О том, как поднимающие голову младонацисты восполняют дефицит собственной истории, компенсируют несовершенство государственности, проявляют комплексы национальной неполноценности

Эстонский неонацист.

Отвечая на запрос руководителя Всеамериканской еврейской правозащитной организации (NCJ) Ричарда Стоуна в связи с традиционным слетом ветеранов 20-й Эстонской дивизии СС на Синимяэ (недалеко от Нарвы), премьер-министр Эстонии Андрус Ансип заверил, что его "правительство никоим образом не связано с организацией этого мероприятия". Да, на этот раз в слете не принимали участие высшие официальные лица, но чиновники рангом пониже все же возлагали на Синимяэ венки, держали речи. Это - старейшина уезда Ида-Вирумаа Рихо Брейвель и старейшина волости Вайвара Вейкко Лухалайд. Также бросилось в глаза, как в предвкушении дивидендов от нормализации отношений России с Эстонией, местные СМИ скромнее обычного, словно по команде, освещали слет.

Гордые и несчастливые

Объяснение такой понятливой уступчивости и в том, что значимость мероприятий и акций такого рода, как слет ветеранов 20-й Эстонской дивизии СС, зиждется на мифах. Они всячески поддерживаются официальной пропагандой и призваны восполнить дефицит собственной истории, компенсировать несовершенство молодой государственности и комплексы национальной неполноценности. Всем этим страдает недалекая национальная политическая элита, осуществляющая политику, противоречащую интересам народа. А потому, несмотря на заверения премьера, и нынче на слете рядом с символами "Ваффен СС" развевались государственные флаги ЭР, а финансирование организаций, проводивших мероприятие, осуществлялось, так или иначе, и из государственной казны. Есть документы, подтверждающие это.

И что немаловажно, слет ветеранов с каждым годом молодеет и становится все многочисленнее. Все больше скинхедов в армейских сапогах и униформе цвета хаки, в футболках, на которых во всю грудь красуется нацистская символика, нарисованы два флага - эстонский триколор и нацистский стяг. А вот самих ветеранов СС все меньше. "Уже нет практически никого, кто мог бы сказать, что был здесь в то время. Теперь это - уже далекая история", - подтвердил командир Алатагузеской дружины организации самообороны "Кайтселийт" (Kaitseliit) Арно Коду. В том и дело - эта акция уже не слет ветеранов, а ритуальное антироссийское сборище радикал-националистов, среди которых на этот раз были и два парламентария-русофоба.

Но заявление премьера по-своему справедливо: на самом деле его правительство имеет все меньше отношения к происходящему в собственной стране. Вспомним: когда вступали в НАТО, когда вляпались в войну в Ираке и Афганистане, когда решили избавить центр столицы Эстонии от останков советских воинов и памятника Солдату-Освободителю Таллина от немецко-фашистских оккупантов, опросы населения каждый раз свидетельствовали, что большинство эстонцев (эстонцев!) были против воли власти. Увы, эти и многие другие решения от имени народа и вопреки воле народа принимала политэлита по указке из-за рубежа. Итог? По свежим данным Forbes Эстония заняла только 90-место среди государств, граждане которых считают себя счастливыми.

Значит, что-то не так в Эстонском государстве. Вот тут и спасают мифы, внушающие оптимизм на пустом месте. Как не вспомнить, как один из лидеров движения за восстановление независимости Эстонии, эмерит-профессор Тартуского университета Марью Лауристин 20 лет назад призывала народ, быть готовым есть картофельную шелуху ради торжества свободы.

И пусть эти мифы даже самые дурацкие, но они "работают", так как действуют на воспаленное национальное самосознание. Но, кстати, и, потому, еще, что критики мифов трактуют их прямолинейно, без учета национальной ментальности эстонцев, ее элиты.

Мифы эстонской элиты

Долгое время интересы власти обслуживал миф о "советской оккупации". Этот термин присутствует и в законах ЭР. Он вжился в политический лексикон и на Западе. Хотя специалистам ясно, что это - сознательная с политическими целями подмена понятий, все же, по признанию ряда экспертов, никто уже не захочет вернуться к истине. Даже Европейский Суд по правам человека стал применять термин "оккупация", говоря о советском периоде Эстонии.

А истина в том, что СССР осуществил в 1939-1940 годы аннексию, то есть присоединение территории Эстонии к Советскому Союзу. Соль в том, что по международному праву юридические последствия аннексии имеют срок до полувека. То есть после восстановления независимости эстонская элита уже не могла спекулировать термином "аннексия" в политических целях. Потому и вспомнили об "оккупации", последствия которой по международному праву можно муссировать бессрочно. К тому же статус оккупированной страны формально оправдывал выход из Советского Союза.

Все были тому рады, пока не наступил кризис. И тут, как ни чернили в Эстонии советское прошлое, люди нет-нет, да стали по нему ностальгировать. (Несколько лет назад в центре Эстонии состоялся слет эстонцев - владельцев советских автомашин "Волга", что насторожило спецслужбы). Показательно, что прежде всего ценится не уровень жизни, а забытые сегодня справедливость и нравственность, открытость людей и взаимопомощь.

Поразительно, но в СМИ мелькнули сообщения, что и треть населения на территории бывшей ГДР, даже в Молдавии, не отказалась бы сегодня от этой самой "советской оккупации". Любопытное явление, кстати, представляющее, по мнению властей, угрозу общественной стабильности. Да уж, нет ничего опаснее, чем призадумавшийся народ. Снова заговорили и о несоответствии нормам международного права применения термина "оккупация" применительно к советской эпохе. Оккупация предполагает военные действия между двумя странами. Но не воевали друг с другом Эстония и СССР.

И тут бережно поддерживаемый государством пытливый ум смекалистых национал-радикалов создал новый миф - о Второй национальной Освободительной войне. Речь об участии эстонцев в сражениях против Советской Армии в 1941-1944 годы. А что? Сегодня спорить нечего - нас убеждают, что воевали, да как еще!

Совсем недавно на другом слете - "героев Освободительных войн" в Тори (под Пярну) министр обороны ЭР Яак Аавиксоо говорил о важности приравнять участников сражений на немецкой стороне к воевавшим в первую Освободительную войны в 1918-1920 годы. Еще бы. Ее ветераны умерли, нужна замена. Как иначе, вживую, поддерживать патриотизм (читай: антироссийскость) и национальную идею (читай: русофобию)?

В свою очередь идеологи радикального национализма требуют от историков и парламентариев признания факта участия эстонцев во Второй мировой войне на стороне немцев - Второй Освободительной войной. Ясно, против кого. Наиболее ретивые кликушествуют и о Третьей, которая должна приостановить потепление российско-эстонских отношений.

Концы с концами не сходятся

Любой миф должен быть правдоподобным. А потому при обработке массового сознания беззастенчиво используют фальсификацию и медитацию. Так, всячески подчеркивается военная доблесть легионеров 20-й Эстонской дивизии СС, оборонявших возвышенность Синимяэ летом 1944 года. Подчеркивается, что то была уникальная военная операция в ходе Второй мировой войны - тут в течение двух недель с обеих сторон полегло и было ранено 200 тысяч (!) воинов, что в той войне - чуть ли не самые внушительные потери на погонный километр фронта. Больше потерь (якобы 170 тысяч) - у "красных". Вывод: как мы "их" били!

Отсюда и пафос слетов ветеранов, воевавших на стороне Германии. Это ли не пример для молодого поколения геройства и готовности к самопожертвованию эстонского солдата, который в отличие от немцев, а также эсэсовцев из числа валлонов, норвежцев и датчан, также сражавшихся на Синимяэ, защищал от советских оккупантов, большевизма и, естественно, евреев свою родную землю. Конечно, были среди воевавших эстонцев и фанатики, и идейные. Но в целом это - плакатная риторика тех времен.

Дальше - больше. Сегодня, не стесняясь, утверждают, что война шла за независимость Эстонии. Но вот текст с одного из военной поры плакатов: "В общей борьбе - общая победа!". Плечом к плечу стоят эстонский и немецкий солдаты "Ваффен СС"!

В отчете сподручников немцев - массовой эстонской организации самообороны "Омакайтсе" (Omakaitse) за 1941 год сказано, что оккупационные немецкие префектуры и комендатуры в городах Псков и Красное Село полностью укомплектованы эстонцами. И что, эти тоже служили ради независимости Эстонии?!

На самом деле простому эстонцу, превращенному немцами в пушечное мясо, деваться было некуда. И думал он, что естественно, о своей шкуре. И рассуждали они просто: если выживут, то пощады от "русских" не жди. Они не могли рассчитывать на бегство в Швецию и Германию, как это сделали около 100 тысяч представителей сотрудничавшей с немцами эстонской интеллигенции и бизнес-элиты, а также членов их семей: их спасение состоялось как раз благодаря рядовым эстонцам, державшим оборону на Синимяэ.

Нынче эстонская пропаганда трубит о заслуге эстонских парней-эсэсовцев, благодаря которым в эмиграции оказался цвет эстонской нации. Но в 1944 году эстонские коллаборационисты говорили в радиоэфире иное: "Бегство с Родины требует самого решительного осуждения и весь народ вправе предъявить беглецам свой счет".

Сегодня замалчивается также то, что 20-я Эстонская дивизия СС в значительной степени была укомплектована из головорезов-карателей, свирепствовавших в России, Белоруссии, Словакии. Руки таких "борцов за свободу" были по локоть в крови мирных жителей.

Наконец, в советское время свое участие в войне на стороне немцев эстонцы объясняли тем, что проводилась принудительная и тотальная мобилизация. Что в основном соответствует действительности. Этим оправдывали грех сотрудничества с немцами. Это смягчало и наказание, кстати, предусмотренное решениями Нюрнбергского трибунала.

Сегодня - все наоборот. Оказывается, на службу Гитлеру (ему, между прочим, присягали) эстонцы валили добровольно. А как же иначе? Какие они были бы тогда освободители, борцы за независимость Эстонии?

Эстонский реванш в виртуале

Отчего же трезвомыслящие и прагматичные эстонские политики ведут двойную игру? Неужели они слепы и не понимают, хотя бы сегодня, сколь смехотворно воевать за свободу своей страны не только в форме СС, но и просто на стороне гитлеровской Германии, оккупировавшей их страну? Тем не менее, известный эстонский деятель масс-медиа Айнар Рууссаар, выступая 31 июля по местному радио КуКу, осудил посла США в Эстонии, который призвал участников слета ветеранов СС в Синимяэ не восхвалять тоталитарные идеологии. Искреннему возмущению журналиста не было предела: "Когда это наши ветераны СС восхваляли нацизм?" Надо признать, что тут есть своя правда, на которой часто настаивают эстонцы.

И еще деликатный момент. Они умалчивают причину своего лояльного отношения к оккупировавшим Эстонию немцам. К началу войны не прошло и 25 лет, как независимая Эстония лишила ненавистных немецких баронов их мыз и усадеб. И вдруг сюрприз Клио: хозяева вернулись. Вспомнилось старое барское "К ноге!" Возможно, страх и желание угодить хозяину объясняет пристрастие бывших холопов к той же свастике.

И повторяю, когда Эстонию справедливо обвиняют за воспевание геройства эстонцев, воевавших в боевых частях "Ваффен СС" "за независимость", то стоит задуматься, отчего же всегда прагматичные и трезвомыслящие эстонцы в данном случае выставляют себя перед всем миром посмешищем? В чем тут закавыка?

К примеру, прах эстонца, полковника (штандартенфюрера СС) Альфонса Ребане был в 1999 году с невиданными почестями доставлен из Германии в Таллин и опущен в землю на мемориальном кладбище Метсакальмисту. Объяснение простое - Ребане признан одним из наиболее выдающихся эстонцев, воевавших во Второй мировой войне. Он блестяще воевал в России, на Украине, в Германии, принял участие и в боях под Нарвой и Синимяэ. Он 13 раз выводил из окружения крупные подразделения Вермахта, он - единственный эстонец, которого удостоили Рыцарского креста с дубовыми листьями и который вручил ему сам Гитлер.

Чтобы разделить мух от котлет, вспомним тяжкую, полную национального унижения историю эстонского народа. Это - 700 лет иноземного владычества: датского, шведского, немецкого, российского и советского. Это - 600 лет крепостного рабства, и, что в данном случае важно иметь в виду, помещиком был не эстонец, а немецкий барон. Еще это - отсутствие собственного государства, дворянства и офицерства. Это - дефицит опыта, традиций и преемственности управления государством и обществом, тем более многонациональным.

И когда 20 лет назад, будто с неба, на Эстонию снова свалилась независимость, то воцарилась не только эйфория, обнаружилось и отсутствие опыта управления государством. Вот откуда непонятки существования самостоятельной Эстонской Республики, как до войны, но особенно последние 20 лет. (По той же причине аналогичная картина, но в еще худшем варианте, наблюдается в Молдавии и Грузии, на Украине).

В такой комбинации взрывообразное, турбулентное становление государства породило завышенную национальную гордость - спесь. Но вскоре и чудовищный комплекс национальной неполноценности - эстонцы осознали, что у них нет своей, многовековой истории становления собственного государства (в отличие от, тех же, литовцев, для которых восстановление независимости прошло намного гармоничнее). Или возьмем гордость Таллина - средневековый город, основа туристического бизнеса. Но он построен немцами. Ну, а знаменитый университет в Тарту создали шведы и россияне. И так далее. Наконец, эстонцы, никогда, кроме как в Освободительную войну 1918-1920 годов и в XIII веке, когда пришли тевтоны, не воевали за свою независимость.

Поэтому многие видные националисты Эстонии соглашаются с тем, что есть вина эстонцев в том, что они не оказали, как финны в Зимнюю войну 1939-1940 года, сопротивления, не вступили в войну с СССР.

Отсюда и растут ноги эстонского мифа о славном сопротивлении эстонцев Советской Армии и героизации "лесных братьев". Что касается последних, то большинство из них были заурядными бандитами, именуемых нынче партизанами.

То есть желаемое, "чтобы и у нас было как у всех", выдается за реалии. Эдакий, реваншизм в виртуале. Как не вспомнить параллели с Германией после Первой мировой войны. Стимулом для развязывания Второй мировой стало желание нации расквитаться за унижение национального достоинства, жажда реванша за поражение.

Правда с "двойным дном"

Однако все сказанное - не оправдание, а объяснение происходящего. Вот националисты говорят, что ветераны СС - пример подражания за их солдатское мужество. Но тогда отчего предан забвению Герой Советского Союза Арнольд Мери? А как не вспомнить выдающихся военачальников гражданской войны в Советской России после 1917 года, кстати, репрессированных перед Великой Отечественной войной?

Если отбросить политику и идеологию, то и они заслуживают всяческого почитания, как профессиональные военные. Но в Эстонии они - враги народа. И нет в том секрета - все объясняет враждебность нынешней национальной политэлиты к русским и России. Стало быть, на самом деле предпочтение отдается не боевой славе, а то, на чьей стороне кто воевал. Тут-то и падает занавес дутой, приукрашенной эстонской правды.

Признать это перед просвещенной Европой невозможно, отсюда и беспардонное навязывание ей, да и всему миру, переписывание истории Второй мировой войны. И чтобы отстоять свою правду никто уже ничем не гнушается. Упомянутый эстонский журналист Айнар Рууссаар требует легальными методами создать для антифашистов Эстонии "адскую жизнь". Это не попахивает наведением порядка по национальному признаку? Это - не призыв повторить в Эстонии Хрустальную ночь? Зато этого журналиста никогда не заинтересует исчезновение из архивных папок материалов, которые компрометируют "освободителей" - лесных братьев, ветеранов "Ваффен СС", полицаев, карателей, добровольных исполнителей казней по приговорам немецких оккупантов.

Так, доказательства преступлений работавшей под началом немецкого командования и укомплектованного эстонскими "патриотами" диверсионно-разведывательной группы "Эрна" куда-то пропали из... Госархива ЭР. Речь - о кровавых преступлениях этой группы против мирного населения, советских и партийных активистов летом 1941 года.

Или вот депутат Европарламента Сийри Овийр опровергает заявление коллеги из Греции (основание: грек - коммунист), вспомнившего, что во время Второй мировой войны эстонцы убивали евреев. Но это засвидетельствовано документально. Ясно, что в любой семье не без урода, но вот вам еще один миф: эстонец - всегда жертва. Утверждать это можно только с помощью беспардонной лжи.

Наконец, на вооружение взята и демагогия. Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес заявил в канцелярии президента Израиля Шимона Переса: "Два народа - еврейский и эстонский - партнеры, разделившие вместе единый исторический опыт". Это настолько цинично, что израильская политэлита онемела. Недовольство эстонских националистов действиями антифашистов сродни тому, если бы больные обвинили в своих болезнях врачей. А использование политиками Эстонии двойных стандартов, напоминает поведение обиженного ребенка, которого по делу наказали за провинность, но в его, детском, представлении - несправедливо, так как неверно сформулирована его вина.

Что тут показательно: добропорядочный Евросоюз не спешит ставить в угол невоспитанных детишек - новобранцев Союза из Прибалтики, Восточной Европы, например, за откровенную русофобию, осквернение памятников советских воинов, погибших во Вторую мировую войну при освобождении Европы от нацизма. И это только прибавляет наглости националистам всех мастей. Притом, что они прекрасно понимают: публичность их мероприятий, переиздание нацистской литературы, выпуск массовым тиражом календарей с плакатами 1944 года, на которых красуется нацистская символика, склонность эстонских политиков публично эпатировать с использованием нацистской тематики, все это - если не сам нацизм, то всяко - героизация нацизма.

Есть ли нацизм в Эстонии?

Тем удивительнее, что кощунственный эгоистичный тезис, мол, мы не нацисты, а солдаты в форме СС, воевавшие за свою независимость (притом пусть мир погибнет от коричневой чумы), не осуждается в эстонском обществе, в Евросоюзе, на Западе. Там знают и о гитлеровском плане освоения восточных земель "Ост". Известны планы немцев переселить эстонцев в Арктику, на Новую Землю. Но все это, как и документы, свидетельствующие о военных преступлениях эстонцев в ту войну, сознательно и тщательно скрывают от общественности, молодежи.

Например, переведенный еще в довоенном МИД ЭР текст речи Адольфа Гитлера, которую он произнес еще в 1932 году на совещании у будущего нацистского министра сельского хозяйства Дарре (R.W.Darre).

Вот слова человека, которому клялись в верности легионеры 20-й Эстонской дивизии СС и которых превозносит сегодня эстонская пропаганда: "Иначе представляется это в Балтийских государствах. Нам легко германизировать население. Это - корни, которые в расовом смысле нам близки, и которые были бы давно онемечены, если этому не препятствовали бы предрассудки немецких баронов и их социальное чванство. Проблемы с границами, как таковые, меня не интересуют... Не потому, что тут живут немцы, но поскольку мы нуждаемся в этих землях для оформления нашего ядра на западе, так же, как мы нуждаемся в Богемии на юге, в Познани, Западной Пруссии, Силезии и Балтийских государствах на востоке и на севере... Когда Германия будет снова вооружена, то эти маленькие народы сами попросятся в союзники..."

Зная это, связывать ветеранов "Ваффен СС" с независимостью Эстонии - непристойно. Это мистификация собственного народа! Да и смягчающее обстоятельство - ссылки на комплексы национальной неполноценности на этом фоне как-то блекнут. Впрочем, есть одно обстоятельство, которое как ни странно, только укрепляет националистов в их правоте. Это - упрощенное, если не примитивное, толкование российскими СМИ и политиками, а также правозащитниками во всем мире, описанных выше явлений - это эстонский виртуальный реваншизм и комплексы национальной неполноценности.

Их проявления чохом и огульно называют "нацизмом". Это не только оскорбляет эстонцев, но и укрепляет их веру в своей правоте. Потому что, подобно несмышленым деткам, националисты придуриваются и возмущаются, как Айнар Рууссаар, что они не имеют никакого отношения к "классическому" гитлеровскому нацизму, который осудил Нюрнбергский трибунал. Они знать не хотят, что нацизм - не национальное явление, а социально-политическое, а потому возникает там, где имеется схожая с Германией 20-30-х годов прошлого века социально-экономическая почва и общественно-политическая атмосфера.

И потому следует говорить об эстонском варианте неонацизма. Да, сегодня это - подпитывающая вульгарный национализм махровая русофобия с побегами преднацизма. Пронацистский оскал показали и члены республиканской добровольческой организации самообороны "Кайтселийт" (Kaitseliit) в апрельские дни 2007 года - то была гестаповская расправа с возмущенными осквернением праха советских воинов и переносом "Бронзового солдата" жителями Эстонии.

Уже ходят разговоры об эстонских младонацистах, которых вскармливают в Эстонии с ведома государства в различных "закрытых" молодежных военизированных общественных организациях и лагерях. В обществе не принято говорить громко о том, что власть в критический для нее момент рассчитывает воспользоваться услугами отечественных, доморощенных (отнюдь не гитлеровских) штурмовиков.

Сейчас, когда наметилась нормализация отношений между Россией и Эстонией, видно, с каким трудом власти приходится унимать своих наци(оналистов) от демонстрации ими презрения к России и чувства превосходства над местными русскими.