Госдума уточнила, кого Россия будет считать соотечественниками
Москва, 4 июня, 2010, 13:50 — ИА Регнум.
В законопроекте прописывается уточненный порядок признания принадлежности к соотечественникам. За основу признания принадлежности к соотечественникам лиц, не состоящих в гражданстве Российской Федерации, предлагается положить принцип самоидентификации, подкрепленный соответствующей общественной или профессиональной деятельностью. При этом из действующего закона предлагается исключить не реализованное положение о государственном документировании соотечественников, "поскольку анализ опыта работы иностранных государств со своими зарубежными диаспорами, просчет внешнеполитических, финансовых и юридических последствий свидетельствует о нецелесообразности осуществления на практике этого шага", говорится в заключении комитета на законопроект.
Документирование помимо серьезных осложнений с соседними государствами может привести к расслоению внутри самих соотечественников: документированные соотечественники и недокументированные, высказал опасения заместитель главы МИД России
"Сам документ должен быть подкреплен как политическими, так и экономическими мерами поддержки", - заявил в свою очередь глава комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественникам
Вместе с тем предлагается закрепить в новой редакции закона положение, в соответствии с которым соотечественники могут регистрироваться в общественных объединениях соотечественников и получать документы (свидетельства), подтверждающие их членство в этих объединениях российских соотечественников.
В документе фиксируется факт принятия и реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, для чего проект закона дополняется статьей содержащей соответствующие положения. В частности, устанавливается, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению в российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Уточняются полномочия органов государственной власти субъектов РФ в отношениях с соотечественниками. Для координации работы по поддержке соотечественников при органах государственной власти субъектов РФ создаются советы (комиссии) соотечественников по реализации государственной политики в отношении соотечественников во взаимодействии с неправительственными организациями и общественными объединениями.
В законопроект включены положения о Всемирном конгрессе соотечественников, о Всемирном координационном совете российских соотечественников и координационных советах соотечественников в государствах их проживания.
По мнению Общественной палаты РФ, часть предложенных поправок и дополнений вызывают возражения и требуют дальнейшей доработки. В частности, в новой редакции предлагается следующее определение: "Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии". Определение в целом не может быть признано удовлетворительным, отмечает Общественная палата. В отношении иностранцев не могут быть даны определения, наделяющие их каким-либо статусом без ведома и желания этих лиц. Поэтому в определении должна быть отражена лишь возможность причисления иностранцев к такой категории: "соотечественниками могут быть названы лица...". "В формулировке учитывается два объективных признака - место рождения и место проживания. Неясно, кто и как определяет "признаки общности" языка, истории, культурного наследия, традиций. В отношении языка в определении нет указания о знании языка, сказано лишь о "признаках общности языка". Это создает неопределенность - либо речь идет о том, что лицо должно владеть языком (очевидно, русским языком), либо о том, что данной персоне не чужд (русский) язык. Следует учитывать, что среди соотечественников есть не только русскоязычные, имеется большое количество эмигрантов, которые владеют языками народов России (черкесским, татарским, чеченским и т.д.). В отношении прочих критериев, следует сказать, что таковые вообще нельзя использовать в отношении отдельных лиц, поскольку персона не может обладать "признаками общности истории и культурного наследия". Названные признаки характеризуют не личности, а группы людей", отмечается в заключении Общественной палаты. "Часть граждан бывшего СССР родились за пределами этой страны, следовательно, критерий, связанный с местом рождения, не может рассматриваться как достаточный. Критерий "проживания в стране" также не является точным, так как не все граждане бывшего СССР проживали в его пределах", говорится в документе.
Общественная палата также обратила внимание на определение "Соотечественники за рубежом (далее - соотечественники) являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.
Соотечественниками также признаются лица (их потомки), проживающие за пределами Российской Федерации, сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Россией и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации". На взгляд экспертов, выражение "относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации" является некорректным, поскольку не существует четкого списка народов Российской Федерации. "Данное положение следует за старой советской доктриной о разделении всего населения СССР на титульные нации со "своими" республиками и все остальные. Следовательно, украинцы, как нация, обладавшая в советский период республикой, не должны в России называться соотечественниками. То же в отношении казахов (в действующем законе прямо сказано: "за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств". Но и украинцы, и казахи, и многие другие национальности проживали на территории РСФСР не одно поколение, и жили на этой территории тогда, когда еще не существовало самого Советского Союза", говорится в документе.
"Невозможно использовать критерий принадлежности к тому или иному народу, той или иной этнической группе, ссылаясь на то, что такой народ или группа проживал в пределах страны, даже, если речь идет не о России, а о СССР в целом. В пределах СССР было довольно большое количество таких национальностей, которые до настоящего времени не принято называть для Советского Союза "традиционными". Например, дунгане, курды, турки, персы, монголы, уйгуры и др. Указание в определении "как правило" не проясняет, а лишь еще больше запутывает его, вносит в определение значительную меру произвола. Очевидно, что представители всех национальностей бывшего СССР вправе претендовать на то, чтобы быть названными соотечественниками по факту гражданства некогда единого государства", подчеркивают эксперты.
В Российской Федерации ни в одном законодательном акте нет указания, что такое "народы, исторически проживающие на территории Российской Федерации", отмечают в Общественной палате. "Введение подобной новеллы потребует существенного обновления российского законодательства, включая законы субъектов Российской Федерации. Этот шаг потребует формирования и принятия на государственном уровне списка национальностей, "исторически проживающих на территории Российской Федерации". Между тем этнокультурный состав населения нашей страны, история государства не позволяют сформировать подобные списки, а с политической точки зрения это может послужить основанием для противостояния в обществе", - подчеркивает Общественная палата.
Эксперты считают очевидным, что критерий "национальности" (или этнической принадлежности) должен быть исключен из законопроекта.
В законопроекте предложена новая редакция статьи, в которой говорится о представительстве интересов соотечественников в органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Статья предусматривает, что высшим представительным органом, обеспечивающим взаимодействие соотечественников с государством, является Всемирный конгресс соотечественников. А представительство соотечественников в органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает Всемирный координационный совет российских соотечественников, который является органом Всемирного конгресса соотечественников и координирует деятельность международных общественных объединений соотечественников. Зарубежный опыт показывает, что такого рода организации не могут действовать длительное время, что они меняют свою политическую ориентацию в зависимости от конъюнктуры международных отношений, отмечает Общественная палата. "Страны приема соотечественников заинтересованы в дифференцированном подходе к их общественным объединениям - в соответствии с условиями страны проживания и актуальной ситуации двусторонних связей. Общественные объединения соотечественников обязаны действовать, прежде всего, в соответствии с национальным законодательством стран пребывания. Это предложение должно быть еще раз проработано, в том числе и финансово", - полагают эксперты.