Не собиравшийся много лет Круглый стол национальных меньшинств при Президенте Эстонской Республики недавно заменили новым - при общественной Палате Сотрудничества Эстонии (Eesti Koostöö Koda). Создатели этого "стола", теперь национальностей, предусмотрительно сообщают: они не претендуют на единоличное представительство. То есть шило поменяли на мыло. То есть, как и прежде, реально процессом будут управлять в нужном государству направлении с привлечением бюджетных средств и экспертов (специально подобранных нужных представителей "правильных" национальностей), но притом не неся никакой ответственности. Короче, "русский вопрос", как решался, так и будет решаться без русских.

За диалог "слепых" и "глухих"?

С немецкой пунктуальностью обосновывается сверхзадача нового Круглого стола: "Эс­тон­ская Рес­пуб­ли­ка - на­цио­наль­ное го­су­дар­ст­во, но об­щест­во мно­го­на­ци­о­наль­но - 31% жи­те­лей инородцы. Тут про­жи­ва­ют пред­ста­ви­те­ли бо­лее ста на­цио­наль­нос­тей... По дан­ным Де­пар­та­мен­та по­гра­нич­ной служ­бы и по­ли­ции, а так­же Ре­гист­ра на­ро­до­на­се­ле­ния, в стране жи­вут бо­лее 200 ты­сяч граж­дан треть­их стран..." А вот и цель: "Основная задача - развитие диалога со всеми этническими группами..."

Но какой межнациональный диалог, если о них, кстати, постоянных жителях страны, председатель Совета этой самой Палаты Пеэп Мюлс (Peep Mühls) говорит почти, как о гастарбайтерах: "... в усло­ви­ях по­сто­ян­но­го со­кра­ще­ния ра­бо­то­с­по­соб­но­го на­се­ле­ния, все бо­лее су­щест­вен­ным ста­но­вит­ся во­прос при­вле­че­ния на ры­нок тру­да пред­ста­ви­те­лей всех на­ро­дов Эс­то­нии". И еще: "Об­щее ви­де­ние бу­ду­ще­го - вот что долж­но стать ос­но­вой для де­я­тель­нос­ти Круг­ло­го сто­ла на­цио­наль­нос­тей". Красиво закручено! Но какой диалог, если снова обойдена проблема межэтнического равноправия? А это признается даже проправительственной исследовательской фирмой Praxis. Диалог, а не выслушивание инструкций, возможен только между равными партнерами.

И какое еще общее видение, если ментально местные русские лучше эстонцев готовы к европейской интеграции, что доказывали социологи еще в 1990-е годы. А титульная нация, по выражению либерала Бориса Ельцина, еще не "наелась" собственной независимости, отчего и сегодня живет в ауре моноэтнизма, то есть видит и слышит только себя. Интеграторы в Эстонии считают лояльным только такого русского, который разделяет их официальное, но, увы, провинциальное мировоззрение.

Кстати, показательно, как призывающая к диалогу Палата сотрудничества Эстонии на своем интернет-портале относится к русскому языку, то есть к русским. Воспроизводим без исправлений только одну строку с главной страницы: "В области межнациональных отношении и интеграции общеи целю явлеца поддержка развития эстонского общества". Из 16 членов нового Круглого стола русских - трое. Беда не в представительности, а в том, что этих персон 300-тысячное русское население не знает, и они не являются лидерами русского общественного мнения.

Один из этих "русских" представителей - учитель истории, соавтор брошюры "Будущему гражданину Эстонии". В ней молодым русским вбивают ложь о советской "оккупации", хотя в 1940 году состоялась аннексия, последствия которой уже как 20 лет юридически ничтожны. Даже такая "мелочь" - раздувая в русском гимназисте ощущение вины за русификацию, авторы стращают его цифрами - мол, по переписи населения 1989 года в Эстонии жило 475 тысяч русских, хотя речь идет об общем числе всех неэстонцев.

Этот учитель - типичный русский коллаборационист, приспособившийся к моноэтническому государству, но что самое отвратительное - за счет предательства остальных местных русских, оказавшихся за последние 20 лет на низших ступенях социальной лестницы.

Русские - вовсе не русскоязычные

Всегда поражала безнравственность не только националистов, но и подыгрывающих им русских, которые безразличны к тому, что, даже в благополучной эстонской столице, среди молодежи в возрасте до 30 лет эстонцы имеют полутора, даже трехкратное преимущество по показателям трудоустройства, зарплаты, уровню высшего образования, карьерному росту и т.д. И это даже при перфектном владении эстонским языком.

Но что еще любопытно! Если все неэстонцы (1/3 населения страны) в среднем в разы проигрывают эстонцам по основным по жизни показателям, то у русских они не в разы, но почти по всем параметрам на несколько пунктов хуже, чем у остальных нацменьшинств! То есть самое большое и крупное нацменьшинство живет хуже всех! Во внутренней политике давно и сознательно противопоставляются друг другу огромное русское меньшинство (чуть меньше 25% населения страны) и остальные, крохотные национальные меньшинства (вместе - 7%). Это проявляется и в дележе бюджета между национально-культурными обществами по принципу всем сестрам по серьгам, и в создании таких многонациональных культурных и общественных объединений, в которых русскую составляющую сознательно "растворяют" во имя абстрактного интернационализма (типа - все равны).

Национальные меньшинства поняли, что при их малочисленности такая дифференциация сулит им определенные преимущества и выгоды. Уже это подтолкнуло их активнее русских демонстрировать лояльность Эстонскому государству. Да и малочисленность нацменьшинств, отсутствие по соседству с Эстонией родины предков, способствовало более активному, по сравнению с русскими, приспособлению к сегрегационным требованиям властей. Но и для многих русских культуртрегеров - это также означало подлаживание под космополитизм, иначе они не получили бы финансовые подачки от власти, которая контролирует и все финансирующие развитие мультикультурности фонды Евросоюза.

В итоге (за последние два десятилетия) засвидетельствованная и одним из Комитетов ООН изоляция русских от общественно-политической деятельности, их вытеснение на обочину социально-экономической деятельности в стране, привели к тому, что неэстонское общество стало осознавать: в силу разных интересов, а также методов их отстаивания, наконец, из-за реального уровня жизни, оно неоднородно. А именно, делится на собственно русских и русскоязычных, то есть в основном - представителей других национальных меньшинств. Хотя к русскоговорящим жителям Эстонии сегодня можно отнести и многих этнических русских. Это - те бывшие советские люди, которые утеряли свои национальные корни и легко адаптировались к новым условиям, стали менять на эстонский лад свои имена и фамилии, отказываться от русской национальности.

И хотя еще в 1995 году на необходимость деления неэстонцев на русских и русскоязычных указал политолог Борис Сухарев-Круминг, но только после апрельских событий 2007 года русские (не русскоязычные) лидеры стали осознавать, что уже пора постоять собственно за этническое русское меньшинство. А не за "мир во всем мире".

Всем - можно, русским - отказать

Лояльность лидеров-неэстонцев, неразрывно связанная с их приличным доходом, с общественным признанием и госнаградами, не могла не привести к системному обслуживанию целей моноэтнического государства. Это коснулось и СМИ, и образования, и общественной, да любой деятельности русских.

И со временем возникло такое явление - нацмены и продажные русскоязычные русские стали паразитировать на "русском вопросе", то есть они вместе с властью всего лишь имитируют его решение. Они стали удобным пропагандистским инструментом, с помощью которой проводилась и проводится эстонизация не только образования, но и образа мышления, добиваются от русских признания своими эстонских ценностей. Иллюзия тут в том, что русские, которых представляют верноподданные русскоговорящие и нацмены, будто сами хотят того, что им навязывает эстонская власть. Увы, русское население оказалось в западне, что исключило возможность выбора.

Отчего же такое стало возможным? Малочисленные нацменьшинства, всячески подчеркивая свою этническую принадлежность, тем не менее, ничуть не смущали этим эстонские власти и общество, а огромное русское меньшинство, пусть оно играло бы только на балалайках, всегда остается для эстонцев, что бельмо в глазу.

Такой пример. В Таллинской Еврейской гимназии изучаются предметы по программе, составленной министерством образования Израиля. Тут учат иврит, историю, географию, литературу, музыку, традиции. Проводится внеклассная работа, которая строится с учетом эстонского и еврейского календарей, праздников и памятных дат (только по еврейскому календарю их более 10-ти). Но такое никогда не разрешат для русскоязычных гимназий!

Цель моноэтнического Эстонского государства - вымывание национальной сущности и прежде всего из молодого поколения русских, превращения русского населения в безмолвных западных бюргеров-потребителей.

Притом радикал-националисты мечтают через ассимиляцию русских решить еще и острый для эстонцев демографический вопрос. Даже руководитель столичного Французского лицея Лаури Леэзи, кстати, один из самых трезвомыслящих лидеров общественного мнения в Эстонии, без обиняков заявляет, что задача эстонского образования проста: растить из русских - интеллигентов-космополитов.

Этому безумию есть и такое объяснение - небольшим национальным группам достаточно заботиться лишь о сохранении обычаев и традиций своей национальной культуры, русским же, которых так много, этого недостаточно, они хотели бы проводить всяко лояльную, но относительно самостоятельную русскую политику. Но власти не могли, и сегодня не могут, не то что допустить, но даже представить это в самом страшном сне.

Поэтому они и поручают "решение" сугубо русских проблем русскоязычным нацменам и угодливым русским коллаборационистам.

Между тем независимые эксперты уже давно говорят, что русское меньшинство Эстонии, кстати, и из-за своей многочисленности, но и по ряду других параметров (к примеру, соседство России), да и по международному праву могло бы иметь даже территориальную автономию. Ясно, что русские вправе рассчитывать и на национально-культурную автономию, или иной, но особый по сравнению с другими нацменьшинствами статус.

Однако в начале 90-х годов прошлого века, когда уезд Ида-Вирумаа с преобладающим тут русским населением (северо-восток Эстонии с городом Нарва) организовал референдум по вопросу создания национально-территориальной автономии, напуганная власть с помощью юридической казуистики аннулировала такую попытку русских.

Не субъект, а объект общества

Русское население живет сравнительно компактно, но разрозненно, а как национальное меньшинство, не структурирована и община. С "Бронзовой ночью" в 2007 году власть надолго положила конец попыткам русских самостоятельно отстаивать политическими средствами свои (не Москвы, как принято считать) интересы, стать политической силой. Этому есть ряд объективных причин исторического характера, и это - тема отдельного разговора. Но также общеизвестно неумение русских жить за рубежом консолидировано, причем это не зависит от образованности и культурности общины.

Так или иначе, за 20 лет восстановленной независимости Эстонии местное русское население превращено из потенциального субъекта общества и государства, в их объект. В Евросоюзе русских воспринимают, уже даже не как оккупантов и колонистов и их потомков, а как некую социальную группу риска, но только не как этническую. Сексуальным меньшинствам и женщинам в их "гендерной" борьбе даже больше повезло. Все это чревато тем, что в Эстонии растет число желающих принять российское гражданство. Но немало и русских, уже готовых стать отрезанным от России ломтем.

Людей массово охватила безнадега после того, как они убедились в том, что за 20 лет Россия не добилась от Эстонии решения проблем межэтнического неравенства и дискриминации, особенно в политической сфере. Например, это - языковая дискриминация, зафиксированная известной правозащитной организацией "Международная амнистия", эстонизация русскоязычного дошкольного, основного и гимназического образования, ограничение доступа к высшему образованию. Две трети неэстонцев вообще не могут голосовать на парламентских выборах, на местных они же не имеют права выставить себя кандидатами в депутаты. Или взять почти нулевое представительство русских во власти, например, в Таллине, где половина населения - неэстонское, в муниципальных органах власти, они представлены лишь на 10-15%, преимущественно это - технический персонал. И это не отрыжка шовинизма, а статистика.

Далее. Даже такой вполне решаемый на Западе вопрос, как церковная собственность, в Эстонии и сегодня не нашел решения: вся довоенная недвижимость Православной Церкви Эстонии (Московского Патриархата) ей так и не возвращена, а храмы сданы государством церковным общинам за символическую плату, но... в аренду.

Дошло до того, что даже в русскоязычных школах директорами ставят эстонцев, бывает, и без специального образования, но с судимостью... Руководство Русского театра в Таллине - также уже эстонское. В этом не было бы беды, если бы в стране царило межэтническое равноправие, то есть гражданское общество.

Или взять русскоязычные СМИ в Эстонии. Фирмы, которые их содержат, почти все эстонские. А вот главные редакторы чаще всего - представители нацменьшинств, русских можно пересчитать по пальцам. Если же "главред" или журналист русский, то почти каждый из них - это тот самый русскозычный, который, не обязательно интеллигент, но космополит-русофоб - непременно. Любое печатное или интернет-издание, радио-телеканал, которые позволяют себе входить в положение русских, да вообще, увлекается русской тематикой, становится объектом психологического террора и увольнения "слишком русского" сотрудника.

Во властных структурах (министерства, госдепартаменты) русских практически нет. Почти нет их и в финансовых учреждениях. Русский бизнес находится под неусыпным контролем местных СМИ, повышено к нему внимание налоговиков и спецслужб. Это не завуалированный апартеид, сегрегация? В XXI веке!

Русским инициативам - заслон!

Эстонская Полиция безопасности гордится в своих ежегодных отчетах тем, что она успешно разваливает русские политические силы, всякую русскую политику. Да и эстонские партии не отстают: пекутся о пополнении своего электората за счет русских. Эти старания оказались столь успешны, что сегодня в Эстонии не стесняются заявлять, что в русской общине нет людей, с кем можно было бы говорить о проблемах самой русской общины. Например, о судьбе образования на русском языке.

Но это - ложь, например, организация РУШКЭ (Русская школа в Эстонии) во главе с Валерием Канчуковым фундаментально изучила реформирование (эстонизацию) школы и гимназии с русским языком обучения. В области правозащиты - это авторитетный в Евросоюзе Центр информации по правам человека с правозащитником международного класса Алексеем Семеновым. Есть русское Академическое общество, блестящие юристы. Но власть годами их не видит и не слышит, потому что у тех - европейский подход к решению проблем нацменьшинств, а не эстонский (моноэтнический). Например, без какого-либо участия русских Эстонии, а это - 350 тысяч жителей страны с миллионным эстонским населением, в течение десяти лет была незаметно проведена и на сегодня почти завершена задача государственной важности - эстонизация русскоязычного образования. Но эстонские власти политики прославились удушением русскости и на правовом поле. Последнее их достижение - судебный запрет на создание русскими в соответствии с эстонским законом своей национально-культурной автономии (НКА). Мотивировка - ее инициаторы не отличились деятельностью в области культуры.

До этого запрет наложило Министерство культуры во главе с министром Лайне Янес, приложившей руку и к закрытию русской Пушкинской гимназии, старейшей в Тарту гимназии. Показательно, что отказ чиновников опирался на мнения тех самых русскоязычных (не русских!) лидеров общественного мнения. Их аргумент: культурная автономия непременно приведет к раздраю, помешает консолидации русской общины.

За этой "заботой" - политический интерес. Как раз русскоязычные (не русские) деятели Эстонии сплотились сегодня вокруг партнера "Единой России" Центристской партии во главе с Эдгаром Сависааром. На выборах электорат центристов - неэстонское население, абсолютное большинство которых - 85%, составляют русские. Большинство из них социально не защищено. Оно "куплено" социально ориентированной политикой центристов, которые прикрываются демагогией и обманом проводя вместе с националистами тотальную эстонизацию русского населения. Ясно, что его обособление в рамках культурной автономии, чревато потерей голосов избирателей. Вот и весь секрет противодействия властей реализации русскими своей культурной автономии.

А ведь энтузиазм русской интеллигенции пытаются пригасить еще и потому, что юрист Сергей Чуркин разглядел в Законе о НКА законодательную основу, пусть культурного, но самоуправления русской общины, то есть то, чего эстонские власти все 20 лет восстановленной независимости педантично лишали русское население.

Кстати, создать НКА русским в Эстонии отказывали и все предвоенные годы, хотя в основном то были коренные русские и белоэмигранты, а не "красные" пришельцы. Беда не в том, что русских много и они экзистенциально опасны для эстонцев. Она - в массовом национализме общества, еще не до конца повзрослевшего, которому все еще ближе ксенофобия, чем этническая терпимость.

Мировоззренческая нестыковка

Сегодня русским Эстонии не на кого, кроме как себя, рассчитывать в отстаивании своей национальной идентичности - культуры, образования и языка. Прежде всего, из-за Эстонского государства, которое воспринимается русскими, как недобрая "мачеха". Эстония, как любая страна, формально права, настаивая на жесткой лояльности, предполагающей усвоение в совершенстве эстонского языка (keel). Но она требует еще и принятие русскими эстонского умонастроения (meel), признания "советской оккупации" и любви к моноэтническому Эстонскому государству. Так в чем тут нестыковка? С законопослушностью у русских нет никаких проблем, молодое и среднее поколение русских вполне сносно владеет государственным языком. А вот с любовью к государству и мировоззренческой ментальностью - не все так просто.

Эстонцы имеют сравнительно небольшой исторический опыт государственности, отсюда и национальные комплексы. Они отождествляют понятия "государство" и "родина". Для абсолютного большинства русских Эстония стала, если не единственной, то второй после России родиной. И большинство их уважительно относится к Эстонии, ее законам. По-своему, но любит ее - иначе не жили бы тут.

Но вот с любовью к государству - проблемы, тем более, после постыдного "бронзового унижения" в апреле 2007 года. Да и ни в одной Конституции мира не записано, что гражданин страны должен любить свое государство. Быть законопослушным - безусловно. Но любить государство - аппарат насилия? Цивилизованные люди, члены гражданского общества любят родину и свой народ, родных и близких. Это естественное чувство присуще и местным русским. Эстонцы же настаивают на верноподданичестве именно к государству, поскольку для них оно стало реальностью менее ста лет назад.

Еще одна позиция отсутствия ментального взаимопонимания русских и эстонцев - это мировоззренческие ценности эстонского общества. Одна из них вульгарна до неприличия. Даже если принять "советскую оккупацию", то, какое к ней отношение могут иметь местные русские? Но вся эстонская пропаганда построена на том, что русские жители должны нести свой крест и 25 часов в сутки чувствовать вину перед эстонским народом.

Беда и в том, что нынешняя эстонская политическая элита провинциальна, она страдает трайбализмом и русофобией. И это тоже мешает взаимопониманию. Русские больше, чем сами эстонцы, готовы к жизни в многонациональном обществе, к межнациональному равенству. В сущности, сами эстонцы ментально хуже местных русских готовы к европейской интеграции. Это давно доказано социологическими исследованиями.

Кроме эстонской власти тупиком для русских стало безразличие к русскому вопросу в Евросоюзе. Тут занялись бы проблемой только в случае вооруженного конфликта, как это, например, было в сербском Косово и Македонии. Разумеется, русские Прибалтике об этом не помышляют. А потому в Евросоюзе и дальше не будут видеть "русского вопроса".

И Россия для русских Эстонии мачеха?

Наконец, в этом году окончательно рухнули надежды и на Россию. Дело не только в том, что ею взят курс на нормализацию отношений с Эстонией и при этом закрыты глаза на положение русских, на их не только экономическое, но и политическое бесправие. Разочарование и в том, что Россия все откровеннее проповедует и абсолютизирует либеральные ценности, которые подвергаются критике уже даже на самом Западе.

Еще больше обескураживает Россия реальным отношением к нравственным ценностям "Русского мира". Уже 20 лет, принимая дары западной цивилизации и живя по ее нравственным устоям, местные русские с горечью признают, что три ведущих российских федеральных телеканала, вещающих и на Прибалтику, транслируют то же насилие и разврат, всеобщую коммерциализацию и бездуховность. Но этим они сыты по горло и без российских каналов. В чем-то исключение составляет TVCi.

Вообще, не очень понятна концепция, в соответствии с которой российские федеральные телеканалы адаптируют для зарубежного соотечественника. Не понять изменения программных сеток и времени трансляции крайне важных для русских Эстонии передач - впечатление такое, что сама Россия лишает живущего за рубежом русского всей полноты информации о России, даже русского духа.

Возмущение вызывают постоянные объяснения того, почему невозможна трансляция передач телеканала "Культура" в Эстонии. Русским спокойно отвечают: это невозможно по коммерческим соображениям. Они, выходит, важнее "Русского мира".

Русские Эстонии пожимают плечами, когда видят на российских телеканалах очернение собственной истории и отказ от исторической преемственности, а еще - иронию по поводу трагической, но и героической советской эпохи. Их шокирует, когда о своей Родине россияне говорят в третьем лице. Так чего тогда голосить о "Русском мире", когда стремительно и тотально вестернизируется сама Россия?!

Возникает такое ощущение, что торжества по поводу Победы в Великой Отечественной войне были лишь дымовой завесой либерализации всего и вся в России и заменителем национальной идеи, каковой у нее по всему видать, так и нет. Впечатление такое, что Россия поражена потребительством, отбросила секрет своего спасения - духовность. Нынче активно обсуждается возможность спасения зарубежных русских с помощью соотечественного движения. Незаконно избранный в мае Координационный совет российских соотечественников Эстонии (КСРСЭ) подвергнут жесткой и массовой критике, МИД РФ перенес из-за этого региональную конференцию российских соотечественников стран Прибалтики.

Однако есть опасение, что группа активистов-соотечественников, проигравших на весенней конференции, воспользовавшись массовым требованием легитимизации, намерена провести новые выборы КСРСЭ, но по старому образцу, без юридического оформления учреждения этой организации.

Если так и будет, то соотечественное движение будет, как и раньше, обслуживать исключительно бюрократические интересы чиновничества МИД РФ и русская община надолго останется предоставленной самой себе, а, значит, на мели.

Опора на собственные силы

Это тоже порождает уныние у старшего поколения русских Эстонии. Но воля их детей и внуков, родившихся и выросших в Эстонии, не парализована. Новое поколения русских имеет иммунитет на навязываемое моноэтническим государством чувство вины русских перед эстонским народом. Сегодня большинство русских родилось в Эстонии! Они уже не так явно, как их родители, чувствуют себя тут "оказавшимися" или "гостями".

Значительная часть образованной русской молодежи ощущает себя русскими европейцами и эстоноземельцами. И потому она поднимает голову, все отчетливее проявляя недовольство этническим неравноправием. Причем не эмоционально и непрофессионально, как их ущербные родители, а юридически грамотно и прагматически.

При этом сама моноэтническая политика государства толкает русских на объединение по этническому признаку. Грамотная, продвинутая молодежь начинает поднимать голову. В Эстонии с воодушевлением принята идея "Карты русского", обсуждается программа защиты образования на русском языке, ведется подготовка к выборам лидеров русской общины и Русского форума. Наконец, всерьез решено реализовать Русскую национально-культурную автономию, вплоть до обращения в Европейский суд по правам человека.

Но, к сожалению, есть уже и такие молодые русские Эстонии, которые не очень связаны с русской культурой и историей, многие из них не бывали даже в Санкт-Петербурге. Их взоры обращены к Западу с его большими возможностями.

Поэтому в нынешней ситуации потомки русских в Эстонии должны озаботиться тем, как стать европейцами (жить-то приходится в правовом поле Евросоюза), но оставаясь при этом русскими, а значит, полпредами "Русского мира". Иначе их ждет судьба славного славянского племени пруссов, исчезнувшей тысячу лет назад с лица земли (на территории нынешней Калининградской области) под натиском тевтонов.

Сегодня уже больше не на кого надеяться. И потом русские Эстонии должны, заняв "круговую оборону", объединиться по национальному признаку. Причем под понятием "русский" надо иметь в виду не генетическую основу, а добровольное внутреннее признание любым человеком, будь ты хоть эллином, хоть иудеем, своими, то есть родными - и русскую культуру, и русский язык. Местные русские отметают обвинения в шовинизме, так как хотят равных со всеми прав в сохранении своей национальной идентичности. В основе русского единства могут стать три кита русской цивилизации: русский язык, русская культура, образование на русском языке, а внутриобщинного сотрудничества - взаимопонимание, солидарность и взаимопомощь. Девиз: "Опора на собственные силы!"

Удастся ли самостоятельный путь становления? Полной уверенности нет. Мешают не только внешние обстоятельства, но и противоречия внутри самой русской общины. Сейчас декларируется спасение общины центристами при поддержке "Единой России" и российской соотечественной политики прагматизма в отношении с Эстонией. Альтернативой этой сюрреалистической линии на создание из русских добропорядочных космополитов-бюргеров может стать не снятый с повестки дня новый вариант создания русской культурной автономии (РКА) в соответствии с эстонским законодательством.