Г-н Круминьш, Вы уже несколько раз высказывали свои претензии к компании Ventspils Nafta и вентспилскому мэру Айвару Лембергсу. В чем, по-Вашему, состоит ошибка Лембергса?

Я думаю, что самая главная ошибка Лембергса состоит в том, что в течение последних 12-13 лет он, наращивая свой капитал - не только денежный, но и политический, - хотел один участвовать и даже контролировать все политические и транзитные игры в Латвии. Для этого он, во-первых, финансировал едва ли не все партии и был заинтересован в многопартийности Латвийского государства, чтобы партий было много, и чтобы он мог играть ими, как марионетками или фигурами на шахматной доске. Чтобы можно было дергать за все веревочки. Деньги VN зарабатывала очень большие: вы представьте, если переваливается 30 миллионов и от каждой тонны остается по 3 доллара - это примерно 90 миллионов чистого заработка в год. И владея 37 процентами VN, он взял предприятие полностью под свой контроль. А государство, имея 48 процентов, не получало ни гроша. Лембергс просто откупался от него какой-то мелочью, чтобы оно молчало. И куда девались, по-вашему, деньги? Конечно, это не могло продолжаться до бесконечности. Сейчас к власти пришли другие силы, поменялось все руководство в силовых структурах, пришел, в конце концов, человек, который хочет навести порядок. Кроме того, произошли исторические изменения - мы все-таки уже вступаем в ЕС и ясно, что в связи с этим будет вестись борьба с коррупцией, с отмыванием денег. Так что порядок должен быть наведен и у Лембергса уже нет сил, чтобы все контролировать. Он уже получил несколько весьма чувствительных ударов, например, во время приватизации Krajbanka (Сбербанк), где он участвовал, но потерпел неудачу. Да и в разных других более мелких приватизационных проектах он уже не проходит. Например, с той же приватизацией 5 процентов VN его притормозили. Хотя в договоре записано, - вы представляете? - что если государство потребует внесения каких-то изменений в договор, то оно должно будет заплатить неустойку в размере 10 миллионов долларов. Это же абсурд! А государство этот договор пропустило через все инстанции. Разве это не пример самой отъявленной крупномасштабной государственной коррупции?! Всеми этими вопросами уже занялись такие структуры, как KNAB, SAB и другие. И правительство сейчас будет разбираться и, возможно, пересматривать весь проект приватизации VN. В прессе уже прозвучала такая формулировка, что Ventspils Nafta была у государства украдена. Я не хочу быть пророком, но считаю, что в этом вопросе соотношение сил между правительством и вентспилской группой сейчас находится на уровне "50 на 50". И если удастся, то договор будет пересмотрен. Поэтому я считаю, что ни российские, ни какие-то другие иностранные участники не должны влезать в это дело до тех пор, пока государство не выяснит, кому и на каких основаниях принадлежит VN. Иностранные участники на данном этапе будут только мешать. Думаю, правительству понадобится где-то месяц-полтора, чтобы разобраться и все поставить на свои места.

Конечно, очень жаль других акционеров LNT, каковым кстати, являюсь и я. Ведь мы все вложили очень большие средства - где-то более 100 миллионов долларов - причем из своего кармана, то есть вытащили их из своего бизнеса. Но мы вложили только половину, потому что 50 процентов принадлежит Айвару Лембергсу - он контролирует Ventbunker (VB). Правда, это не доказано, но мы все знаем, что это оффшорная компания. Да и в прессе были опубликованы все эти схемы, как это происходило. А раз у него 50 процентов предприятия VB, значит, все свои акции VB оплачивал за счет прибыли от перевалки нефтепродуктов, которые переваливались в течение этих пяти лет. И я думаю, что Айвар, если он хочет избежать проблем с правоохранительными органами, должен вернуть эти деньги государству.

Это сколько денег?

Половина. А остальные 50 миллионов мы, другие акционеры, выложили из своего кармана. Там, конечно, разберутся, сколько выложил каждый. Потом, я думаю, акционеры же не виноваты в том, что они были втянуты в такую аферу. И нам просто нужно будет потом сесть всем вместе, разобраться и продать. Конечно, VN нужно продать россиянам. Потому что ни для кого не секрет, что без России весь комплекс Ventspils Nafta - это груда металлолома, которая не стоит ни гроша, которую можно просто выкинуть. Мы можем здесь популистски заявлять, что Россия, мол, будет контролировать нашу энергосистему. Это все глупости. Без нефти и нефтепродуктов VN не сможет работать. Если все грузы уйдут в Мурманск, Калининград, Приморск или еще куда-то, тогда мы останемся ни с чем. Поэтому нужно разработать такую схему, которая была бы выгодна и нынешним акционерам, которые останутся, и россиянам, и, конечно же, государству. Я думаю, что государство от этого тоже должно выиграть. Скажем, было бы очень выгодно, если бы Россия имела в Вентспилсе 51 процент (контрольный пакет), а латвийские акционеры имели бы 49 процентов. Мы бы занимались перевалкой и имели бы с каждой переваленной тонны какую-то X-сумму. Тогда и латвийские, и российские бизнесмены, и наше правительство были бы заинтересованы в том, чтобы было больше перевалено. Правительство получит свои деньги, акционеры получат за то, что они вложили, свои дивиденды - и эта схема будет работать хорошо. Я думаю, это будет самый лучший вариант. И никаких угроз - ни энергетических, как пугает Лембергс, ни еще каких-то. Нормальный совместный бизнес.

Что касается господина Лембергса - он, конечно, личность уникальная, хотя я его высоко не ценю. Потому что он сам лично не проработал ни одной схемы - ни приватизационной, ни какой другой. Эти схемы - в том числе схему приватизации Ventspils Nafta - в свое время разработал Григорий Лучанский вместе с SWH. Осуществили их другие люди, которые работали в Риге. А Лембергсу просто повезло, что во время перехода от социализма к капитализму он оказался в нужное время в нужном месте, то есть в кресле вентспилсского мэра. Он как бы стал тем самым арабом, который однажды проснулся в пустыне и увидел, что из-под песка бьет нефтяной фонтан. Имея деньги, он просто покупал людей и за копейки осуществлял свои планы. Во всем мире это есть, но Лембергс полез собственно в политику. И, как я уже говорил, в школе он научился только складывать и умножать - он не научился делить. Это была его самая большая ошибка, за которую он сейчас расплачивается.

Ко мне обращались многие бизнесмены в Риге: мол, давайте тоже будем строить терминал в Риге, будем заниматься перевалкой. Но большинство из них в конце концов ушли в Таллин. И Таллин за последние пять лет довел свою перевалку до 20 миллионов. Сегодня Эстония переваливает больше, чем Латвия. А ведь там нет трубы! Но бизнесмены ушли из Латвии только потому, что Айвар Лембергс нервно и как-то даже завистливо сказал "нет, только Вентспилс". Мол, нефтетерминал - это только Вентспилс. Рига - это яхт-клуб, надо засыпать Ирбенский пролив, чтобы сюда заходили только яхты. Он не понимает одного: транзитный бизнес - это процветание страны. Вот я бывал в Амстердаме, в Роттердаме - там точно так же, как в Латвии, нет ни золота, ни нефти. Но там живут люди десятков национальностей, все улыбаются, все зарабатывают деньги. И только за счет транзита. Так почему же Латвия не может зарабатывать таким же образом?! Пусть все приходят, пусть занимаются этим... Нет! Лембергс очень нервно на это реагировал и запрещал любые разговоры на эту тему. Только он и только Вентспилс.

Точно так же, как вопрос о развитии Рижского порта. Будучи уже 10 лет председателем Латвийской транзитной ассоциации, под прикрытием Латвийского правительства, Лембергс ездил в Москву и выступал там. И что он там говорил?! Что Рига - вообще не столица Латвии, столица Латвии - Вентспилс. И все грузы должны идти через Вентспилс. Но ведь он президент не вентспилской ассоциации транзитчиков, а латвийской, а в Латвии кроме Вентспилсского порта есть еще Рижский и Лиепайский порты, которые нужно развивать. Если сравнить Ригу с Таллином, Калининградом и Клайпедой, то Рижский порт в два раза больше их всех вместе взятых. Потому что здесь есть масса возможностей - тот же бывший аэродром Спилве, где сотни гектаров земли, огромные площади на Кундзиньсала. А Лиепая? Какие там хорошие гавани. Недаром когда-то там базировался весь Балтийский военный флот Советского Союза. Для россиян это было бы очень хорошее место, где можно строить порты и заниматься транзитом. Потому что всегда будет что продавать и что покупать. Пожалуйста, пусть Россия через порты Латвии везет в Америку или еще куда-то свои товары, а оттуда - продукты питания, какие-то технологии... Это же совместный бизнес, который можно развивать.

И я считаю, что обязательно нужно создавать совместные предприятия, где российские предприниматели имели бы 51, 50 или 49%. Или, скажем, российские, латвийские и иностранные предприниматели имели бы по 33 процента и развивали бы порты и переваливали грузы совместно. Скоро Рига будет в Евросоюзе, и можно будет создавать совместные предприятия и зарабатывать деньги вместе с россиянами. Почему надо со всеми враждовать? Разве россияне категорически отказываются от нас и решают переваливать свои грузы только через Петербург? Можно, конечно, переваливать и через Мурманск, но это невыгодно. Мы можем поднимать цены на фрахт, увеличивать тарифы и так далее. Но все равно, кратчайший путь - это всегда самый дешевый путь. Поэтому я считаю, что нужно как можно быстрее рассматривать совместные проекты и работать. Путь сюда приходят российские бизнесмены, покупают здесь землю - сейчас ведь все разрешено. Это была бы очень хорошая совместная работа, у которой есть большое будущее. Потому что еще Петр Первый сказал, что Петербург будет окном в Европу, а Рига всегда была дверью в Европу. И так было всегда. Зачем же тогда лезть через окно, когда можно войти через дверь.

Вот Вы говорите, что Лембергс выступал в роли кукловода, управляющего политическими партиями. Получается, что он был не заинтересован в наличии в Латвии больших и сильных партий?

Нет, он не был заинтересован. Он был заинтересован в том, чтобы было много маленьких партий, чтобы дергать их за веревочки. Так было с "Тевземей ун Бривибай", за которой стоит Лембергс. Ведь все правительства фактически скинула "Тевземей ун Бривибай". В свое время Лембергс и Криштопанса под колеса положил - это по его указке Криштопанса сняли. Но сейчас его власть кончается, и ему нужно спасать свою шкуру. Однако Лембергс много натворил такого, что вряд ли ему это простят. У него нет друзей - у него все куплены. Но если человека купили, он не может быть надежным.

Какие партии, кроме "Тевземей ун Бривибай" и "крестьян", он еще спонсировал?

Тут надо смотреть по-другому. Вот, к примеру, если бы вы меня спросили, за какую партию я буду голосовать, так у меня во всех партиях есть друзья. В каждой партии есть люди, с которыми можно поговорить. Так же и Лембергс - у него есть два-три человека в каждой партии, которые могут повлиять на голосование в ту или иную сторону - так, как это нужно Лембергсу. Как это делается? Очень просто. Скажем, если у меня есть один человек в "Крестьянском союзе" (а решающий голос - это всегда два-три человека), то я вызываю своего человека и предлагаю ему поговорить со своими о том, что нужно сделать вот такое голосование. И я спрашиваю у него: сколько это будет стоить? Он приходит и говорит: голосование будет стоить по 10 "штук" на каждого. Вот мне нужно, скажем, пять человек, значит, голосование будет стоить 50 "штук". Это очень просто делается. Или та же оппозиционная "Народная партия", тот же Шкеле, с которым вроде бы Лембергс никогда не сможет договориться. Но в то же время они договариваются! Есть отдельные проекты, где нельзя договориться за простые деньги, но за большие - можно. Думаю, что и в России то же самое, и в Италии, и везде.

А зачем было Лембергсу спонсировать заведомо оппозиционные партии? Например, Партию народного согласия?

Вы понимаете, есть голосование, где у него нет контроля. А голосов-то всего лишь сто. Возьмем ту же "Латвияс цельш" в прошлых Сеймах - она сначала была за Лембергса, а потом в ней произошел раскол. И половина "Латвияс цельш" стала за Лембергса, а вторая половина - за Шкеле. А голосов-то всего лишь 100. Значит, половина "Латвияс цельш" будет голосовать за нужный Лембергсу проект, а половина - не будет. И тогда партия Юрканса могла бы за какую-то определенную сумму проголосовать за Лембергса. Но она не будет голосовать так, как надо Лембергсу, если ей не заплатят. Потому-то там и есть один человек - это Янис Урбанович, - который постоянно встречается с Лембергсом. Он приходит и говорит с партией: вот за такую-то сумму голосуем. И происходит голосование.

В нынешнем Сейме Лембергс, видимо, рассчитывал, что у ЗаПЧЕЛ будет еще больше голосов?

Нет, я думаю, что Лембергс не рассчитывал на эти голоса. Он знал, что Юрканс, если вместе с ним будет Рубикс, никогда не будет в правящей коалиции.

Но ведь сейчас Юрканс и Рубикс снова вместе.

Нет, они не вместе. Сейчас Юрканс и Рубикс разошлись.

Формально - да. Но Юрканс уже повсюду "продает" себя вместе с 21 голосом в Сейме. Ведь именно он "сдал в аренду" Рубиксу своего депутата Соловьева, чтобы у социалистов была фракция.

Вы поймите одно. Он дал депутата Рубиксу для создания фракции - это одно дело. Можно развестись и ругать друг друга всю оставшуюся жизнь. А можно разойтись миром - поделить дом и имущество пополам и заключить мировое соглашение. Юрканс все это очень умно сделал - они не будут хаять друг друга, у Рубикса будет нормальная партия, а у Юрканса появятся некоторые шансы. Потому что в партии Репше намечается раскол - Репше сам сейчас говорит о чистке своей партии и правящей коалиции. И во всех СМИ, да и у меня лично есть информация, что с ТБ/ДННЛ действительно не все чисто. Они еще с начала 1990-х годов занимались мошенничеством и всякими грязными делами. С такой партией в Европу не входят. Думаю, что Репше должен будет от них избавляться. А кого взять вместо них? По своей наивности я думаю, что знаю и Репше, и Шкеле, и Лембергса. И считаю, что они втроем никогда не сойдутся. Поэтому у Юрканса действительно есть шансы сесть за стол с Репше. Мы уже видели, что Юрканс активно поддержал Репше. Раньше он его все время ругал, а сейчас - поддержал. А Шкеле снова хочет, чтобы правящая партия пала. Это, конечно, как карта ляжет, но я думаю, что без Рубикса Юрканс может попасть в позицию. С ним и Россия вела переговоры...

Россия не ведет переговоры с лидерами партий, тем более с теми, кто не выполняет своих обещаний.

Ну ладно... Я все-таки хочу защитить Юрканса, которого знаю очень давно. Да, он ушел в болото, у него действительно немножко не хватило характера настоять на своем. Он правдами и неправдами пробивался к Путину, но ему не нужно было этого делать - нужно было отдавать себе отчет в том, что он может, а чего не может, и не обещать лишнего. Он немножко себя переоценил. Но как человек Юрканс - нормальный. Я помню, как в 1991-м году, когда он был еще министром иностранных дел, я зашел к нему и рассказал, как собираюсь работать с иностранцами. Он заявил мне: знаешь, я политик, а не бизнесмен, ты меня не втягивай в свой бизнес. Он ведь, действительно, пошел в политику по убеждениям. Есть много политиков, которые не смогли найти себя в бизнесе, научились красиво говорить и сидят сейчас в правительстве. А Юрканс не из тех - он действительно политик по убеждению. Да, у него есть ошибки. А у кого их нет?! И он это понимает сейчас.

Его понимание выражается в том, что он поддерживает премьера и президента, которые не хотят ничего сделать для его избирателей, подавляющее большинство которых принадлежат к нацменьшинствам? Бог с ним, с Юркансом. Из Ваших слов я понял, что Вы, в отличие от многих, присутствие в Латвии крупного российского капитала считаете нормальным и естественным.

Да. Вы поймите, в Европе уже все сложилось. Пробиться туда и заработать там деньги почти невозможно. Там все свое - свои евреи, свои миллионеры и так далее. Они все приходят зарабатывать сюда или в Россию. И сегодня просто глупо закрывать на это глаза и ругать русских. Почему вообще латыши ругают русских, а не Сталина? Причем здесь русские? И почему не ругают немцев? Хотя русских в Москве я тоже не понимаю. Вот сложилось такое мнение, что латыши враги, а немцы друзья. Не могу понять. Может потому, что немцы все же смогли сказать в 1945-м году, что Гитлер был говно, что он был виноват. Так и нужно. Ведь был же Сталин, который латышей по сравнению с русскими погубил, может быть, два-три процента. Но вы подумайте, сколько он русских уничтожил! Так надо признать, что это действительно был сталинский режим, подвести черту и объявить амнистию. Зачем эти разговоры? Приезжает в Россию немец - и он лучший друг, а латыш, говорящий по-русски, злейший враг. Почему?

В Берлине не шагают по главным улицам легионеры CC, там не судят партизан времен Второй мировой войны...

Так это потому что нет мозгов! Так меняйте людей, чтобы были с мозгами!

Вы поймите, Далбиньша нельзя поменять, потому что он и есть далбиньш, долбанутый - ну что ты ему скажешь! Ну есть в Москве Жириновский - им он нравится, хотя над ним смеются. Везде есть такие долбанутые...

Но там же не судят партизан времен войны.

Ну, подумаешь, одного Кононова нашли... Одна женщина его вспомнила - нашли единственную из двух миллионов... Давайте не будем! Это опять политика - политикам это выгодно. Но надо же на какие-то вопросы закрыть глаза... У меня тоже деда кагэбэшники гвоздями прибивали. Мать рассказывала. Ну и что? Были люди, которые такое вытворяли, - и их нужно судить, потому что это злые люди.

Вы - бизнесмен, у вас есть партнеры в России. Как вы относитесь к давно существующему институту политических посредников, которые, как "челноки", мотаются между двумя государствами? В данном случае - между Латвией и Россией. В частности, Юрканс и Урбанович открыто претендуют на то, что они были и будут посредниками между Латвией и Россией.

Я отрицательно смотрю на такое посредничество вообще, и на посредничество Юрканса и Урбановича, в частности. Они встречались с кем-то, но никто из нас не знает, с кем они встречались. Я только могу сказать одно. Нужно было бы, чтобы кто-то из правительства России встретился с кем-то из правительства Латвии. Без посредников, напрямую. Встретились и о чем-то договорились. О чем-то, потому что обо всем договориться невозможно, всегда будет какая-то оппозиция, потому что это их "конек" - у "Тевземей ун Бривибай" также, как у ПНС. Пусть эти представители двух правительств решили бы какие-то вопросы, приняли бы какие-то - пусть маленькие - программы. И при этом надо сразу обговорить, что будут какие-то инциденты, что будет сопротивление и противодействие. Но нужно будет рассматривать каждый индивидуальный случай - как вот, к примеру, возле думы кого-то избили и арестовали. Потому что это могут быть провокации. Если вы помните, Первая мировая война началась с провокации - убили австрийского эрцгерцога, и началась война. И надо понимать, что это провокация.

Потому что весь нормальный народ Латвии за то, чтобы мы дружили и вели переговоры. И мне приятно, когда сюда приезжают агрессивно настроенные россияне, а потом уезжают в совершенно другом настроении. Как, например, Лужков, который на прощанье сказал: да, в Риге действительно нормальный народ живет. Чтобы каждый приезжающий россиянин видел, что здесь нормальный народ, все говорят на русском языке. В Москве, конечно, пишут о нас только плохое. Но пусть те, кто пишет, приедут сюда. Я сам готов оплатить им дорогу. Пусть они приедут и посмотрят - если найдут что-то плохое, пусть скажут об этом.