Основным элементом политической жизни в Белоруссии продолжает оставаться предвыборная ситуация. Время, остающееся до выборов, сжимается как шагреневая кожа и, даже если учитывать возможные колебания со сроками выборов (плюс - минус два месяца), до них остается не более 6-7 месяцев. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития, стабильной внешнеполитической обстановки и абсолютного контроля над административным ресурсом, уже сейчас можно было бы говорить о гарантированном переизбрании ныне действующего президента на очередной срок.

Однако ни стабильности, ни устойчивости не просматривается. Что же касается административной лошадки, то в последние годы она ползет далее в чисто автоматическом режиме, постоянно получая всё новые понукания. Главный вопрос, подрывающий стабильность - кадровый. За последние 15 лет в республике сменилось четыре премьер-министра, пять министров иностранных дел, шесть председателей КГБ, четыре министра внутренних дел, четыре министра экономики и т.д. Если такая ситуация называется не кувырк-коллегией, то тогда нужно искать совсем другие определения.

Причем эта же политика проводится и в отношении таких ключевых в нашей политической системе позиций как глава Администрации (сменилось шесть глав) и государственный секретарь Совета безопасности (пять госсекретарей). Средний срок жизни государственного служащего на этом уровне составляет всего два-три года. Остается только догадываться, о чем думает государственный служащий такого ранга, зная, что ему отведен столь гротескный срок в занимаемой должности. Надо полагать, не о государственной службе и не о государственных интересах. Что же касается борьбы с коррупцией, то не следует забывать, что за это же время сменилось пять генеральных прокуроров и, даже при самых благих намерениях, они не успевали очистить авгиевы конюшни, а те, кто пытался успеть, далеко не всегда попадали в резонанс с генеральной линией политического руководства.

Непрерывная турбулентность на верхних этажах управленческой пирамиды ведет, соответственно, к дестабилизации на непосредственно работающих с народом этажах. Управленческие кадры среднего и низшего звена просто опасаются проявлять инициативу и занимаются, в основном, личным благоустройством.

Результат - налицо. Глобальный кризис ударил по всем странам и народам, кроме пингвинов в Антарктиде и бразильских индейцев в дебрях Амазонии, но Республика Беларусь потеряла около 20% ВВП (с 60 млрд долларов до 48 млрд долларов) по данным МВФ. Инфляция, вопреки всем прогнозам, также составляет двухзначные цифры. А это уже не столько глобальные вопросы, сколько проблемы эффективности управления. Тот же МВФ прогнозирует рост ВВП в 2010 году до максимума - 53 млрд долл., т.е. значительно ниже уровня 2008 года. Как в этих условиях будет обеспечен ключевой параметр экономической программы Александра Лукашенко - 500 долларов в эквиваленте средней заработной платы, о котором придется отчитываться на IV Всебелорусском собрании - сие великая загадка есть. Можно, конечно, включить печатный станок - но как быть с инфляцией и всеми остальными макроэкономическими параметрами?

Безусловно, важную роль в выходе из создавшейся ситуации, в том числе в плане разворота в сторону роста ВВП и, особенно, роста ВВП на душу населения, в том числе и роста средней заработной платы, может сыграть вхождение Республики Беларусь в Таможенный союз. Только за счет интеграции, по утверждениям экспертов, Россия, Казахстан и Белоруссия могут получить до 15-20% прироста ВВП, а создание единого экономического пространства увеличило бы прирост до 40-50%. Более того, уже выстроилась очередь желающих также войти в состав ЕЭП: Армения, Таджикистан и т.д. Ещё интереснее, что все торгово-экономические делегации, приезжавшие в последнее время в Минск, в один голос говорили о том, что они готовы инвестировать в нашу экономику значительные средства с учетом образования Таможенного союза с перспективой образования ЕЭП.

Вступление в Таможенный союз решает для Белоруссии и вопрос кредитов, поскольку ещё в рамках ЕврАзЭС создан банк специально для этих целей. Тем не менее, весь май и первая половина июня прошли в затяжных переговорах правительственных делегаций с ожесточенной торговлей по всем позициям, вызывающим разногласия.

При этом российское политическое руководство заняло предельно жесткую позицию, т.е. оно готово подписывать соответствующие документы с Казахстаном, вести работу по включению в состав Таможенного союза и ЕЭП Украины, Армении, Таджикистана и т.д., в отношении же белорусского руководства позиция проста - Республика Беларусь приглашается к подписанию основополагающих документов "по мере созревания".

Остается добавить, что внутриполитическая устойчивость и внешнеполитическая стабилизация находятся в руках белорусского политического руководства.