Грузинский военный эксперт Георгий Тавдгиридзе считает, что президент Грузии Михаил Саакашвили не является военным преступником, и война в августе 2008 года началась отнюдь не по его вине.

В интервью газете "Вся неделя" (еженедельный выпуск газеты "Резонанси") Тавдгиридзе назвал и четверых главных виновников этой войны. По его мнению, "главными военными преступниками" являются президент и премьер России - Дмитрий Медведев и Владимир Путин, которые создали угрозу начала третьей мировой войны, а также лидеры Южной Осетии и Абхазии - Сергей Багапш и Эдуард Кокойты.

"Вся ответственность лежит на этих четверых лицах. Медведев, Путин, Багапш и Кокойты виновны в этнической чистке грузинского народа", - констатирует эксперт и подчеркивает, что грузинская сторона имеет полное право выявить тех осетин, абхазов или русских, которые совершили преступление перед грузинским народом, арестовать их, осудить и наказать. Тавдгиридзе описывает и планы, которые вынашивала Россия "с целью овладения Грузией". По его версии, датой начала августовской войны следует считать апрель 2008 года, когда Россия ввела на территорию Грузии дополнительные войска и начала восстановление абхазского участка железной дороги.

"Задумка была такой: Россия собиралась провести на территории Абхазии короткую операцию, затем направиться в Гори, перекрыть магистраль Тбилиси-Поти, поделить Грузию на две части, уничтожить оставшиеся без командования на территории Западной Грузии грузинские военные подразделения, а затем едиными силами нанести удар по Тбилиси", - описывает эксперт планы России.

По его словам, своими незаконными действиями в Абхазии весной-летом 2008 года Россия сама осуществила ликвидацию того договора, на основании которого ее подразделения находились на территории Грузии в статусе миротворцев. А правительству Грузии необходимо было провести простые процедуры, чтобы зафиксировать нарушение Россией международного договора.

"Поскольку Россия уже не имела своих миротворческих сил в Цхинвали, то грузинская сторона должна была начать военную операцию, чтобы помешать России в осуществлении задуманного. Это логическая оценка той ситуации, которая сложилась в августе 2008 года в отношении Грузии", - поясняет свою позицию Тавдгиридзе.

Действия правительства Грузии он считает оправданными и заявляет, что с грузинской стороны никаких агрессивных действий не было: Грузия границу с Россией не нарушала, на миротворческие силы не нападала, она лишь начала борьбу с сепаратистами, а это - прямая обязанность любого государства.

"Борьба с Кокойты и подобными ему лицами никаким нарушением прав человека не является. Кокойты преступник, который разжигает межнациональную рознь и возглавляет бандформирования", - заявляет эксперт.

Что касается реакции мирового сообщества, она, по мнению Тавдгиридзе, также вполне объяснима. Россия поставила весь мир перед угрозой начала новой мировой войны, и чтобы не втянуться в этот конфликт и предотвратить новую войну, Европа заняла компромиссную позицию и заявила, что в развязывании войны виновата и Грузия. К сведению руководителя международной комиссии по установлению обстоятельств августовской войны Хайди Тальявини грузинский эксперт заявляет, что наступление (которое осуществила Грузия) тоже является частью оборонной войны, и Тальявини никто не спрашивает, чем стреляют, ракетами или установками "Град".

По мнению Тавдгиридзе, позиция Европы была бы гораздо более справедливой, если бы она заявила, что не смогла уделить должного внимания тому, чтобы не допустить "российской агрессии", если бы взяла на себя ответственность за августовские события, осудила Россию и потребовала от нее немедленно покинуть грузинские территории. "Европа и раньше не смогла предотвратить две мировые войны, и сейчас события на Кавказе развиваются по тому же сценарию. Но в 1939 году Европа все же смогла исключить Россию из Лиги Наций за нападение на Финляндию. То, что произошло тогда в Финляндии, очень похоже на события, развернувшиеся в Грузии", - считает грузинский эксперт.

По его мнению, задача изгнания российского военного контингента с территорий Абхазии и Южной Осетии вполне реальна и осуществима. Для этого "необходимо правильно спланировать военную операцию на профессиональном уровне, военное командование должно быть компетентным, а политическая воля несгибаемой. В этом случае у России не остается никакого шанса на сохранение и увеличение оккупированных территорий".

Эксперт согласен с теми, кто утверждает, что в августе 2008 года в грузинской армии не было профессионалов, которые смогли бы полностью использовать имеющийся у Вооруженных сил потенциал.