Евросоюз разработал план подключения Туркмении к газопроводу NABUCCO и без делимитации шельфа Каспийского моря, сообщила 5 августа газета "Коммерсант" со ссылкой на агентство Bloomberg. Брюссель подготовил проект документа, который должен стать прототипом соглашения о строительстве Транскаспийского газопровода между Туркменией и Азербайджаном. Отмечается, что российские власти сочли европейскую инициативу абсурдной. МИД РФ считает, что Россия не даст согласия на прокладку Транскаспийского газопровода без делимитации Каспия.

Корреспондент ИА REGNUM Новости решил разобраться в проблеме с помощью независимого эксперта, руководителя азербайджанского Центра нефтяных исследований Ильхама Шабана.

ИА REGNUM Новости: Как, по-вашему, нужно воспринимать Азербайджану предложенный ЕС проект?

В Европе могут хотеть получить транзитом через Азербайджан и 30 и даже 50 миллиардов кубометров туркменского газа. Но зададимся вопросом: отвечает ли это национальным интересам Азербайджана? В настоящее время страна не может реализовывать все излишки газа, остающиеся после удовлетворения собственных нужд. Напомню, что если не считать "Шах-Дениз" (газоконденсатное морское месторождение), добываемое "голубое топливо" с которого идет в Турцию по газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзерум, единственным покупателем азербайджанского газа является Россия в лице "Газпрома".

ИА REGNUM Новости: Но Азербайджан имеет договор на поставки газа в Иран в объеме от 500 миллионов кубометров в год и выше...

Соответствующий азербайджано-иранский договор действительно есть. Но разве Иран начал покупать азербайджанский газ? Та же Турция должна, согласно договору с ней, покупать ежегодно $6,3 млрд. кубометров азербайджанского газа, но приобретает лишь $5 млрд. Таким образом, договор это дело одно, а реальность - другое.

ИА REGNUM Новости: Есть ли, на ваш взгляд другие аргументы в пользу скептического отношения в Баку к новому европейскому проекту, который должен подключить к NABUCCO Турмению?

Конечно. Хотя бы потому, что прокладка транскаспийской трубы связана с экологическими, коммерческими, политическими и даже военными рисками. Возьмем хотя бы первый. К чему Азербайджан должен портить свою экологию ради того, чтобы кто-то в Брюсселе получал туркменский газ? Или, даст ли новая труба ощутимый толчок развитию азербайджанской экономики?

К тому же прокладка указанной трубы, согласно тегеранскому договору, подписанному главами всех пяти прикаспийских государств невозможна и с юридической точки зрения. Азербайджан, равно как и Туркменистан, подписав данный документ, взяли на себя обязательство не проводить никаких магистральных трубопроводов по дну Каспия. С другой стороны, ни Азербайджан, ни Туркменистан не заинтересованы в наличии такого газопровода и не намерены вкладывать в его строительство ни цента.

ИА REGNUM Новости: Чисто гипотетически: какова должна быть пропускная способность транскаспийского трубопровода, чтобы оправдать расходы на его строительство?

Труба не обязательно должна быть большого диаметра и соответственно мощности. Например, по внутренним линиям до магистрального трубопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум можно пропускать по несколько миллиардов кубометров газа в год.

Возвращаясь к предложению Евросоюза, отмечу его странность. 20 июля нынешнего года в Баку побывало руководство итальянской компании Eni во главе с её президентом Паоло Скарони. Они не сказали о возможном строительстве транскаспийского трубопровода ни слова. Напротив, они провели в Баку, как и Ашхабаде презентацию проекта перевозки туркменского газа в столицу Азербайджана четырьмя танкерами, на которых происходило бы сжатие этого вида топлива. Стоимость проекта была оценена в 700 миллионов долларов, 600 миллионов из которых ушло бы на закупку этих танкеров и еще 100 миллионов на создание первичной инфраструктуры. Так можно ежегодно транспортировать 4-5 миллиардов газа. Кстати, идею танкерной перевозки газа по Каспию на время, пока отсутствует статус этого водоема, поддержал на днях и спецпредставитель США по энергетике Евразии Ричард Морнингстар.

Другой момент. Россия не Советский Союз, с которым Запад вел холодную войну. Это тогда правительства европейских стран могли бы выделить из бюджета деньги на строительство обходных трубопроводов. Сейчас нужно доказывать коммерческую привлекательность каждого проекта и привлекать частных инвесторов. Кстати в Министерстве энергетики и промышленности Азербайджана всем обращающимся с различными проектами говорят: создайте рабочую группу, обоснуйте идею, докажите её доходность, укажите риски и если она нам понравится, проведем тендер с вашим участием. Точно также в министерстве реагировали на проект AGRI по танкерной транспортировке азербайджанского газа через Черное море.

Беседовал Рафаэль Мустафаев