Федеральный еженедельник "Российские вести" опубликовал статью заместителя главного редактора этого издания Дмитрия Ермолаева "Президент поставил задачи" о прошедшем в МИД совещании с участием послов. Приводим ее текст полностью:

"Президент России Дмитрий Медведев выступил на проводящемся раз в два года совещании в МИД России с российскими послами и постоянными представителями в международных организациях. Выступление это было несколько необычным - напоминало оно в большей степени лекцию в университете. Роль профессора исполнил Президент, студентов - послы. Послам речь главы государства откровенно не понравилась - да и как может понравиться откровенная "выволочка", которую устроил Медведев дипломатам. Процитируем Президента: "Нынешняя тенденция требует от нас гибкости, известной легкости на подъем, что называется, в принятии решений. Задача дипломатической службы - придать своей работе новое качество. Роль российских представительств за рубежом не должна ограничиваться банальной гонкой за количеством и объемом направляемых в центр информационных сообщений.

Во-первых, необходим глубокий аналитический подход к событиям прогнозирования тенденций развития как двусторонних, так и многосторонних отношений. Здесь нужен свежий взгляд. Я недаром говорил о том, что нам в ряде случаев нужно находить в себе силы отрешаться от стереотипов, даже если они усвоены еще в период учебы в МГИМО...

Во-вторых, нужно мобильно реагировать на происходящее и действовать, что называется, на опережение. Здесь необходимо не только быть в курсе событий. Сегодня в курсе событий любой человек, имеющий современные коммуникативные устройства. Для этого вовсе не обязательно иметь допуск к получению шифротелеграмм. Иными словами, нужно жить и действовать, что называется, в режиме онлайн, а не пытаться догнать ушедший поезд и оглядываться по сторонам в поиске тех, кто отвечает за допущенные просчеты".

После подобных советов послы в кулуарах ворчали: "Начали нас учить как жить, сами с усами". Недовольство послов явно усиливалось жарой. А далее по пословице: "Не учите нас жить, лучше помогите материально". Кстати, помогли, но, видимо, недостаточно. В отношении заработной платы Медведев заявил: "В мае вступил в силу указ, касающийся оплаты вашего труда. Фонд оплаты увеличен почти на 10%. И сейчас Министерство иностранных дел лидирует по уровню среднемесячной зарплаты, а в 2009 г. было на 13-м месте среди других ведомств. Но это, естественно, потому, что у вас сложная работа и она проходит за границей. Понятно, что это не радикальные изменения. Мы и дальше будем улучшать условия работы, которую, безусловно, и я как Президент, и мои коллеги считаем очень и очень ценной".

Подсластили жизнь дипломатам и вручением орденов. Но Медведев не был бы Медведевым, если бы после награждения министра иностранных дел Сергея Лаврова орденом уже на встрече с ветеранами МИД не пообещал, что вскоре "Лавров тоже станет ветераном". Сказано это было в шутку, но, как известно, в каждой шутке есть доля шутки. Ведь московские "бояре" уже не первый год гадают, сколько еще месяцев на своем посту продержится министр. Хозяин же Смоленской площади, несмотря на перманентные слухи об его отставке и множество нажитых им врагов, до сих пор занимает свой пост. Но как бы то ни было, Медведев лекцию дипломатам все-таки прочел. Представляем вниманию наших читателей ее отрывочный конспект, записанный находившимся в зале корреспондентом "РВ":

"Внешняя политика нашей страны при всей сложности и многомерности этой политики преследует главную, но, может быть, если хотите, единственную цель, цель достаточно простую - всячески способствовать росту материального благосостояния наших граждан и их культурному развитию, развитию нашей страны, защите здоровья наших граждан и их человеческого достоинства в тех случаях, когда это необходимо, созданию условий для их безопасной и свободной деятельности во всех сферах современной общественной жизни. Поэтому приоритеты внутренней политики самым тесным образом влияют на выбор наших стратегий в международных отношениях. Так было всегда в истории Российского государства". Отметим, что после произнесения этих установок на задних рядах зашептались: "Это что, десакрализация российской внешней политики? Что, все сводится к бутерброду с маслом?"

Но Президент, разумеется, продолжил: "За последние годы произошло всестороннее обновление внутриполитической повестки дня. Изменился, надеюсь, в достаточной мере и настрой государственной работы. Мы стремимся к расширению конкуренции в экономике и политике, к большей открытости в отношениях государства и общества, к новому качеству политической, экономической и социальной культуры. Мы верим в жизнеспособность наших демократических институтов, в то, что их неуклонное развитие приведет к созданию в России процветающего общества, которое основано на принципах свободы и справедливости.

Мы верим и в торжество закона, в то, что мы сможем вытеснить коррупцию из жизненно важных социальных структур и дать каждому человеку возможность жить по нормальным цивилизованным правилам. Наконец, мы верим и в успех модернизации, в интеллектуальные и творческие силы наших людей. Мы верим в то, что наши российские предприниматели, ученые, инженеры при поддержке государства, в сотрудничестве с иностранными партнерами сделают нашу экономику одним из драйверов глобального развития. При всех острейших противоречиях на мировой сцене очевидно стремление сегодня к гармонизации отношений, к установке на диалог, на снижение конфликтности".

"Мы, кажется, уже слышали подобные речи во времена перестройки", - прокомментировали шепотом идеи Президента злопыхатели на задних рядах аудитории. Но Медведев своих недоброжелателей, конечно же, не слышал и стал перечислять стоящие перед российским обществом задачи. "Первая - это модернизация нашей экономики и прежде всего модернизация производства, создание элементов инновационной экономики. Здесь определены основные принципы модернизации. И несмотря на то что я выступаю в МИДе, тем не менее считаю, что все базовые направления, которыми мы занимаемся, должны как "Отче наш" знать и наши дипломаты, а не только сотрудники Министерства экономического развития или других экономических ведомств. Мы занимаемся изменением в сфере биомедицины, космическими, информационными технологиями, энергетикой, телекоммуникациями, и здесь мы определили свои приоритеты. Но нам нужно решить, сотрудничество с какими странами даст наибольшую отдачу для развития в России соответствующих технологий и рынков для выхода отечественной высокотехнологичной продукции на региональные и глобальные рынки. Это очень конкретная работа, ее результат легко оценить, в том числе и руководству страны.

Второе - это укрепление институтов российской демократии и гражданского общества. Мы должны способствовать гуманизации социальных систем повсюду в мире и прежде всего у себя дома, естественно, не поступаясь при этом нашими национальными интересами, и где необходимо, очень жестко их отстаивая. Но в целом интересам российской демократии отвечает следование как можно большего числа государств демократическим стандартам в их внутренней политике. Речь, конечно, не идет о вмешательстве во внутренние дела каких-либо стран.

Стандарты демократии не могут быть навязаны в одностороннем порядке, и мы отлично это знаем по собственному опыту, нам их тоже пытаются навязывать. Они должны вырабатываться совместно с учетом мнений всех заинтересованных государств, включая и те государства, где демократия утвердилась совсем недавно, а это наше государство или те государства, где демократия еще пока просто не утвердилась, и все отлично знают, о каких государствах идет речь. Таким совместно выработанным стандартам можно следовать именно без лицемерия и без принуждения, то есть это то, о чем мы договариваемся. Российские посольства, наши представительства должны шире вовлекать мировую интеллектуальную элиту и неправительственные организации в обсуждение этих вопросов на наших дискуссионных площадках, активнее вообще с ними работать". Вот эти-то слова Медведева ввели послов в полную прострацию. "Президент хотя бы понимает, что при нынешнем уровне работающих в МИДе кадров это невозможно?" - прокомментировал затем корреспонденту "РВ" слова главы государства один из представителей России за рубежом.

Видимо, Президент решил пожалеть дипломатов и добавил им еще более выполнимую задачу: "И третий приоритет, который я сейчас назову, - это борьба с организованной преступностью. Понятно, что это вопрос специальных ведомств, но тем не менее существующая система, интернациональная система организованной преступности такова, что и терроризм, и наркоторговля, и незаконная миграция являются по определению международными проблемами. И им, к сожалению, обычно способствует или сопутствует коррупция, что, к сожалению, происходит и у нас в стране. Поэтому это дело всех стран и, соответственно, дело наших внешнеполитических ведомств - нашего МИДа и его представительств".

А дальше речь пошла о конкретных направлениях внешней политики. "Те принципы, на которых стоит наша дипломатия, принципы нашей внешней политики, они, естественно, остаются прежними: мы должны работать прагматично, должны смотреть в разные стороны, исходя из многовекторности современной жизни, должны работать открыто, отказываясь от конфронтации, а иногда и просто снимать шоры, которые могут быть у любого государства и которые, наверное, существуют и у нас, отказываться от стереотипов, во всяком случае. Один из примеров такой работы - это начало совместной работы по преодолению трудного и общего исторического наследия в отношениях с Польшей.

Но нам нужны, я уже об этом говорил, специальные модернизационные альянсы с нашими основными международными партнерами. С кем? Прежде всего с такими странами, как Германия, Франция, Италия, с Евросоюзом в целом, с Соединенными Штатами Америки. Взятый на ростовском саммите "Россия - ЕС" курс партнерства для модернизации предлагает совместную разработку крупных проектов, включая технологическое перевооружение российской промышленности.

Мой недавний визит в Соединенные Штаты, кстати, показал, что сотрудничество в сфере инноваций может быть вполне предметным, а не просто украшением саммита или какой-то досужей идеей. Оно может создавать вполне позитивную повестку дня в отношениях с Соединенными Штатами Америки и может позволить раскрыть и будущий потенциал нашего взаимодействия. А он не должен ограничиваться только сокращением ракет или пикировкой по отдельным региональным конфликтам. Необходимо держать курс на упрочение многосторонних контактов и стимулирование новых инвестиций. И здесь особые возможности, конечно, существуют у нас по линии того партнерства и тех контактов, которые существуют в рамках группы БРИК.

Важной задачей является использование в интересах совершенствования российской экономики потенциала Азиатско-Тихоокеанского региона. На обширном азиатско-тихоокеанском пространстве сосредоточены неисчерпаемые ресурсы, в том числе инвестиционные, научно-технологические, столь необходимые для обеспечения нормальной жизни на нашем Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, для перевода нашей экономики на инновационный путь. При этом политика России в АТР должна быть и впредь направлена на обеспечение безопасности наших восточных рубежей и содействие укреплению здесь мира и стабильности. Опираясь на такие же подходы, мы намерены всячески укреплять наше стратегическое партнерство, включая взаимодействие на международной арене с Китайской Народной Республикой, обеспечивать дальнейшее развитие сотрудничества с Индией, укреплять связи с Японией, с другими странами, включая, естественно, государства АСЕАН".

"Теперь наша внешняя политика подчинена задачам внедрения нанотехнологий, - прокомментировали слушатели на задних рядах. И задались вопросом: - А как же регион СНГ, некогда объявлявшийся приоритетом?" Как будто услышав их, Медведев заявил:

"При всей значимости Запада, Азиатско-Тихоокеанского региона как внешних источников нашей модернизации крайне важным и приоритетным остается наше сотрудничество с партнерами по СНГ. Перед нами стоит задача формирования обширных и взаимодополняющих инновационных пространств, которые должны, кстати, совмещаться с европейскими. Здесь не надо противопоставлять нашу работу с СНГ тем процессам, которые идут на европейском треке, американском треке и азиатско-тихоокеанском.

Создание стимулов для интеграции идет на основе общности модернизационных императивов. С позиции текущего нашего председательства в Содружестве мы стремимся, конечно, использовать и потенциал двусторонних отношений, и возникшего недавно Таможенного союза - это большая, на мой взгляд, победа, несмотря на трудности формирования (я всегда вспоминаю то, что происходило в Европе, это тоже длилось долго и, мягко говоря, не без противоречий) действующей структуры ЕврАзЭС.

Большие возможности в инновационной сфере открывают наши многоплановые связи с партнерами, которые ориентированы на взаимовыгодное сотрудничество, подчеркиваю, на взаимовыгодное сотрудничество. Серьезные перспективы здесь с нашим крупным партнером - с Казахстаном. Новое качество приобретают наши отношения с Украиной, и это особенно отрадно. Курс на конструктивное сотрудничество здесь является реальным достижением последнего времени, и на него работают как общие исторические традиции, так и осознание того, что мы должны заниматься очень близкими вещами сейчас, а именно модернизировать производство нашей экономики".

Один из послов затем обратил внимание корреспондента "РВ" на слова Президента, сказанные им в завершении выступления: "Координирующая роль МИДа, его ответственность сегодня должны быть востребованы как никогда". "Что это - бюрократическая условность или все-таки желание Президента перенести центр принятия внешнеполитических решений из Администрации Президента в МИД России?" - поделился своими размышлениями посол. "Выступление Дмитрия Медведева носило программный характер, и заявленные цели, безусловно, будут реализованы. Но хотелось бы отметить и то, что некоторые выступления послов показали, что они не живут в эпохе, очерченной в своем выступлении Президентом", - прокомментировал корреспонденту "РВ" прошедшее совещание участвовавший в нем председатель правления Института современного развития Игорь Юргенс".