. В запланированное время БТК будет сдан в эксплуатацию, и региональное сотрудничество будет еще более развиваться. В результате, национальные интересы наших стран будут еще более защищены. Мы превратимся в важный транспортный коридор, связывающий Европу и Азию. Многие страны хотят присоединиться к реализуемым нами сегодня проектам. Потому что это было бы самым выгодным для них путем", - заявил Алиев.

Оценивая значимость этого проекта как для региона, так и для Европы и Азии, известный отечественный экономист Инглаб Ахмедов отметил прежде всего, что БТК, "конечно, не такой глобальный проект, хотя бы по масштабности и значению для Европы и всего мира, как нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. И естественно, он не такой масштабный и по инвестиционному объему, и по капиталоемкости, и по срокам воплощения. Его инвестиционный объем не такой уж большой, он требует, в общей сложности, меньше, чем 1 миллиард долларов ото всех финансирующих сторон - Турции и Азербайджана. По сегодняшним меркам это не так уж и много" ("Эхо").

"Однако это вовсе не говорит о том, что значение БТК для стран, вовлеченных в этот транзитный коридор, а также для всего региона, да и Европы, не значимо, - подчеркнул Ахмедов. - Проект по своему статусу на самом деле является региональным, потому что он ставит точку над полным оформлением транспортного коридора Средняя Азия-Кавказ-Европа. Уже есть нефтепровод, газопровод, теперь же появится еще надежная система перевозок для универсальных грузов и пассажиров по железнодорожной системе в Европу. И в этом смысле, конечно же, значение БТК надо оценивать адекватно. Скорее всего, он будет играть ключевую роль в смысле реанимации и приведения к сегодняшним реалиям древнего Шелкового пути. Не зря многие сегодня уже называют БТК Железным Шелковым путем".

"Я полагаю, что через несколько лет, когда в регионе установится более-менее нормальная атмосфера и заработает эта ветка, еще неизвестно, что станет говорить Европа о ее значимости. Так что пока несогласие США и ЕС поддержать этот проект ни о чем не говорит для Азербайджана, Грузии и Турции. Для нас важно, чтобы дорога заработала, и чтобы мы были полны решимости довести ее строительство до конца", - сказал Ахмедов.

Азербайджан-Армения. Проблема Карабаха

"Никакого открытия границ с Арменией не будет, пока эта страна не освободит оккупированные азербайджанские территории. Эти заявления не декларативные, а являются государственной политикой Турции", - заявил 1news.az турецкий политолог Митат Челикпала. "Сейчас вся мировая геополитика столкнулась на Кавказе, и Турция не желает проигрывать в этой большой игре. Вот почему ей приходится идти на какие-то переговоры с Арменией. Но это не значит, что Турция готова жертвовать интересами Азербайджана. Азербайджан для Турции - братская страна, существует еще общественное мнение, с которым власти должны считаться. Турецкий народ никогда не допустит, чтобы власти пошли на какие-то уступки Армении, не считаясь при этом с интересами Азербайджана", - отметил Челикпала. Касаясь позиции России в этом вопросе, политолог отметил, что недавний визит Сергея Лаврова в Анкару как раз заставляет задуматься: не может ли это быть тонкой геополитической игрой Москвы?

Азербайджан не собирается вмешиваться во внутренние дела какого-либо государства, и в случае начала освобождения оккупированных земель будет действовать в рамках своих территорий. Об этом в интервью "Эхо" заявил глава пресс-службы МИД Хазар Ибрагим, комментируя последнее заявление генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи, озвученное на пресс-конференции в Ереване. Представитель военно-политической организации в несколько завуалированной форме фактически предостерег Азербайджан от силового варианта решения армяно-азербайджанского конфликта, пригрозив вмешательством сил ОДКБ. В Баку же считают слова представителя ОДКБ неуместными и показателем его излишней болтливости. "Согласно Договору о коллективной безопасности, агрессия против одного государства-члена организации рассматривается как агрессия против всех членов ОДКБ", - заявил в Ереване Николай Бордюжа, комментируя милитаристскую риторику и постоянные угрозы в отношении Армении со стороны Азербайджана.

При этом в МИД Азербайджана считают откровенно неуместными размышления об агрессии против Армении. "Почему речь должна идти о территории Армении?! Мы не собираемся никого атаковать: ни Армению, ни какого-либо иного члена ОДКБ". Пресс-секретарь вновь указывает на то, что в случае проведения операции по освобождению захваченных земель все будет протекать на территории Азербайджанского государства. К тому же, в МИД оговариваются, что пока речь идет о возможных шагах, которые Баку может предпринять для освобождения своих земель, о начале боевой операции никто не говорит. "Мы не собираемся переводить действия на территорию другого государства",- предупреждает пресс-секретарь министерства.

Вместе с тем, он отмечает, что перестрелки на различных участках армяно-азербайджанской границы, отдаленных от региона Нагорного Карабаха, вовсе не говорят о том, что Баку предпримет какие-то шаги на территории Армении. В МИД считают, что в случае начала каких-то боевых действий с учетом того, что на захваченных территориях Азербайджана находятся ВС Армении, ОДКБ придется серьезно призадуматься: речь идет об агрессоре - Армении - члене ОДКБ. "Так что ОДКБ следовало бы серьезно призадуматься, так как один из ее членов является оккупантом",- считает пресс-секретарь МИД Азербайджана. Что касается того, не поощряет ли агрессивный настрой Армении последнее заявление генерального секретаря ОДКБ, то глава пресс-службы полагает, что поощрять уже нечего. "С Азербайджаном уже невозможно говорить подобным языком, даже если он не прямой, а косвенный", - резюмировал пресс-секретарь МИД.

Намного более жестко слова Николая Бордюжи, генерального секретаря ОДКБ прокомментировал отечественный политолог Ильгар Мамедов. По его словам, Бордюжа не первый раз позволяет себе подобные высказывания, так ранее что-то похожее в применении к армяно-азербайджанскому конфликту генеральный секретарь ОДКБ говорил в мае этого года. "Все это не может не вызывать в Азербайджане раздражения, а как минимум непонимания", - считает политолог. Он считает, что представители такого уровня должны отдавать себе отчет, в каком контексте они все это говорят. "Если это делается сознательно, именно сейчас, в Армении и в контексте нагорно- карабахского конфликта, то это означает, что в России отношение к Азербайджану не изменилось с 90-х годов прошлого столетия", - считает политолог. Он подчеркивает, что такие высказывания могут только навредить двусторонним азербайджано-российским отношениям. "Это заявление неуместно как по контексту, так и по месту озвучивания", - предупреждает политолог. По его словам, разумеется, это неприятно и не служит улучшению отношения к России в Азербайджане. "Неужели Россия не может найти более аккуратного представителя на эту должность в ОДКБ, чтобы не болтал языком такое, что обоснованно враждебно воспринимается в Азербайджане", - считает политолог.

Очередная встреча президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саркисяна в рамках мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта может состояться уже до президентских выборов в Азербайджане. Такое мнение в беседе с "Эхо" высказали политологи - Расим Мусабеков и глава Центра политических инноваций и технологий (ЦПИТ) Мубариз Ахмедоглу. Согласно мнению политологов, в последнее время заметно активизировалась деятельность сопредседателей Минской группы ОБСЕ, результатом чего стали участившиеся встречи представителей Азербайджана и Армении. В частности, 1 августа в Москве состоится очередная встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении Эльмара Мамедъярова и Эдварда Налбандяна. Об этом в понедельник на традиционном еженедельном брифинге сообщил пресс-секретарь Министерства иностранных дел Азербайджана Хазар Ибрагим. По его словам, переговоры будут продолжены на основе Мадридских предложений сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Вместе с тем Ибрагим подчеркнул, что обсуждения будут вестись в контексте территориальной целостности Азербайджана и Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Положение на оккупированных территориях Азербайджана" от 14 марта этого года.

Как заявил "Эхо" политолог, глава ЦПИТ Мубариз Ахмедоглу, активность, которая наблюдается в последнее время вокруг урегулирования нагорно-карабахского конфликта повышает вероятность мирного исхода этого процесса. "Нужно сказать, что активность сопредседателей Минской группы ОБСЕ наблюдается в течение всего 2008 года, но особо она стала заметна после военного парада, состоявшегося в Баку 26 июня. Больше того, после этого события внимание на нагорно-карабахский конфликт обратили другие международные организации", - пояснил политолог. При этом Мубариз Ахмедоглу напомнил, что прежде за сопредседателями Минской группы ОБСЕ такой активности не наблюдалось. "Я не помню, чтобы сопредседатели работали так активно летом. Летом 2008 года, судя по всему, они проделают большую работу. А в сентябре они намерены в очередной раз посетить регион", - добавил политолог. Все эти факторы, по словам Мубариза Ахмедоглу, придают оптимизм процессу мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. "Прежде я склонялся к тому, что 70% в процессе - вероятность войны, в настоящее время мирные инициативы берут верх", - сказал глава ЦПИТ. Что же касается предстоящей 1 августа встречи министров иностранных дел Азербайджана и Армении Эльмара Мамедъярова и Эдварда Налбандяна, то, по словам политолога, за ней может последовать встреча президентов двух стран. "Не случайно, после встречи 1 августа в Москве в сентябре в регион прибудут сопредседатели. Вполне возможно, что после визита будет проведена встреча президентов, в рамках которой главы государств будут искать общие точки и приближаться к согласованию Мадридских предложений", - предположил политолог. По его словам, есть вероятность и того, что в рамках встречи президентов будет подписано какое- то рамочное соглашение. "Тем более, американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза говорил о том, что выборы в Азербайджане не мешают продвижению мирного урегулирования конфликта", - заключил Мубариз Ахмедоглу.

Не исключает встречи президентов Азербайджана и Армении и политолог Расим Мусабеков. "Специальная встреча возможна только в том случае, если будет достигнут решающий прогресс в урегулировании конфликта и встанет вопрос, на который "да" или "нет" должны будут ответить президенты", - указал политолог, добавив, что этого он в ближайшее время не ожидает. Этому, по его мнению, мешает прежде всего внутриполитическая ситуация в Армении. "Серж Саркисян весьма непрочно сидит в своем кресле, с одной стороны его подпирает Роберт Кочарян как бывший президент и человек, который достаточно ревностно относится к переменам в проводимой им жесткой политике, а с другой - оппозиция, которая не признает легитимность новоизбранного главы государства. В таких условиях Саркисян не в состоянии принимать достаточно трудные компромиссные решения и идти на приемлемые для Азербайджана уступки", - подчеркнул Расим Мусабеков. В свою очередь Азербайджан, по его словам, в преддверии президентских выборов также вряд ли будет склонен делать подобного рода шаги. "Тем более что наша страна усиливается с экономической, военной точек зрения, к ней растет стратегический интерес. В этих условиях уступки с азербайджанской стороны, желаемые для армян, также кажутся маловероятными", - добавил политолог. А в сложившейся ситуации, по его мнению, оснований для того, чтобы предполагать прогресс или прорыв в мирном урегулировании нагорно- карабахского конфликта нет.

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта психологически готовы к вовлечению Нагорного Карабаха в переговорный процесс, - считает армянский политолог Сергей Шакарянц (ИА "Тренд"). "Сопредседатели согласны с тем, что в конфликте участвуют три полноправные стороны. Они стремятся к скорейшему подключению Карабаха к переговорному процессу", - сказал Шакарянц журналистам. По его словам, на воинственные и реваншистские призывы Азербайджана уже отрицательно отреагировала Франция и Россия. "Судя по заявлениям официальных лиц в США, эта страна также присоединяется к Франции и России в этом вопросе, однако в позиции Соединенных Штатов есть определенный нюанс", - считает Шакарянц. По его словам, американская сторона пытается затянуть процесс до президентских выборов, на которых по всем признакам, победит демократ Барак Обама.

Шведский парламентарий Горан Ленмаркер назначен специальным представителем президента Парламентской ассамблеи по нагорно- карабахскому конфликту. Новое назначение Ленмаркера связано с его близким знакомством с замороженными конфликтами в регионе ОБСЕ, в первую очередь с нагорно-карабахским (ИА АПА). Горан Ленмаркер до этого был президентом Парламентской ассамблеи ОБСЕ.

Назначение шведского парламентария Горана Ленмаркера специальным докладчиком президента Парламентской ассамблеи ОБСЕ по нагорно-карабахскому конфликту не должно восприниматься негативно азербайджанской стороной, - в интервью "Эхо" сказал член отечественной делегации в ПА ОБСЕ Фазиль Газанфароглу, комментируя новое назначение. Суть его слов сводится к тому, что вреда от шведского парламентария не было, но и пользы, конечно же, нет. Парламентарий напоминает, что в прошлом Ленмаркер был назначен докладчиком ПА ОБСЕ по нагорно-карабахскому конфликту (2003 год) и за это время подготовил доклад по проблеме. "Но так и не смог официально его представить, так как не захотел указать виновников происходящего", - считает отечественный парламентарий. Вместе с тем, на взгляд депутата, шведский парламентарий хорошо знает объективную картину происходящего и осведомлен об общей тенденции в регионе конфликта. "В отношении Азербайджана были определенные позитивные оттенки", - считает депутат. К тому же, по его мнению, лучше уж назначение Ленмаркера, чем кого-то незнакомого, с которым нам еще пришлось бы знакомиться При этом депутат не считает, что от смены персоны представителя ПА ОБСЕ по конфликту что-то может измениться. "В этой ситуации не люди представляют новые идеи и мысли. Все зависит от позиции стран, так что личность специального представителя мало что меняет". По его словам, если изменится позиция стран, то назначаемые чиновники также смогут по-иному отнестись к тому или иному вопросу. Он вспоминает, что за время президентства Ленмаркера в ПА ОБСЕ какого-либо негатива с его стороны Азербайджан не замечал. Вместе с тем, по его словам, ожидать, что Ленмаркер будет работать на нас, - было бы неправильно. "Это не личный вопрос, речь идет о позиции международного сообщества", - предупреждает парламентарий.