Жители Ингушетии и многие общественные деятели республики считают, что теракт, совершенный 6 ноября в г.Владикавказе Северной Осетии, был направлен на дестабилизацию обстановки в целом, и, в частности, против нового президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. Кроме того, этот теракт препятствует возвращению вынужденных переселенцев ингушской национальности в Пригородный район. Как сообщало ранее ИА REGNUM, в результате взрыва маршрутного такси возле центрального рынка г.Владикавказ погибло 12 и пострадало более 30 человек.

Правозащитник, член экспертного совета аппарата Уполномоченного по правам человека, руководитель АНО "Машр" Магомед Муцольгов считает, что теракт мог быть направлен на дестабилизацию обстановки, создавая для этого причины уже за пределами Ингушетии. "Возможно, деструктивные силы направляли этот теракт против нового президента Ингушетии, чтобы направить его политику по неверному пути. А также он мог быть направлен на то, что не давать ингушам никаких возможностей вернуться окончательно в Пригородный район и получить на него законное право", - сказал по этому поводу Магомед Муцольгов.

Депутат Парламента Ингушетии, председатель комиссии по законодательству, законности и правопорядку и безопасности Мухтар Бузуртанов считает заявления следствия, осетинской стороны и СМИ провокационными, поскольку они делаются с отсутствием доказательств, подтверждающих содержание заявления. "Слишком спешат правоохранительные органы Северной Осетии и средства массовой информации с утверждениями и усугубляют тем самым ситуацию. Пытаются обратить внимание на традиционного исполнителя, то есть списать на чей-то искусственно созданный след. А на самом деле никаких достоверных данных нет, чтобы говорить, что ингуши или грузины совершили теракт. Сам теракт мог быть провокацией. Следствию рано что-либо говорить по этому поводу. Точки может поставить только завершенное и объективное следствие. Преждевременные заявления могут провоциравать людей, потому что любой адекватный представитель правоприменительного органа до тех пор, пока не будет иметь доказательств на руках, должен говорить "следствие покажет", вот и все его заявление, которое он вправе делать", - отметил корреспонденту ИА REGNUM депутат Народного Собрания Ингушетии.

Председатель другого, альтернативного парламента "народное Собрание Ингушетии", бывший депутат официального парламента Ингушетии Баматгирей Манкиев согласен со своим бывшим коллегой в том, что теракт сам по себе является провокацией в адрес народа Ингушетии. "Это дело рук осетинских спецслужб. Теракт совершен специально, чтобы обострить обстановку в Ингушетии. И в первую очередь он нацелен на то, чтобы вынужденные переселенцы ингушской национальности не вернулись в Пригородный район и г.Владикавказ, и чтобы Пригородный район не был по закону возвращен ингушам. У меня нет никаких сомнений, что этот теракт - дело рук спецслужб. Единственная цель - обвинить ингушей в терроризме. Ведь подорвали не военных, а мирных жителей, студентов", - говорит Баматгирей Манкиев. Баматгирей Манкиев считает, что теракт был также направлен против нового президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, чтобы выбить почву из-под ног глава республики, стремящегося укрепить республику и урегулировать обстановку в ней.

Правозащитник Руслан Бадалов, председатель РОД "Чеченский комитет национального спасения" выдвигает три версии направленности теракта: противодействие возвращению вынужденных переселенцев ингушской национальности в Пригородный район; неразрешение вопроса территориальной целостности Ингушетии в связи с намеченным установлением местного самоуправления в республиках, соответственно возвращения ей Пригородного района; расшатывание обстановки в Ингушетии и подрыв политики созидания президента Юнус-Бека Евкурова. Вот что говорится в части совместного заявления, с которым сегодня обратились Руслан Бадалов и генеральный директор АНО Институт Кавказской цивилизации, демократии и гражданского общества "Kavkasion" Аслан Кодзоев: "Но мы считаем недопустимыми любые инсинуации вокруг таких трагедий хотя бы до установления соответствующими компетентными органами полной истины произошедшего. Тем более не допустимы попытки придания им направленно этнической или политической окраски, кто бы не пытался это делать. Следствие по факту данного теракта ещё не приблизилось к какой-то конкретной ясности, тем более, оно далеко от завершения. Но уже, по "горячим следам", в различных СМИ, стали муссироваться абсурдные, переходящие грань закона и элементарного приличия, морали и этики, нездоровые "предположения" о якобы возможном "ингушском следе" в данном преступлении. Под эту свою явно провокационную, если не назвать преступной, инсинуацию стали подводить до смешного абсурдные измышления и предположения, пытаясь придавать им хотя бы внешнюю оболочку возможной правдивости. Вспомнили и выцарапали всё, что возможно вспомнить и выцарапать из хроники лет осетино-ингушского противостояния. Даже, непонятно для чего, но вытащили "на свет" и имя более года назад убитого аналогичным террористическим образом руководителя федеральной комиссии по расследованию фактов похищений и убийств ингушей и чеченцев во Владикавказе в последние годы Алихана Калиматова. А руководитель Следственного комитета РФ пошёл в своих "фантазиях" ещё дальше: он объявил - ни много, ни мало - о "возобновлении осетино-ингушского конфликта". Правда, не понятно, откуда ему это стало так быстро известно. А, может, он действительно знает, что говорит, или просто "нечаяно", по "неосторожности", выдал карты устроителей теракта? "

"Мое мнение, что совершение теракта связано с введением в республиках местного самоуправления, так как в таком случае придется решать вопросы территориальной реабилитации ингушского народа и неотъемлемого исторического права ингушей в отношении Пригородного района. Это очень простой и грязный прием, чтобы помешать этому. И для этого хотят выставить так, что осетино-ингушский конфликт еще не утих, и ингуши не могут успокоиться. Другая подводка взрыва связана с приходом нового президента Ингушетии, чтобы помешать ему в его рациональной политике и дестабилизировать обстановку в Ингушетии извне", - сообщил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM правозащитник Руслан Бадалов.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, один из лидеров ингушской оппозиции Магомед Хазбиев категорически опровергает причастность ингушской стороны к взрыву маршрутки во Владикавказе. 7 ноября на пресс-конференции в Москве, Хазбиев выразил соболезнования семьям погибших и пострадавших в результате этого теракта. Обвинение в адрес ингушей, об их причастности к взрыву Хазбиев объяснил тем, что горе-политики самой Северной Осетии пытаются тем самым не допустить возвращения беженцев в Пригородный район Северной Осетии. Простые жители Ингушетии, отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM, кроме того, выразили беспокойство тем, что теракт 6 ноября направлен против президента Евкурова Юнус-Бека и возвращения ингушей в Пригородный район.