Приднестровское урегулирование: "Кишиневского и тираспольского "баранов" привели на "переговорный водопой". Признание Южной Осетии и Абхазии: "Американцы приставили Воронину шило к спине и не дают отступать перед Москвой". Внешняя политика: "Вторая Белоруссия" или "вторая Грузия"? Языковой вопрос: "Если в Молдавии призывают "знать румынский" - это значит, что язык вам хотят вбить в глотку сапогом".

Приднестровское урегулирование: "Кишиневского и тираспольского "баранов" привели на "переговорный водопой"

По неподтвержденным сообщениям ряда СМИ, приднестровский лидер Игорь Смирнов в двадцатых числах августа прибыл в Москву для встречи с высшими руководителями РФ, пишет "Независимая Молдова". Эта поездка была согласована с главами Южной Осетии и Абхазии, готовившимися к выступлениям в Государственной Думе для того, чтобы запустить механизм признания самопровозглашенных стран. Но в день голосования Игоря Смирнова не было в думском зале. По имеющимся сведениям, он не смог добиться встречи с премьер-министром России Владимиром Путиным. Затем поступили данные, что Смирнов отправился в Сочи, дабы опередить президента Республики Молдова Владимира Воронина, готовившегося к встрече с главой России Дмитрием Медведевым. Но и эта попытка Игоря Смирнова провалилась.

Можно, конечно, предположить, что в Сочи состоялись общие переговоры между президентами России, Молдавии и главой Приднестровья, продолжает "Независимая Молдова". Но даже если это и так, то максимум, что на них могло обсуждаться, так это конкретные модели урегулирования приднестровского конфликта. Но последнее явно не входит в планы официального Тирасполя. Официальные газеты, телевидение и радио региона полны нападок на Молдавию, с отрицанием всякой возможности с нею договориться.

Видимо, сам приднестровский лидер возлагал большие надежды на то, что последние события и признание со стороны России независимости Абхазии и Южной Осетии автоматически приведут и к аналогичным процессам в отношении непризнанной ПМР, пишет "Независимая Молдова". Но карты Тирасполя спутала взвешенная позиция Кишинева по отношению к конфликту в Южной Осетии. Именно поэтому приднестровское руководство пошло на радикальный шаг - введение моратория на контакты с официальными органами Молдавии под предлогом того, что Кишинев не осудил позицию Тбилиси в ходе военного конфликта в Южной Осетии. Однако именно взвешенный подход молдавского руководства вызвал одобрение как со стороны России, так и европейских стран. Очевидно, что судорожные дипломатические ходы Тирасполя были вызваны стремлением попасть в одну команду с Сухуми и Цхинвали перед заседаниями Совета Федерации и Государственной Думы. Но этот расчет "успешно" провалился.

После состоявшейся 25 августа сочинской встречи президентов России и Молдавии стало очевидным, что процесс приднестровского урегулирования получил новый импульс, продолжает "Независимая Молдова". При всех разногласиях между Россией и Западом никому из них не нужен новый военный конфликт, новая "проба сил". На основании этого можно предположить, что именно Москва в самое ближайшее время может приложить большие усилия для возобновления работы переговорного формата "5+2". Возможно, команда Игоря Смирнова станет этому сопротивляться, но тогда ее интересы войдут в прямое противоречие с подходом стороны, которая держит на плаву экономику Приднестровья, доведенную до банкротства усилиями все той же смирновской команды.

Состоявшаяся в Сочи встреча говорит о том, что Москва свой выбор сделала: в европейской части бывшего СССР должен восторжествовать прочный мир, пишет "Независимая Молдова". Параллельно с политическими усилиями увеличивается и товарооборот между Россией и Молдавией. Эти совпадения не случайны. Кишинев свой выбор давно сделал, и этот выбор - в пользу урегулирования. Можно сказать, что наметившийся сдвиг явился хорошим подарком всей Молдавии ко Дню Независимости.

Мы вскоре увидим, чего можно ожидать от левобережных партнеров по формату "5+2", продолжает "Независимая Молдова". Но им при этом следует помнить: если процесс урегулирования станет необратимым, а приднестровское руководство продолжит ему сопротивляться, "переговорный поезд" может пройти просто мимо него, подводит итог издание.

В начале 90-х под лозунгами "Вся власть поэтам!" и с мыслями о "Великом объединении" с Румынией молдавские демократы "первой волны" раскололи государство на две части, или, как сейчас говорят, на два берега - правый и левый - Молдавию и Приднестровье, пишет ИА "Новости-Молдова". Вот уже 16 лет, как республика живёт поделенной на два региона. Появился термин "приднестровский народ", свидетельствующий о том, что руководство левого берега пытается идентифицировать жителей этого региона как отдельный народ. Политические аналитики не однополярны в своих мнениях: одни считают, что до 2001 года все действия молдавского руководства были направлены на объединение, и мы плавно шли к этой цели; другие утверждают, что государственные органы погрязли в коррупции, раздавая государственные печати приднестровским чиновникам, поощряя контрабанду. Нынешняя ситуация, по утверждениям молдавских политиков, никогда ещё не была так благоприятна для объединения страны.

Начиная с 2008 года, молдавские политики, государственные деятели, молдавские СМИ постоянно говорят о скором объединении Молдавии и Приднестровья, продолжает ИА "Новости-Молдова". Уже в апреле 2008 года в Бендерах на первой после семилетнего перерыва встрече президент Молдавии и лидер Приднестровья обсудили новые возможности для развития диалога между Кишиневом и Тирасполем, а также договорились о незамедлительном создании совместных рабочих групп экспертов для решения комплекса накопившихся проблем и укрепления мер доверия. Это была первая встреча за последние семь лет. Москва уже несколько раз заявляла о своей поддержке Кишинёву и подтвердила, что Молдавия должна быть целостной республикой. Новая "оттепель" в молдо-приднестровских отношениях, поддержка Москвы, - что ещё нужно для долгожданного объединения? Но не того "объединения", о котором мечтала с начала 90-х часть молдавской интеллигенции, называющей почему-то себя румынской. В Молдавии - ситуация уникальная, ни в чем не похожая на другие конфликты в разных точках СНГ и Европы. В стране насильственно разделен один народ, одна территория, на которой живут люди одной веры, одних традиций и ментальности.

Кишинев с 1992 года ни разу не применял насилие по отношению к населению Приднестровья, пишет ИА "Новости-Молдова". По-разному складывались эти непростые годы. Было прекращение переговоров, но никогда не было силовой агрессии. 25 августа 2008 года на встрече президентов России и Молдавии были достигнуты договорённости о возобновлении переговоров в формате "5+2". При этом президенты отметили, что события в Южной Осетии послужили дополнительным поводом для их встречи. Трагедия в Цхинвали стала отправной точкой в переговорном процессе Тирасполя и Кишинёва. Руководству в Кишиневе хватило мудрости и правовой грамотности, чтобы ставить вопрос урегулирования безальтернативно - только мирно, только путем переговоров и политических консенсусных решений.

Президент Молдавии Воронин подчеркнул, что российский лидер проявил неподдельный интерес к законопроекту о статусе Приднестровской автономии, разработанный на базе закона РМ "Об основных положениях юридического статуса населенных пунктов левобережья Днестра", продолжает ИА "Новости-Молдова". Закон был принят молдавским парламентом в 2005 году единогласно, что стало уникальным случаем в истории парламентаризма республики. Мало этого, Россия заняла активную позицию в вопросе объединения Молдавии в единое государство с двумя автономиями - Гагаузской и Приднестровской.

Закон о Приднестровской автономии, разработанный министерством реинтеграции Молдавии, предоставляет Приднестровью широкий спектр полномочий - собственный флаг, герб, гимн, собственный парламент, кабинет министров и, самое главное, право на выход из состава Республики Молдова в случае изменения правового статуса на международной арене либо вхождения в состав другого государства, пишет ИА "Новости-Молдова". Кишинёв доказал бессмысленность опасений вхождения в состав Румынии после объединения двух берегов Днестра, что категорически отвергают жители Приднестровья. А ведь именно поддержка России сняла этот вопрос, как абсурдный. Лживая пропаганда некоторых политических партий о том, что Приднестровью грозит объединение с Румынией, если она подпишет договор с Молдавией, во многом способствовала замораживанию переговорного процесса. На это и рассчитывали те политики, которым невыгодно объединение двух частей страны. Вызывает удивление в данной ситуации безмолвность приднестровской стороны, которая никоим образом не комментирует последние события. СМИ Левобережья достаточно нейтрально осветили встречу лидеров России и Молдавии. Но даже такая нейтральность уже свидетельствует, что всё-таки "лёд тронулся".

События дают надежду, что объединение двух берегов Днестра, о котором так мечтают жители Молдавии, не за горами, продолжает ИА "Новости-Молдова". Ведь народ Молдавии всё это время не был разделён ни так называемой границей, ни Днестром, ни какими-то другими факторами. Выпускники приднестровских школ поступали и поступают в кишинёвские ВУЗы, для них есть отдельные квоты для учебы на бюджетной основе. Любое предприятие Приднестровья по желанию регистрируется в течение 24 часов в кишинёвских государственных органах, получая все преференции, которые оговорены соглашением. По обоим берегам, и в Кишиневе и в Тирасполе, живут члены одних семей - братья, сестры, матери, отцы, родственники, друзья, коллеги. Поэтому мы и говорим об уникальности приднестровского конфликта. Потому и невозможно для населения Молдавии развязать агрессию против Приднестровья. Да еще потому, что адекватные политики, власть страны не пойдут на нарушение международного права. Не те времена наступили в мире, подводит итог агентство.

Президент России Дмитрий Медведев убедил приднестровского лидера Игоря Смирнова снять мораторий на переговоры с Молдавией, но сами эти переговоры предлагается проводить в новом трехстороннем формате с участием двух сторон конфликта - Кишинева и Тирасполя - и России в качестве посредника и гаранта договоренностей, которые могут быть достигнуты между этими сторонами, пишут "Молдавские ведомости". После переговоров Медведева со Смирновым пресс-секретарь президента России Наталья Тимакова объявила, что сначала переговоры, на возобновление которых согласился Смирнов, будут проходить в трехстороннем формате на рабочем уровне, а в дальнейшем, если понадобится, то и на более высоком уровне. Как пишет российская пресса, первоначально предполагается провести встречи экспертов, очевидно, с участием министра реинтеграции Василия Шовы, и.о. главы тираспольского МИДа Владимира Ястребчака и российских дипломатов, которые курируют отношения с Молдавией и Приднестровьем. Если в результате этих встреч будет согласован взаимоприемлемый план урегулирования конфликта, возможно проведение встречи на высшем уровне, во время которой Воронин и Смирнов в присутствии Медведева подпишут некий рамочный документ, на основе которого и будет решаться приднестровский вопрос.

Фактически, Медведев со Смирновым предлагают Воронину новый формат переговоров, который условно можно назвать "3+0" (или "5-2"), продолжают "Молдавские ведомости". Чем при этом должны заниматься остальные посредники и наблюдатели, непонятно. Хотя формат "5+2" вроде бы никто не отменял, представители ОБСЕ, Евросоюза, США и Украины, по сути, оказываются за бортом переговорного процесса. Медведев дал понять, что Россия поддержит любой план, о котором договорятся стороны, а Смирнов заявил, что Приднестровье, при окончательном урегулировании, согласится лишь на гарантии России.

Некоторое представление о подходах России дает заявление министра иностранных дел Сергея Лаврова от 26 августа, пишут "Молдавские ведомости". Лавров сказал, что стороны в приднестровском конфликте готовы вернуться к так называемому плану Козака и решить оставшиеся проблемные вопросы. Отметив, что ни один конфликт не был так близок к урегулированию, как конфликт в Приднестровье, глава российского внешнеполитического ведомства подчеркнул, что "практически все вовлеченные в конфликт стороны сейчас убеждены в необходимости вернуться к тем самым принципам, которые в 2003 году были так близки, чтобы стать договоренностями". Лавров сказал, что Россия работает над этим с Кишиневом, Тирасполем и наблюдателями. По его мнению, "здесь будет прогресс, и он не займет много времени".

Речь идет о разработанном в 2003 году под руководством Дмитрия Козака, занимавшего тогда должность заместителя руководителя администрации президента России, плане урегулирования приднестровского конфликта, продолжают "Молдавские ведомости". В соответствии с ним Молдавия должна была стать "асимметричной федерацией", а ПМР получила бы особый статус и возможность блокировать законопроекты, нежелательные для автономии. Молдавия обязывалась соблюдать нейтралитет, а также предоставить России право на размещение российских войск на территории Приднестровья сроком на 20 лет в качестве "гаранта" урегулирования конфликта. Хотя первоначально президент Молдавии парафировал проект меморандума, в самый последний момент под давлением Запада и уличных протестов кишиневской оппозиции отказался подписывать соглашение, заявив, что оно дает односторонние преимущества ПМР и имеет скрытой целью признание независимости Приднестровья.

Судя по заявлениям молдавского руководства, оно и сегодня не приемлет Меморандум Козака, пишут "Молдавские ведомости". Так, премьер-министр Зинаида Гречаная во время визита в Прагу на этой неделе заявила, что урегулирование приднестровского конфликта на основе федеративного или конфедеративного устройства Молдавии исключено. Премьер сказала, что Молдавия предоставит Приднестровью особый специальный статус с широкими экономическими полномочиями. На вопрос о плане Козака, который может быть взят за основу в приднестровском урегулировании, Гречаная сказала, что "в настоящем формате урегулирования приднестровского вопроса такой план неприемлем". Под "настоящим форматом" урегулирования Гречаная, очевидно, имела в виду формат "5+2". Но она сделала это заявление еще до встречи Медведева со Смирновым, которые объявили о новом формате "3+0".

Президент Воронин после встречи с Медведевым в конце августа говорил, что Россия готова согласиться с законом Молдавии от 2005 года, который предусматривает сохранение унитарного характера молдавского государства при предоставлении Приднестровью широкой автономии, продолжают "Молдавские ведомости". Тирасполь этот закон отвергает категорически, и Россия, судя по заявлениям Лаврова, тоже от него не в восторге. Кроме того, Воронин утверждал, что переговоры будут продолжены в формате "5+2". Однако, Медведев со Смирновым говорят о совсем другом, трехстороннем, формате, при маргинализации остальных участников процесса урегулирования. Пока что Воронин, который продолжает отдыхать в Карловых Варах, никак не отреагировал на итоги встречи Медведев-Смирнов. Оно и понятно. Воронин прекрасно понимает, что лидеры России и Приднестровья приглашают его в ловушку, выбраться из которой будет очень сложно.

Воронину сейчас не позавидуешь, пишут "Молдавские ведомости". Смирнов выступил в роли человека, который наступил на горло своей песне про безусловную независимость Приднестровья и, скрепя сердце, по просьбе российского лидера, согласился возобновить переговоры с Кишиневом. То есть Смирнов выступает сейчас в весьма позитивной роли конструктивного переговорщика. Россия тоже выглядит весьма конструктивно, пытаясь, после признания независимости Абхазии и Южной Осетии, показать, что она умеет не только раскалывать бывшие советские республики, но и объединять их. Если Воронин начнет упираться и "замыливать" участие Кишинева в переговорах - не важно, по каким причинам, из-за давления ли Запада, или из-за критики внутренней оппозиции, - все равно именно он, Воронин, будет выглядеть в роли "плохого парня", который блокирует мирный процесс урегулирования. Тирасполь по поводу такого отношения Воронина переживать совсем не будет, а России, в общем-то, все равно. Она обещала привести кишиневского и тираспольского "баранов" на "переговорный водопой", и она это сделала. А если они не хотят пить, то бишь договариваться, то это уже не вина России.

После первой ловушки - попыток заставить Воронина договариваться об урегулировании на условиях Тирасполя и Москвы без участия западных посредников - может последовать вторая ловушка, более опасная, продолжают "Молдавские ведомости". Примерно через год, когда политическая ситуация в Молдавии будет дестабилизирована в результате парламентских выборов и, не исключено, конституционного кризиса при формировании новых органов власти, Тирасполь заявит о прекращении переговорного процесса на том основании, что в Кишиневе просто не с кем говорить, и что тон в молдавской политике задают прорумынские и пронатовские силы. И тогда Россия, не исключено, в конце концов признает независимость Приднестровья, руководствуясь примерно такой логикой: "Мы два раза честно пытались помочь сторонам договориться, но если не получается, что же мы можем поделать? А ведь в Приднестровье живут граждане России. Они страдают от всей этой неопределенности. Этому бардаку надо положить конец". То есть признать Приднестровье.

Взамен отказа от моратория на переговоры с Кишиневом Смирнов выторговал у Медведева обещание включить Приднестровье в федеральные программы российского правительства, а также в пенсионную систему России, пишут "Молдавские ведомости". Пока Кишинев и Тирасполь будут вести переговоры о том, чтобы де-юре склеить из двух частей бывшей МССР какое-то новое общее государство, де-факто Приднестровье будет интегрироваться в Россию. На то и расчет Тирасполя: или ишак сдохнет, или шах помрет, подводит итог издание.

Молдавские политики полагают, что приднестровский конфликт может быть решен лишь в формате "5+2", а предложение России вести переговоры между Молдавией, Приднестровьем и РФ только усугубит ситуацию, пишет Infotag. Председатель Демократической партии Молдавии Дмитрий Дьяков заявил, что партия приветствует сам факт состоявшейся встречи президента России Дмитрия Медведева и лидера Приднестровья Игоря Смирнова. "Состоявшийся разговор еще раз подтвердил, что Москва намерена решать приднестровский вопрос по-другому, по крайней мере, не так, как конфликты в Южной Осетии и Абхазии", - сказал он. Дьяков отметил, что переговоры Кишинева, Тирасполя и Москвы, отличаются от формата, который действовал на протяжении 10 лет, хотя Россия всегда демонстрировала свою приверженность сохранению формата. Лидер Демпартии считает, что вырабатывать главный документ по урегулированию приднестровского вопроса следует в формате "5+2", чтобы не создавать ненужных подозрений. "В урегулировании очень важной является позиция Кишинева, который обязан сохранить целой страну и не допустить ее дробления в угоду чьих-то интересов, которые в большей или меньшей мере присутствуют на переговорах", - заключил он.

Лидер Либеральной партии (ЛП) Михай Гимпу сказал в интервью Infotag, что стремлением к трехсторонним переговорам Россия хочет навязать свой план решения, который никак не будет одобрен Евросоюзом, ОБСЕ и США. "В Грузию Россия вошла с танками, а у нас пробует различные методы давления. Решение конфликта может состояться только в формате "5+2" и никаким другим способом. Если дела будут обстоять иначе, Молдавия окажется в проигрыше, а нынешняя власть лишний раз докажет, что она не способна решить конфликт", - считает Гимпу.

Лидер Народно-республиканской партии (НРП) Николай Андроник заявил в интервью Infotag, что встреча между президентом непризнанной ПМР Игорем Смирновым и президентом России Дмитрием Медведевым свидетельствует о том, что с 2001 г. руководство Молдавии ничего не сделало, чтобы изменить ситуацию, касающуюся приднестровского конфликта. "Я знаю, что существует план, согласно которому приднестровские жители примут участие в парламентских выборах 2009 г. Тем самым Партия коммунистов во главе с Владимиром Ворониным удержится у власти. Ясно, что интерес всех вовлеченных сторон велик, а Москве выгодно, чтобы Смирнов и Воронин остались у власти, ведь так конфликт не будет решен никогда", - считает Андроник.

Лидер Национал-либеральной партии Виталия Павличенко также считает ошибкой намерения решить конфликт трехсторонним форматом, пишет Infotag. "Если Молдавия согласится на это предложение, то ее судьба будет предрешена, и она останется под влиянием России надолго. Я слышала, будто Евросоюз и Россия достигли такой договоренности: для того, чтобы Россия вывела свои войска из Грузии, Евросоюз должен уступить ей в отношении Молдавии в вопросе разрешения конфликта", - отметила Павличенко, указав на то, что это предложение является еще одним подтверждением доминирования российских интересов в Молдавии.

Насколько высокой может оказаться для Молдавии цена объединения? - задается вопросом интернет-издание Ava.md. Необходимо понимать, что для того, чтобы Россия поддержала Молдавию в решении приднестровской проблемы, Москве нужны будут надёжные гарантии невступления объединенной Молдавии в НАТО. Такими гарантиями, прежде всего, могут быть международно признанный нейтральный статус страны или же российская военная база в Приднестровье.

Гарантиями мирного течения процесса переходного периода объединения могут служить российские миротворцы, которые на весь этот период останутся в Приднестровье, продолжает Ava.md. Если эта цена покажется по каким-либо субъективным причинам слишком высокой для молдавского политического класса, а главное, для народа Молдавии, то на повестку дня встанет реализация других вариантов развития событий не предусматривающих реинтеграцию страны. Иного здесь просто не дано.

Иллюзии относительно того, что коммунистическая власть додавит Приднестровье и все будет так, как хочет официальный Кишинев, которые пытаются внушить молдавскому обществу Воронин и Ткачук, не имеют под собой никаких оснований, пишет Ava.md. Более того, они чрезвычайно опасны. События в Южной Осетии и Абхазии тому красноречивое свидетельство. Настало время действовать. Весь вопрос теперь только в том, насколько дееспособен политический класс Молдавии.

Информация о том, что существует некий новый законопроект, который должен, наконец, окончательно разрешить проблему Приднестровья, появилась уже сравнительно давно, пишет в другом своем материале на эту тему Ava.md. Например, на одном из политологических форумов в Кишиневе американский политолог Влад Сокор, неформальный советник президента Молдавии Владимира Воронина, в своем выступлении дал понять, что он якобы знает, что это за документ, и даже с ним согласен. Косвенно признавали свою причастность к авторству этого документа также сотрудники из ведомства министра реинтеграции Василия Шовы. Однако, как это ни странно, ни Приднестровье, ни посредники в переговорном процессе - Россия, Украина, ОБСЕ до самого последнего времени нигде и ничего не говорили об этом документе. И лишь на днях, из высказываний министра иностранных дел России Сергея Лаврова стало понятно, что речь, скорее всего, идёт о проекте, который является вторым изданием известного "меморандума Козака".

Существование некоего нового законопроекта, предлагающего пути разрешении приднестровского конфликта, подтвердил 2 сентября с.г. и специальный представитель Евросоюза в Молдавии Кальман Мижей, продолжает Ava.md. После встречи с лидерами парламентских фракций он сказал журналистам, что "ЕС знает об этом проекте, который уже обсужден в формате Венецианской комиссии". Представитель ЕС ни словом не обмолвился о том, кто же является автором этого документа и каково его содержание. Но и того немногого, что сказал Кальман Мижей, достаточно, чтобы сделать вполне определенные выводы.

Мижей заявил, в частности, что "это серьёзный документ, который будет способствовать работе в формате "5+2". Этот документ очень детальный". А так как он высказал предположение, что "задача властей - сообщить о нём и обсудить его с партиями и экспертами", то возникает предположение, что этот документ подготовлен в Молдавии.

Всё это, безусловно, интересно и весьма интригующе. Однако, в связи с этим возникают и некоторые вопросы, пишет Ava.md. Во-первых, если Владимир Воронин говорил Дмитрию Медведеву на последней встрече с ним, что решение проблемы Приднестровья пройдет на основе Закона 2005 года, принятого парламентом Молдавии, против которого, кстати, само Приднестровье категорически возражает, то зачем тогда, спрашивается, руководству Молдавии надо было выдумывать еще один законопроект, да ещё и скрывать его от общественности? Во-вторых, кто или что дали основание министру иностранных дел России Сергею Лаврову сделать заявление о том, что речь идет о возращении к "меморандуму Козака"? В-третьих, если это ошибочная трактовка Москвой подлинной позиции Кишинёва, то почему тогда МИД Молдавии не дезавуировал это заявление российского министра иностранных дел? И последнее: когда же, наконец, общественность Молдавии сможет ознакомиться с этим "серьезным документом"?

Непредсказуемый и неровный Кишинев - плохой партнер по переговорам об урегулировании, пишет "Ника-пресс". Вообще, молдавские политики, давно носящиеся с идеями так называемой широкой интернационализации как самих переговоров, так и миротворческой операции, сами отняли у себя пусть маленький, но все-таки успех на пути к реинтеграции страны. Они сами себя вернули во времена, когда через неразборчивые московские СМИ предлагали России неосуществимый и нелепый во всех смыслах план: мы признаем миротворческую операцию на Днестре успешной, публично отметим в ней главную роль РФ, а она в ответ на благодарность выведет своих военных под "молдавские фанфары" из региона. Эдакий кишиневский политический бизнес. Он по сути-то смешной. Если нет точного и со всех сторон проанализированного ответа на вопрос, возможна ли военная агрессия на ПМР со стороны РМ, то и подозрителен. Грузины тоже выступали и продолжают выступать за смену миротворческого формата в своих зонах безопасности.

Что сегодня общего у Кишинева и Тирасполя? - продолжает "Ника-пресс". Да ничего! Общей осталась только река, которая их разделяет. Есть еще общий, если кто заметил, знак - скрещенные серп и молот на приднестровском гербе и на партийном знамени правящей в Молдавии Партии коммунистов. Однако и он уже утратил на обоих берегах прежнюю свою символику и содержание, по-разному там и там прочитываются (если вообще воспринимаются всерьез), да к тому же ПКРМ в Молдавии не вечна и рано или поздно унесет с собой свои символы объединенного труда.

Существовавшую до сих пор их откровенную "разность" берегов Днестра дополнили и окрасили в точные цвета военные события на Кавказе, пишет "Ника-пресс". Кишиневские партии вывели незначительные группки к российскому посольству в РМ - одни поддержали Россию, другие потребовали от нее дать "Грузии свободу". Столкновение крайне противоположных настроений словно удержало ситуацию на нуле, не доставило никому никаких беспокойств и продемонстрировало общее равнодушие правого берега к войне - она далеко и она не наша. На левом приднестровском берегу скорбели по погибшим, общая минута молчания остановила всю республику. Приднестровцы, еще недавно получившие гуманитарку для преодоления последствий наводнения, собирали кто что может пострадавшим "югоосетинским братьям". Донорская кровь, отправленная из Тирасполя в Цхинвал, как и приднестровское знамя над разрушенным городом, еще сыграют свою роль в решении вопросов с непризнанными республиками. Приднестровцы, бедноватая в основном публика (никого не спасали на войне теплые одеяла, поношенные куртки и башмаки), знающая к тому же, что такое прятаться за худыми стенами от обстрелов, - собрав кровь, а потом и начав собирать отряды добровольных строителей для восстановления Южной Осетии, на деле направили туда часть себя. Чем не часть, чем, если хотите, не человеческий материал - кровь и рабочие руки, отданные, чтобы помочь преодолеть боль? Направили, да еще и подняли над этим всем приднестровский флаг. Когда создалось Сообщество "За демократию и права народов", в Кишиневе посмеивались: неужели Тирасполь осмелиться реализовать коллективный договор между ПМР, РЮО и АР по оказанию военной помощи в случае. Как видно, Тирасполь осмелился не только на это - на большее. Там, за рекой, - другая жизнь, подводит итог агентство.

Руководство Молдавии не устает повторять, что приднестровский вопрос, вопрос восстановления территориальной целостности страны есть важнейшая проблема молдавской государственности, пишут "Молдавские ведомости". Это правда. Но за 17 лет независимости ни одному из молдавских президентов так и не удалось склеить в одно целое Правобережье и Левобережье Днестра, которые были искусственно объединены в одну союзную республику в составе СССР.

Кишиневу больше, чем Тирасполю, надо восстановить целостность страны, а значит, именно из Кишинева должны исходить реальные инициативы, которые, хотя бы в отдаленной перспективе, могли бы привести в этому самому восстановлению, продолжают "Молдавские ведомости". Тирасполь может еще 50 лет существовать в условиях непризнанности, потому что он совсем не горит желанием жить в одном государстве с Молдавией. Кишиневу надо найти какую-то формулу урегулирования, чтобы попытаться удержать Молдавию как государство на плаву. Но те инициативы, которые исходят из Кишинева - "широкая автономия" в унитарном государстве - это несерьезный подход.

"Унитарная" Молдавия никогда не существовала в реальности, и цепляться за мертвую букву закона глупо, пишут "Молдавские ведомости". Так, во всяком случае, подсказывает здравый смысл. Но в том-то и беда, что в данном случае место здравого смысла заняли иррациональные фобии. На левом берегу широко распространена румынофобия, на правом - русофобия. Если ненависть тираспольских лидеров ко всему румынскому - секрет полишинеля, то политики в Кишиневе, тем более, коммунисты, сделают вид, что они сильно обиделись, если их обвинить в русофобии. Но, увы, русофобские настроения широко распространены среди молдавских политиков, включая верхушку правящей партии. Это может быть откровенная ксенофобия румын-унионистов легионерского типа, рафинированная антирусскость "культурных европейцев" или нутряная неприязнь ко всему российскому, как, впрочем, и к румынскому, у "настоящих" молдаван. Эта низменная неприязнь к приднестровцам/русским накладывается на вполне понятное нежелание делиться с ними политической властью и позициями в бизнесе. Именно боязнь "траснистризации" всей Молдавии стала истинной причиной провала в 2003 году "Меморандума Козака". С этой точки зрения, конфедерация была бы даже предпочтительнее для бессарабских чиновников и бизнесменов, чем федерализация, потому что при конфедерации можно было бы просто признать статус-кво и не допустить приднестровских "варваров" к управлению всей Молдавией. Но в Кишиневе продолжают настаивать на иллюзорном унитаризме, подводит итог издание.

Признание Южной Осетии и Абхазии: "Американцы приставили Воронину шило к спине и не дают отступать перед Москвой"

26 августа президент России Дмитрий Медведев подписал указы о признании независимости Южной Осетии и Абхазии, пишут "Молдавские ведомости". Появление на территории бывшего СССР еще двух независимых государств показывает, что и спустя 17 лет после формального упразднения Советского Союза процесс его распада еще не завершился. От 15 первоначально возникших на обломках той страны субъектов международного права продолжают отпочковываться новые государства. Теперь их уже 17. И хотя независимость Южной Осетии и Абхазии признала пока только Россия, уже этого достаточно для придания бывшим грузинским автономиям международной правосубъектности.

Из четырех общепризнанных "замороженных конфликтов" в бывшем СССР - югоосетинского, абхазского, приднестровского и нагорно-карабахского - два, можно сказать, "решены", продолжают "Молдавские ведомости". Россия разрубила гордиев узел этих конфликтов совсем не так, как хотелось бы Грузии, США или Европейскому союзу, но факт налицо: на два "замороженных конфликта" в бывшем СССР стало меньше. При этом Россия развела в разные стороны такие понятия, как суверенитет/независимость и территориальная целостность. Хотя многие продолжают считать эти понятия синонимами, Россия с этим не согласна: суверенитет, говорит Медведев, - это одно, а целостность - нечто другое. И сегодня Грузия признается всеми, в том числе и Россией, в качестве суверенного, независимого государства. Но это не помешало существенно уменьшить общую площадь этого государства, вырвав из ее состава Южную Осетию и Абхазию. Грузия может и дальше развивать свои государственные институты, экономику, вступать в НАТО и ЕС - но только без бывших автономий. На карте у Грузии могут быть нарисованы одни границы, а в реальности эти границы совсем другие, поменьше.

То, что случилось с Грузией, имеет важное значение и для Молдавии, которая имеет на своей территории собственный неурегулированный конфликт - приднестровский, пишут "Молдавские ведомости". И хотя руководство Молдавии не собирается бомбить Тирасполь из установок "Град" (да и нет у молдавской армии таких установок), это еще совсем не гарантия того, что Молдавию не постигнет участь Грузии, и она тоже не лишится изрядного куска своей территории не только фактически, но и юридически. По всему видно, что официальный Кишинев совсем не собирается заняться, в конце концов, реальной реинтеграцией Молдавии, а продолжает лишь имитировать это самое урегулирование. В условиях крайней слабости молдавского государства это весьма рискованные игры. Однажды молдавское руководство может проснуться и обнаружить, что и Приднестровье тоже приобрело международную правосубъектность, и что противостоять этому практически невозможно.

Что же до американцев, то им на молдаван, как и на грузин, по большому счету, плевать, продолжают "Молдавские ведомости". Единственное, чем можно привлечь к себе благосклонность американцев, так это готовностью как-нибудь нагадить России на радость Вашингтону. США готовы платить маленьким постсоветским моськам именно за то, чтобы они лаяли на российского слона. Но как показали те же самые грузинские события, такая политика чревата для мосек большими неприятностями, притом что американские "партнеры" вовсе не собираются начинать ядерную войну с Россией из-за каких-то саакашвилей.

Что касается реально независимого, целостного, жизнеспособного Молдавского государства, его еще только предстоит создать, но беда в том, что этим некому заняться, пишут "Молдавские ведомости". Такое государство никому не нужно ни в Кишиневе, ни в Тирасполе. Политические и социальные процессы на правом и на левом берегу протекают параллельно и не пересекаются. Никому от этого ни холодно, ни жарко, но, как показали последние события в Грузии, в один прекрасный день все это может резко закончиться. Но если Россия все-таки решится на признание и Приднестровья, то Молдавия окажется в иной ситуации, чем Грузия.

На территорию собственно Грузии, даже изрядно "пощипанную", никто не претендует, продолжают "Молдавские ведомости". На территорию Молдавии, если от нее окончательно отсечь Приднестровье, претендует Румыния. Президент соседней страны Траян Бэсеску не устает повторять, что когда-то историческая справедливость будет восстановлена, и Бессарабия воссоединится с "родиной-матерью" Румынией. Это тоже вариант, с помощью которого можно убить сразу несколько зайцев: решить еще один "замороженный" конфликт на границе Евросоюза, саму Молдавию в одночасье привести в Евросоюз с НАТО и навести здесь наконец-то порядок под чутким руководством брюссельских "евроцивилизаторов".

На первый взгляд, вариант признания независимости ПМР с присоединением остатков Бессарабии к Румынии может показаться слишком экстравагантным, пишут "Молдавские ведомости". Но он заслуживает хотя бы того, чтобы его начать обсуждать. Молдаване, скажут нынешние кишиневские правители, на потерю Приднестровья и "унирю" с румынами не согласятся. Но грузины тоже не соглашались, чтобы у них оттяпали Южную Осетию с Абхазией. И кто послушал грузин? И что они могут сделать? Судьбу Грузии решают не в Грузии. Дело идет к тому, что на территории бывшей Грузинской Советской Социалистической Республики появятся военные базы США и России. Если это надо американцам и россиянам, то грузин никто и не спросит. Точно так же и судьбу Молдавии могут решить совсем не в Молдавии, и на территории бывшей Молдавской ССР тоже могут появиться военные базы противостоящих друг другу России и Америки (НАТО).

В разгар конфликта президента Молдавии пригласили в Сочи на беседу с президентом России, продолжают "Молдавские ведомости". Даже по телевизору было видно, как перепуганный Воронин заискивает перед Медведевым. Боится, что Россия признает и Приднестровье. Но и договариваться с Тирасполем по-настоящему не хочет. Потому что боится и американцев, которые приставили ему шило к спине и не дают отступать перед натиском приднестровцев/россиян. После горячего "грузинского августа" Россия готова идти на все для отстаивания своих национальных интересов. Игры закончились. Саакашвили вошел в историю как президент, при котором Грузия потеряла свои территории. И что, помогли ему американцы? Воронин тоже рискует повторить печальный путь своего коллеги по ГУАМ. Если американцы не спасли обученного ими и имплантированного в Грузию Саакашвили, который сам больше американец, чем грузин, то нереформированного коммуниста Воронина американцы тем более спасать не станут. Отдадут на растерзание кишиневским "клиентам" Траяна Бэсеску, подводит итог издание.

Власти Молдавии попали в тупик, пишет "Ника-пресс". События на Кавказе и последовавшее за ними признание Россией Южной Осетии и Абхазии независимыми государствами вызвали естественную реакцию большинства стран и ведущих международных организаций. И не важно, какой позиции они придерживаются, чье право отстаивают и чью сторону поддерживают. Важно, что они посчитали молчание постыдным, а нейтралитет относительно проблем будущего мироустройства - опасным равнодушием.

Молчит лишь официальный Кишинев, продолжает "Ника-пресс". Почему - понятно. Что он сегодня ни скажи о причинах войны, о ее последствиях для Грузии, России и двух вступивших на путь признания республик - все обернется плохо. Поддержать Москву? Нет, опасно, чревато. Выступить на стороне тех, кто призывает унять "русских оккупантов" и желает счастливого плавания в Черном море натовским кораблям? Даже если и приснится такой выбор, то и сна хватит, чтобы утонуть в холодном поту. Президент Молдавии Воронин в панике. И пусть он не жует предметы мужского туалета, как делал это его грузинский коллега, но Воронина все-таки придется отнести к политическим "пожирателям галстуков", поскольку он нервно ждет решения судьбы Молдавии извне, как это делал во время августовской бойни Саакашвили, когда ждал какого-то важного телефонного разговора и жевал.

Паника официального Кишинева обнаружилась не только в его молчании (это вовсе не позиция - прислониться бочком или осторожно щечкой к позиции Евросоюза, мол, а мы - как они; страна, имеющая у себя территориальную проблему, не должна позволять себе едва заметных движений и едва слышных слов), продолжает "Ника-пресс". Воронин выступил с обращением к нации по случаю очередной годовщины со дня провозглашения независимости Молдавии, и между слов и строк его текста проступало нежелание сказать о главном. Сказал молдавский лидер и о европейском выборе его страны, и о стратегическом партнерстве ее с Россией. Что это за такое партнерство, да еще и стратегическое, в котором поведение одного партнера - Молдавии - вызывает только вопросы и не дает никаких ответов. Воронину недосуг в праздничной речи объяснять совместную молдавско-российскую стратегию. А сможет ли он это сделать - без торжественных эпитетов и в спокойных деловых тонах назвать хоть одну стратегическую цель, которая бесспорна для Кишинева и Москвы и которая обеим сторонам под силу?

Россия - этот "стратегический партнер Молдавии" - в отличие от Воронина ответила на вопросы о своих взглядах, отчасти сформированных после войны на Кавказе, отчасти подтвержденных войной, которые касаются приднестровской тематики, пишет "Ника-пресс". Посол РФ в Молдавии Валерий Кузьмин в ходе своей пресс-конференции произнес давно не употребляемую по поводу приднестровского урегулирования фразу о "горячих головах" и о новых требованиях времени "их остудить". Поди знай, кому она предназначалась? Возможно, обеим сторонам конфликта. Возможно, только одной. Воронин так часто говорил о решении приднестровского вопроса "исключительно мирным путем" и "исключительно за столом переговоров", столько раз подтверждал отсутствие желания вести переговоры, но зато раз за разом подтверждал желание переиграть (читай, победить) Тирасполь, что невольно возникают подозрения. Мало того, каждый его неуспех неизменно завершался жесткими мероприятиями "по принуждению к сговорчивости" - то новыми таможенными правилами для экономических агентов ПМР, то информационными (как правило, нервными и безуспешными) атаками на Тирасполь, то совместными с Западом и США дипломатическими ходами. Чем не повод просчитать дальнейшие шаги неудачливых кишиневских реинтеграторов и предположить самое тревожное?

Сказал посол России и о другой не менее важной части урегулирования - о позиции Кишинева, неустанно и давно, по поводу и без оного, ссылающегося на какой-то документ загадочной пакетной конструкции продолжает "Ника-пресс". Наконец-то хоть кто-то из официальных лиц, представляющих сторону в переговорах, сказал, что нет у Молдавии своего плана, что его никто не видел и не читал. В самом деле, странное дело - у Тирасполя есть, у Москвы тоже (во всяком случае, она еще не отказалась от "меморандума Козака" и опять напомнила о нем после пятидневной войны на Кавказе), а у Кишинева нет. Отметив отсутствие документа, Кузьмин затронул одну из самых болезненных для РМ тем. Коммунистические власти страны способны работать только с чужими идеями. Сначала они носились с "федеративным документом" ОБСЕ от 2002 года, потом почти довели до финала "меморандум Козака". От обоих отказались намеками, что их кто-то хочет обмануть и не хочет понять тонкую молдавскую душу: кто бы ей написал такой документ, чтобы раз - и все получилось, и душа бы не маялась и не подозревала бы скрытый обман?

Видно невооруженным глазом, как Воронин ищет на стороне способы подлечить болезненные душевные раны, пишет "Ника-пресс". Сейчас эта сторона - опять московская. Направляясь в Сочи на встречу с президентом Медведевым, он рассчитывал, что там случатся консультации трех сторон на высшем уровне - Медведев-Воронин-Смирнов и что Медведев в присутствии Воронина станет увещевать несговорчивого сепаратиста, а лучше бы строго указывать. Не случилось. Смирнова не было. Он отказался от встречи - говорить втроем не о чем. А от Воронина следовало получить лишь заверение о невоенном будущем переговорного процесса. Воронин заверил. На большее он, похоже, не годится. Москва сегодня никого в приднестровском урегулировании ни уговаривать, ни ломать не собирается. Трагедия на Кавказе показала, что трезвая и своевременная оценка политических реалий в РМ и ПМР лучше и надежнее, чем запоздалые подсчеты российских потерь, подводит итог агентство.

Внешняя политика: "Вторая Белоруссия" или "вторая Грузия"?

Под предлогом "защиты суверенитета" Кишинев затягивают в антироссийскую ось, пишет "Время". Грузия, Украина и Молдавия могут положиться на поддержку Евросоюза в вопросе сохранения их территориальной целостности и суверенитета. Об этом заявила Комиссар ЕС по вопросам внешних отношений и европейской политики соседства Бенита Ферреро-Вальднер. По словам еврокомиссара, ЕС не может позволить установление железного занавеса в Европе, а посему Грузия, Украина и Республика Молдова как партнеры ЕС могут рассчитывать на поддержку организации.

Итак, Европейский союз вызвался защищать неприкосновенность Украины, Грузии и Республики Молдова, назвав это, ни больше ни меньше, "законным интересом ЕС в регионе", продолжает "Время". Вопрос, от кого собираются западные партнеры защищать, в частности, Молдавию, остался без ответа. Молдавские официальные лица в последнее время не раз делали заявления о том, что у Молдавии нет внешнеполитических недругов. Стоит также напомнить, что за последнее время в регулярных попытках покушения на молдавский суверенитет была замечена только наша западная соседка - Румыния. Кстати, - член Евросоюза. Того самого, который теперь вызывается защищать, неизвестно от кого, молдавский суверенитет.

Разобраться с "законным интересом ЕС в регионе" помогает комментарий европейского эксперта румынского происхождения Нику Попеску, пишет "Время". По его словам, опасность для Молдавии заключается не в возможности новой войны, а в превращении во "вторую Белоруссию". Однако что предлагается Молдавии взамен? Похоже, только одно - превратиться во "вторую Грузию", со всеми вытекающими последствиями. Недаром на Западе Молдавию продолжают упорно упоминать в одно списке с такими странами, как вышеупомянутая Грузия, Украина и прибалтийские страны. Но соответствует ли это сомнительное "соседство" интересам самой Молдавии? Ведь именно дружба Кишинева со странами "антироссийской оси" не в последнюю очередь является препятствием для ускорения процесса приднестровского урегулирования.

Приднестровская сторона не раз требовала от Кишинева одного - отмежеваться от "союзников", проводящих откровенно антироссийскую политику, продолжает "Время". После варварской агрессии Грузии против Южной Осетии эти требования стали звучать не только в Тирасполе и Москве, но и в Кишиневе. Что касается Приднестровья, то оно даже заявило о приостановлении контактов с молдавскими властями до осуждения действий Грузии. Правда, уже после состоявшейся 3 сентября встречи с российским лидером Дмитрием Медведевым лидер Приднестровья Игорь Смирнов заявил об отмене данного моратория. О чем это говорит? Как минимум о том, что Россия в своей политике продолжает отделять Молдавию от антироссийского "политического клуба" во главе с Грузией и ее бесноватым президентом. Во многом, это аванс, выданный Россией Кишиневу. В интересах Молдавии теперь оправдать оказанное ей доверие и выдержать то внешнее давление, которое в эти недели на нее, безусловно, будет оказываться. Ведь именно в этом и заключается суверенитет государства. Выдержав этот экзамен, Молдавия, без сомнения, приблизит и восстановление собственной территориальной целостности, подводит итог издание.

Языковой вопрос: "Если в Молдавии призывают "знать румынский" - это значит, что язык вам хотят вбить в глотку сапогом"

Молдавский язык в Молдавии - объединяет людей, пишет "Коммунист". А румынский? А вот слова "румынский язык", многолетними стараниями группы граждан, играют в Молдавии совсем другую роль. Разъединяющую, разрушительную, отрывающую людей друг от друга. Эта самая группа граждан так усердно трудится на своей ниве, что диву даешься, как они еще не порушили наш стеклянный дом, в котором не рекомендуется кидаться камнями. Именно им мы должны сказать спасибо очень и очень за многое, от Бендерской трагедии до отчужденности детей от отцов. Боюсь, это не последняя "благодарность", которую придется в их адрес произнести. Когда мы говорим о молдавском языке, то всегда подразумеваем: все граждане Молдавии должны знать язык, продолжает "Коммунист". Но слово "должны" здесь всегда звучало без всякого звероподобного насилия, без всякого силового принуждения. Это всегда был призыв к единству, апелляция к душе и разуму. Внутреннее чувство долга, путь к пониманию того, как нам лучше жить на этой земле - вот что содержится в этом призыве. Свободные люди, которые свободно говорят на всех языках нашей земли - вот идеал, к которому стремится эта линия.

А вот когда вас в Республике Молдова призывают "знать румынский" - то на практике это, как правило, значит, что язык вам хотят вбить в глотку сапогом, пишет "Коммунист". Дать им волю, и если вы не знаете языка - вам наденут на голову дурацкий колпак, повесят на шею табличку и будут тыкать пальцем: "Он не умеет правильно говорить по-румынски!" Языковой концлагерь, раса "образованных" господ и темных "недочеловеков" - вот логический конец этой идеологии. Именно поэтому мы не считаем праздник "Limba Noastră" ("Наш язык") - своим праздником, продолжает "Коммунист". Потому что это - не праздник языка, и пусть никого не обманывают пафосные речи, что звучат на торжественных митингах. Этот праздник давно подмяла под себя самопровозглашенная "раса господ". Язык для них - не более чем удобный инструмент порабощения тех, кому не повезло вовремя запрыгнуть на пригорок.

Вот интервью, что дал агентству Info-prim Neo Александру Бантош, директор Дома румынского языка, что в Кишиневе, пишет "Коммунист". Поразительные вещи выясняются из этого интервью. Во-первых, выясняется: сторонники румынской идентичности не могут обойтись без полицейского сапога даже в таком гуманном деле, как изучение государственного языка национальными меньшинствами. Они не знают других способов, кроме кулака жандарма. Александру Бантош: "Лингвистическое законодательство, целесообразное в советское время, сейчас в целом контрпродуктивно... не предпринималось ничего конкретного, ощутимого для того, чтобы румынский язык вступил в свои естественные права основного и жизненно важного атрибута государства... Сегодня в Республике Молдова не существует государственного учреждения, которое бы осуществляло надзор за использованием государственного языка... Официальный язык Республики Молдова вступит в свои естественные права только тогда, когда будет разработан и утвержден закон, который бы защищал его де-юре и де-факто от неравного соревнования с русским языком..."

Обратите внимание: они не видят другого способа, кроме ужесточения полицейских, надзорных законов, продолжает "Коммунист". Мышление этих "европеизированных либералов" навсегда застряло в XIX веке, на уровне деревенского жандарма с начищенной до блеска бляхой. Политика, которую они обслуживают, - это не развитие, а порабощение и подчинение тех, кто живет здесь и сейчас. Их метод - не заботливая помощь естественному процессу, а грубое вторжение слона в посудную лавку. Они не собираются возделывать ниву языка - и ждать терпеливо, как ждут крестьяне, пока начнет плодоносить лоза. У них просто нет на это времени, потому что они - рабы конъюнктуры, потому что они обслуживают вполне конкретных СЕГОДНЯШНИХ бухарестских политиков, и до "завтра" им нет никакого дела. И вот ЭТО они пытаются выдать за "общенациональный праздник языка"? - задается вопросом издание.