Форум государств-учредителей Международного фонда спасения Арала, состоявшийся 28 апреля 2009 года в городе Алматы еще раз показал, что строительство новых ГЭС в Таджикистане и Киргизии могут привести к серьезному осложнению отношений этих стран с Узбекистаном, передает корреспондент ИА REGNUM Новости.

Говоря об Аральской трагедии и мерах по ее преодолению, президент Узбекистана Ислам Каримов в своем выступлении на данном саммите отметил, что "решение этой задачи самым непосредственным образом связано с проблемами рационального и разумного использования водно-энергетических ресурсов, самого бережного подхода к сохранению столь хрупкого экологического и водного баланса в регионе". По мнению главы узбекского государства, "возведение всех этих водохранилищ, гидростанций и других объектов на территории Центральной Азии не имеет однозначной оценки... Это связано с тем, что наряду с решением главных вопросов, которые преследовались, - получение электроэнергии, в то же время было создано много, прежде всего экологических, проблем, с которыми мы уже сегодня сталкиваемся на каждом шагу. Поэтому дискуссии на данную тему вполне естественны и закономерны. Еще раз хочу подчеркнуть - мы выступаем только за то, чтобы была проведена независимая международная экспертиза намечаемого строительства всех крупнейших гидроэнергетических объектов в регионе. Нас поддерживают в этом не только Всемирный банк и Азиатский банк развития, но и Европейский Союз. В частности, об этом говорил представитель ЕС господин Морель, который неоднократно был в регионе, в том числе в Таджикистане и Киргизии", - отметил президент Узбекистана.

Он обратил внимание на то, что поэтому речь идет не только о мнении тех стран, которые расположены в низовьях Амударьи и Сырдарьи, а об общественном мнении практически во всем мире. "Вместе с тем я хотел бы, чтобы в этой дискуссии были исключены оценки, которые могут еще больше обострить дискуссии между нами, повторяю, вполне естественные дискуссии. Становится очевидным, какие свои стратегические цели преследуют некоторые третьи страны, стремящиеся повлиять на эти процессы в регионе. Думаю, что мы - главы государств, несущие ответственность перед своими народами, перед историей, должны прежде всего думать о том, чтобы найти сегодня общие точки соприкосновения. Не ангажировать эти дискуссии и не выводить их на политический уровень. В противном случае не исключено, что интересы наших стран, наших народов будут отодвинуты в сторону, а на передний план выйдут вопросы, связанные со стратегическими и геополитическими интересами и целями третьих сил, вопросы управления регионом", - подчеркнул Ислам Каримов. По его словам, самое главное - не обострять отношения между странами и руководителями государств, а наоборот, находить компромиссы.

"Другого пути у нас нет. Еще раз хочу отметить, я, как и все мы, отдаю должное интересам Таджикистана и Киргизии. Но компромисс должен быть найден, потому что без него этот важнейший вопрос не может быть решен. Хотел бы подчеркнуть, что полностью поддерживаю выступление на нынешней встрече президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова, некоторые, я бы сказал, принципиальные положения, которые он поставил. Позиция Туркмении, изложенная в его выступлении, - "мы должны добиться баланса интересов государств в этом регионе". И этим сказано все. Если мы не достигнем баланса, не достигнем компромисса, мы не сможем решить эту задачу, проблема будет решаться еще долгие годы. И неизвестно, кто же все-таки добьется своих целей. Мы - народы, живущие в этом регионе, или будут, в конечном итоге, реализованы интересы других. Мы же окажемся лишь в положении разменной монеты в реализации принципа "разделяй и властвуй". Мы не имеем права допустить это", - заключил президент Узбекистана.

Между тем, в своем выступлении министр иностранных дел Республики Таджикистан Хамрохон Зарифи на встрече Регионального политического диалога между Тройкой Европейского Союза и Центральной Азией на уровне министров иностранных дел, которая проходила с 29 по 30 мая в Душанбе, подчеркнул важность реализации проектов по освоению водно-энергетического потенциала Таджикистана, которая жизненно необходима для преодоления энергетического кризиса в стране. "Таджикистан выступил с инициативой о совместном освоении своих гидроэнергетических ресурсов, потенциал которых превышает нужды региона в три раза. Завершение строительства только Рогунской ГЭС в Таджикистане позволит обеспечить гарантированное орошение более 3 млн. га земель бассейна реки в маловодные и засушливые годы. А ее производимая дешевая гидроэнергия могла бы покрывать растущие потребности не только Таджикистана, но и соседних стран, включая Афганистан. Региональный подход к освоению водно-энергетических ресурсов в Центральной Азии дает возможность странам региона совместно управлять ими, что обеспечило бы удовлетворение интересов всех государств.

Без беспристрастного и независимого экспертного изучения водной проблематики в Центральной Азии и технико-экономического обоснования гидроэнергетических проектов, достижение взаимопонимания не представляется возможным. К сожалению, водно-энергетическим вопросам Центральной Азии целенаправленно пытаются придать исключительно политический окрас. Считаем, что необоснованные претензии друг к другу, а также попытки внешних сил использовать водно-энергетические проблемы региона в своих определенных целях не приведут к решению вопроса, а лишь более осложнят проблему. Решения данного вопроса можно достичь только путем конструктивного диалога за столом переговоров", - подчеркнул глава внешнеполитического ведомства Таджикистана.

Как известно, работы по достройке Рогунской ГЭС возобновились в июле 2008 года при финансировании из государственного бюджета Таджикистана. На эти цели в прошлом году было выделено $50 млн., в этом году в бюджете заложено $150 млн. на продолжение работ по завершению строительства станции. Предполагается, что уже в конце нынешнего года будет перекрыта река Вахш. Мощность первой очереди Рогунской ГЭС, для сдачи в эксплуатацию которой необходимо $590 млн. позволит производить до 5 миллиардов кВт.ч. электроэнергии ежегодно. В целом же установочная мощность ГЭС составит 3600 МВт, а ее общая стоимость - $3,4 млрд.

Примечательно, что на пресс-конференции в Ташкенте 23 января 2009 года президент Российской Федерации Дмитрий Медведев после переговоров с Исламом Каримовым заявил, что "создание гидроэнергетических станций в Центрально-азиатском регионе должно строится с учетом интересов всех соседних стран, а также на основе норм международного права по использованию вод трансграничных рек. В противном случае, придется решать возникшие проблемы не в экономическом плане, а в политическом". По его словам, все заинтересованные стороны данный вопрос должны решить на коллегиальной основе. Президент России Дмитрий Медведев в заключение отметил, что если не будет общего согласия всех сторон, Россия воздержится от участия в подобных проектах.

Тем не менее, позже в Москве Киргизии удалось заручиться крупной финансовой поддержкой России проекта по строительству Камбаратинских ГЭС. К тому же, "Интер РАО ЕЭС" - оператор экспорта-импорта электроэнергии в России, контролирующий также ряд генерирующих и распределительных активов за рубежом - сообщила, что собирается выручить от продажи акций ВЭБу $136 млн. (4.46 млрд руб) на финансирование строительства Камбаратинских ГЭС в Киргизии. Росатом, контролирующий 57,3% акций "Интер РАО", в свою очередь, оплатит участие в допэмиссии либо деньгами, либо акциями Сангтудинской ГЭС-1, расположенной в Таджикистане.

Директор Научно-исследовательского центра Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (НИЦ МКВК), почетный вице-президент Международной комиссии по ирригации и дренажу, член совета управляющих Всемирного водного совета и исполнительного совета Международной ассоциации по водным ресурсам, профессор Виктор Духовный обращает внимание на то, что и Узбекистан, и Казахстан, и Туркмения, в принципе, не возражали бы против строительства этих гидроузлов, если бы они служили общим интересам всего региона.

"Почему правительства Узбекистана, Казахстана, Туркмении относятся с недоверием к будущим гидроэнергетическим сооружениям в двух соседних республиках, находящихся в верховьях трансграничных рек? Потому что с помощью новых гидроэнергетических сооружений можно будет манипулировать водой не так, как надо для общей пользы, а так, как хочется, чтобы показать свою привилегию и зависимость соседей. Можно привести другой пример так называемого "давления". Мы внедрили систему "Скада" - систему автоматизированного контроля, посредством которой имеем постоянные данные того, что происходит на основных гидроузлах региона. Хотел бы привести такой пример.

Нарын выходит на территорию бассейна ниже Учкурганской ГЭС. Каждый вечер Учкурганскую ГЭС в летний период закрывают. В результате русло после 6 вечера опорожняется, и до 6 утра оно пустое. Это значит, что во всех каналах, которые берут свое начало от Учкурганского гидроузла, уровень понижается, потом к утру поднимается. Получается, что поливальщики всю ночь ждут воду, а она не приходит. Это то, против чего мы постоянно боремся, и мы называем это "энергетическим эгоизмом". Международное право в области использования водных ресурсов трансграничных вод предусматривает общее обязательство государств региона сотрудничать "в целях достижения оптимального использования и надлежащей защиты международного водотока", - пояснил В.Духовный. По его мнению, сейчас водохранилища превратились в инструмент сезонного диктата, давления одних над другими.

Тем не менее, в Узбекистане считают, что данный вопрос можно еще решить на основе консенсуса. Президент Узбекистана Ислам Каримов на заседании правительства, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2008 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2009 год заявил о готовности узбекской стороны инвестировать в строительство энергетических объектов в Таджикистане и Киргизии, при условии его тщательной международной независимой технико-экономической и экологической экспертизы на принципах открытости и полной информированности заинтересованных сторон. По его словам, в верховьях Амударьи, Сырдарьи и Заравшана соседние государства планируют строительство гидроэнергетических объектов, такие как Камбаратинские ГЭС в Киргизии, Рогунская ГЭС в Таджикистане.

"Если не будет допущено снижение уровня водотока для стран, расположенных ниже по стоку и не нарушиться экологическая безопасность региона, Узбекистан готов вкладывать свои инвестиции в строительство этих объектов в соседних странах. Однако, при этом стороны под эгидой ООН должны провести тщательную международную независимую технико-экономическую и экологическую экспертизу и предъявить ее результаты", - отметил президент Узбекистана.

Президент Всемирного водного совета Луи Фашон по итогам визита в Узбекистан заявил, что если страны Центральной Азии заинтересованы в сотрудничестве с Всемирным водным советом, с тем чтобы найти какое-то необходимое решение существующих водных проблем, то с учетом мирового опыта и опыта данной организации они готовы привлечь экспертов для проведения соответствующих экспертиз в интересах Центральноазиатских государств.

"Во время моего нынешнего визита в Узбекистан мы договорились с узбекской стороной о том, что, возможно, уже в июне создадим целевую рабочую группу, которая сможет обсудить насущные вопросы региона и подготовить определенные рекомендации, которые могут быть использованы при решении спорных вопросов водопользования в Центральной Азии. Кроме того, мы попытаемся более широко вовлечь представителей Центральноазиатских стран в глобальную сеть Всемирного водного совета, которая объединяет более 350 организаций из 80 стран мира", - заключил глава Всемирного водного совета.