"Я считаю, что он принесет вред российскому образованию, поскольку еще больше вытолкнет его в рынок. Людям придется все больше задумываться над зарабатыванием денег и все меньше - о реальном образовательном процессе", - заявил депутат Госдумы Олег Смолин, (КПРФ) передает корреспондент ИА REGNUM Новости.

Тем не менее, по его словам, уже сегодня положение дел в сфере образования требует перемен. "Что происходит с качеством школьного образования в России? Оно падает. Это признано президентом, это признано социологами. Вопрос второй - является ли педагогическое образование главным фактором школьного образования? Ответ: нет. Примерно 50% качества школьного образования зависит от социальной и информационной среды и только 1/6 часть остается на педагогическое образование, - продолжил Смолин. - Понятно, что для хорошего качественного школьного образования нужна информационно-культурная среда, ориентированная на знание и развитие личности. Для качества школьного образования нужна среда, ориентированная на труд и справедливость, на трудовое неравенство. В России, как известно, - колоссальное неравенство в доходах при очень низкой оплате высококвалифицированного труда. Вопрос третий: почему официальная политика образования России сосредоточена на реформе без образования. Ответ простой- реформа без образования - это самое дешевое, что может себе позволить государство. Я уж не говорю о том, что в Год учителя было совершенно недопустимо отказываться участвовать в повышении заработной платы педагогам, доходы которых, если учитывать инфляцию, за последние два года в большинстве регионов сокращаются. Модернизация системы образования, безусловно, нужна, но не такая".

Как ожидается, внесённый правительством России законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" Госдума обсудит во втором чтении в пятницу, 16 апреля. (Документ прошел первое чтение Госдумы 12 февраля).

С 1 января 2011 года для бюджетных учреждений всех уровней (федеральных, региональных, местных): общеобразовательных школ и других учебных заведений; больниц и поликлиник, медицинских центров и др.; библиотек, музеев, Домов культуры и др. прекращается бюджетно-сметное финансирование их деятельности. Работа переводится на коммерческую основу, т.е. предоставляется достаточно виртуальное (не реализуемое) право зарабатывать доходы и распоряжаться ими. Учреждениям даётся возможность заработать доходы через конкурсное получение государственных и муниципальных заказов (можно их получить, но можно и без них остаться) и введение платности непокрытых государственными заказами объёмов услуг этих учреждений. Другая небольшая часть государственных (муниципальных) учреждений будет преобразована в новый тип - казённое учреждение (военные, правоохранительные и др. подобные), статус которых, по сути, совпадает с закреплённым в действующем законодательстве статусом бюджетного учреждения, но с дополнительным ограничением в виде зачисления с 2011 года всех доходов, полученных ими, в соответствующий бюджет. Ко второму чтению законопроект доработан, в частности, устанавливается переходный период - некоторые нормы закона в случае принятия вступят в силу в 2014 году.