Интервью ИА REGNUM Новости с генеральным директором АМИ "Новости-Азербайджан" Гюльнарой Мамедзаде.

ИА REGNUM: Госпожа Мамедзаде, расскажите, как у вас возникла идея создания агентства и какую нишу в информационном пространстве вы планировали занять? С какими трудностями объективного и субъективного характера вам до сих пор приходилось сталкиваться?

Идея создания информационной структуры такого формата, как "Новости-Азербайджан", то есть национального агентства, функционирующего в системе международных медийных связей, возникла, по сути, в ракурсе интеграционных процессов на информационном пространстве СНГ, связанном определенными общими традициями и тенденциями, языковым фактором.

Как известно, одним из инициаторов создания таких интегрированных медиа-проектов является РИА Новости, имеющее, по аналогии с "Новости-Азербайджан", информационных партнеров и в других странах СНГ, включая Украину, Молдавию, Грузию, Казахстан, Армению.

На перспективу, как представляется, вообще все более актуальным станет создание крупных медиа-альянсов, выходящих за рамки собственно одного государства, но связанных интересами корпоративных групп. Вот это направление информационной политики - отражение национальных интересов через призму глобальных процессов, или включение национальных новостных материалов в более широкий формат информационного вещания, и есть та ниша, которую хотелось бы занять по идее. То есть, это тот самый информационный инструмент, или ресурс, который, при правильном понимании его истинного значения, может быть весьма полезен для всех участников процесса формирования общего информационного поля.

Но, как правило, всегда возникают определенные сложности в реализации задач такого характера. Прежде всего, должно быть достаточно ресурсов: материальных, технических и других, поскольку всегда важно учитывать специфику каждого региона, каждой страны, ее приоритеты и особенности, в том числе внутриполитические и внешнеполитические факторы.

ИА REGNUM: Насколько удовлетворяют вас результаты работы агентства, занимающего, по мнению многих, свое особое место среди других азербайджанских электронных СМИ? Какова его целевая аудитория читателей? Кто они по возрасту, образованию, полу и т.д.? Не могу сказать, что результаты работы полностью удовлетворяют, поскольку, как я уже упомянула выше, позитивная идея требует еще и достаточных ресурсов для ее успешной реализации, а также обязательного учета специфики окружающих реалий. Но агентство имеет определенные перспективы на будущее. В скором времени ожидается создание мультимедийной версии сайта, что предполагает как частичную техническую модернизацию, так и профессиональную переподготовку кадрового состава. Сегодня ни одна информационная структура не может быть конкурентоспособной в условиях постоянно развивающегося рынка информационных технологий без соответствия этим новым требованиям и критериям. Что касается "своего места" на информационном рынке страны, то оно, безусловно, существует. За время работы у нас сформировалась своя аудитория пользователей, это, преимущественно, представители политической, деловой и творческой элиты, интеллигенции, международных организаций, дипломатических структур, неправительственных организаций и др. В меру своих возможностей пытаемся формировать круг ньюсмейкеров и партнеров и за пределами Азербайджана, развивать сотрудничество с общественными и медийными структурами, экспертным сообществом СНГ. За свою работу агентство неоднократно было удостоено различных наград.

ИА REGNUM: Некоторые, и как я понял из вашего первого ответа, совершенно неправильно, считают ваше агентство прямым детищем РИА-Новости. Но в любом случае интенсивные взаимные связи есть. Отсюда вопрос: бывало ли, что выстраивая отдельные сегменты информационной политики, вы сталкивались с какими-либо ограничениями из Москвы?

Как я уже сказала, РИА Новости и "Новости-Азербайджан" работают в формате информационного партнерства. И таких примеров в перспективе будет все больше, учитывая современные тренды медиа-интеграции, глобализационные тенденции. Но сегодня, к сожалению, еще приходится сталкиваться с примитивными стереотипами в оценках некоторых внешних и внутренних наблюдателей, преуспевших в силу своей недальновидности в развешивании всевозможных ярлыков советского образца. Наша информационная политика достаточно взвешена, сбалансирована, но приоритетной является позиция, основанная на превалировании национальных интересов, и никаких ограничений со стороны Москвы нет и быть не может, в чем несложно убедиться, проанализировав характер публикаций сайта. Наши российские партнеры в современных реалиях также ставят перед собой совершенно новые задачи, цель которых - не доминировать кратковременно, что практически уже и невозможно, а выстраивать партнерские отношения на долгосрочной основе. В данном случае лидерство определяется лишь инициативой, своего рода заявкой на реализацию проектов будущего.

А конкретно на сегодняшний день одна из задач РИА Новости и "Новости-Азербайджан" - это работа во благо российско-азербайджанских отношений. На мой взгляд, такой формат партнерства, который существует между РИА Новости и "Новости-Азербайджан", создает достаточно оперативный фон в плане информационного обмена, способствует созданию более объективного и спокойного восприятия двусторонних реалий, и применим как своего рода модель взаимодействия СМИ и других стран СНГ. Включая те государства и общества, отношения между которыми носят напряженный характер.

ИА REGNUM: Случается ли, что опубликованные в агентстве материалы задевают определенные интересы тех или иных госчиновников? Если да, то с какой ответной реакцией вы сталкиваетесь?

Накладки иногда случаются, но мы стараемся придерживаться взвешенных подходов, не выходящих за рамки журналистской этики. Конечно, у нас имеют место публикации критического характера, но не применительно к конкретным личностям, как таковым, а по отношению к работе тех или иных структур, ведомств, деятельность которых заслуживает привлечения общественного внимания. Серьезные проблемы такого свойства до сих пор не имели места в нашей работе.

ИА REGNUM: На кого в работе агентство делает упор - опытных и индивидуально сильных специалистов, необстрелянную, но способную быстро обучаться молодежь, или же вашу команду можно считать сплавом первых и вторых? Испытываете ли вы проблемы с текучестью кадров?

Сегодня штат агентства, в силу ряда причин, не является многочисленным. Есть костяк команды - более опытные журналисты, есть молодежь, у нас постоянно стажируются студенты Бакинского славянского и Бакинского государственного университетов, причем наиболее перспективные продолжают с нами сотрудничать на постоянной основе. Но текучесть кадров действительно является достаточно серьезной проблемой и объясняется просто - люди получают более выгодные в финансовом плане предложения со стороны. Стоит отметить, что на базе "Новости-Азербайджан" прошли стажировку и получили первые навыки профессии многие журналисты, которые сегодня работают в других СМИ, ведомствах, компаниях. Конечно, жаль терять талантливых ребят, особенно при общем дефиците профессиональных кадров. Но я надеюсь, что в недалеком будущем, когда агентство выйдет на новый уровень технических и материальных возможностей, нам удастся регулировать и эти вопросы.

В заключение хочу отметить, что в настоящее время я также работаю над новым проектом, который будет представлен в ближайшие месяцы.