Сегодня, 10 июня, в Чувашии на заседании правительства были одобрены изменения, вносимые в республиканский закон об образовании в части национального компонента. По словам главы Минобразования Чувашии Галины Черновой, проект закона разработан в целях реализации федерального закона от 10 февраля 2009 года о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, передаёт корреспондент ИА REGNUM Новости. По её словам, это связано с тем, что ранее в законе об образовании "было отменено наличие регионального компонента в учебных планах и программах", однако после "бурного обсуждения и писем от национальных республик" были приняты изменения.

Согласно проекту документа, закон Чувашской Республики об образовании планируется дополнить подпунктом, разрешающим "участие в разработке на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учётом их уровня и направленности (в части учёта региональных, национальных и этнокультурных особенностей)". "Формулировка - федеральная",- отметила Галина Чернова, подчеркнув, что под уровнями имеется в виду начальное, среднее, старшее звено, под направленностью - профильные школы.

Как сообщил ИА REGNUM Новости в 2008 году президент Чувашского национального конгресса Геннадий Архипов, в ответ на исключение в законе об образовании национально-региональной составляющей в рамках принятого образовательного стандарта был создан координационный совет руководителей конгрессов башкирского, марийского, татарского, удмуртского, мордовского и чувашского народов. Обращение от членов совета было направлено в Госдуму: "Оно касалось в основном одного вопроса - того, что национально-региональный компонент в российском законе забыт, его нет вообще. Для нас это очень важно. Региональный компонент никому никогда не мешал. Нет образования - нет языка". Архипов также напомнил, что ранее в Госдуму также были направлены соответствующие обращения и от национальных республик. При этом он пояснил, что речь о притеснении национальных прав нерусских народов не идет: "Мы просто мягко сказали, что надо вернуться к этому закону и его исправить. Во всяком случае, у татар и башкиров - однозначный вывод: они никогда не смирятся с этим".

Напомним, 29 июня 2007 года правительством РФ были внесены в Госдуму поправки в законы "Об образовании " и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", предполагающие введение федерального государственного образовательного стандарта взамен действующего госстандарта и отменяющий национальный компонент в образовании. Татарстан, а вслед за ним ряд национальных республик высказались за сохранение национального компонента, поскольку, по их мнению, принятые поправки не учитывают национальных особенностей народов Российской Федерации и исключают право регионов участвовать в образовательном процессе, что противоречит Конституции РФ, которая гарантирует право человека на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Геннадий Архипов заметил, что хотя отсутствие национального компонента мало отразились на изучении и сохранении чувашского языка в Чувашии и больших затруднений он не принёс, но "республике стоит задуматься об этом". Отметим, что ряд чувашских лингвистов и языковедов не раз поднимали вопрос сохранения и развития чувашского языка. По их мнению, несмотря на активные меры государственной поддержки, число молодёжи, говорящей на чувашском языке, сокращается.

Как ранее сообщало ИА REGNUM Новости, в феврале 2009 года эксперты ЮНЕСКО представили электронную версию Атласа исчезающих языков мира, согласно которой чувашский язык вошёл в список языков, находящихся под угрозой исчезновения. В этот список также попали также башкирский, адыгейский, калмыцкий, удмуртский, коми, тувинский, якутский и ряд других национальных языков. Всего в России находятся в опасности 136 языков, в том числе 20 считаются мёртвыми.

Напомним, чувашский язык является в Чувашии государственным наравне с русским. При этом, по данным Минобразования Чувашии, в республике 65% школ с чувашским, 31% с русским, 3% с татарским языками обучения. По данным 2008 года, что родной язык в республике преподают 1.040 учителей, из которых 98% имеют высшее образование, более 80% - квалификационные категории. Чувашский язык как родной преподается в 344 чувашских школах и как государственный язык - во всех остальных 198. Издаются газеты и журналы, учебная и художественная литература на национальном языке, причём их выпуск не прекращался даже в самые тяжелые годы 90-х. В 1-5 классах чувашских, татарских национальных школ обучение ведется на родном языке. Школы обеспечены новыми учебными программами по чувашскому языку и литературе для всех классов. В соответствии с ними составлены и изданы учебники (в 2007 году - 31 наименование тиражом 76,7 тыс. экземпляров, в 2008 году - 34 наименования учебной литературы тиражом 80,5 тыс. экз.). Также в республике разрабатываются и выпускаются учебники русского языка для учащихся 1-4 классов с чувашским языком обучения.