Армения и Азербайджан перестраховываются у своих стратегических союзников - России и Турции - на случай новой военной кампании из-за неопределенного правового статуса Нагорно-Карабахской Республики. Очевидно, что за текущий год атмосфера недоверия и откровенной враждебности накалилась настолько, что серьезное военное столкновение противников кажется очень даже вероятным, хотя бы из-за "фактора глупости" одной из сторон. В этом отношении особый интерес представляет заявление президента Ильхама Алиева от 6 июля с.г. о том, что он не может дать гарантий неповторения "неприятных событий" на линии фронта, особенно, если "сегодня военного баланса (между сторонами) нет".

На этом фоне 16 августа с.г. Турция и Азербайджан подписали "Договор о стратегическом партнерстве и взаимопомощи", который, по всей видимости, имеет и военную составляющую. Аналогичный договор между Арменией и Россией от 1995г. будет обновлен 19 августа подписями президентов двух стран с уже известными компонентами. Таким образом, Турция и Россия решают две очень важные для себя стратегические задачи. Во-первых, возможная война уже будет протекать по их сценариям (насколько это возможно), и во-вторых, это самое главное, последующие события будут развиваться без ощутимого участия ЕС и США, которые по своей же воле отвели внимание от региона.

В контексте озабоченности Соединенных Штатов и ее союзников проблемами Ирана, Ирака и Афганистана - регион Южного Кавказа остается ареной соперничества только региональных сил. Россия и Турция, фактически, делают все возможное для заполнения того вакуума, который временно образовался с уходом американцев, в том числе и из Грузии. По всей видимости, баланс сил в регионе снова находится под угрозой, посредством активного вовлечения Турции и России и отсутствием реальной третьей силы. В отличие от ситуации 1990-х, сегодня отношения России и Турции заставляют некоторых в Ереване задаваться вопросом о состоятельности и заинтересованности Москвы в предотвращении негативных проявлений политики Турции и Азербайджана на Армению и Нагорный Карабах. И здесь крайне важную роль приобретает позиция Ирана, которая всегда публично балансировала, а на деле всячески содействовала Армении в процессе урегулирования. Напомним, что единственным в мире главой государства, который когда-либо в новейшей истории высказывался в пользу "сильной Армении" остается Махмуд Ахмадинеджад. 20 августа у президента России будет великолепный шанс восполнить этот пробел и сорвать с Армении печально известный и отрицательный по сути лейбл Бориса Грызлова (спикер Госдумы в свое время назвал Армению "форпостом" России). Кстати, другим важным итогом визита может, наконец, стать повышение уровня российского со-председателя межправительственной комиссии до вице-премьера, которую сейчас возглавляет министр транспорта.

На пресс-конференции в Баку 16 августа президент Ильхам Алиев снова предложил свое видение карабахского урегулирования, которое, по сути, предполагает безоговорочную капитуляцию Армении и Нагорного Карабаха со всеми вытекающими последствиями. Сегодня, судя по официальным заявлениям всех вовлеченных сторон, Нагорный Карабах должен найти modus vivendi согласно Хельсинкским принципам, что само собой является нонсенсом. Дело в том, что после 1975 года в этой части мира - от Ванкувера до Владивостока - появились с десяток новых стран из-за распада прежней метрополии, включая Косово и частично признанные квази-государства на территории Грузии. В свою очередь, президент Турции в Баку заявил о неприемлемости "нарушения в какой-либо форме другой страной признанных ООН границ", по всей видимости, на время забывая об оккупации северной части Республики Кипр самой Турцией с 1974 года.

Швейцарский юрист XVIII века Э.де Ваттель (Emerich de Vattel) является одним из авторов теории справедливой войны. В трилогии "Право народов или Принципы естественного права" (The Law of Nations or the Principles of Natural Law, 1758) он детально описывает принципы справедливых и захватнических войн, и пишет, что (региональный) баланс сил служит гарантией независимости каждого государства, а "угроза его нарушения оправдывает превентивную войну". Теория применения упреждающей силы была основным аргументом войны против режима Саддама Хуссейна в 2003 году, а еще раньше - войны Израиля против Египта и Сирии в 1967 году. Постоянно звучащие из уст властей Азербайджана заявлений о готовности поставить точку в мирном процессе и разрешить конфликт силовым путем, несомненно, представляют собой угрозу национальной безопасности Армении и должны официально быть квалифицированы как таковые. До сих пор руководство Армении, явно с целью не накалять обстановку и не провоцировать войну не квалифицировало диверсионные действия и обстрелы на линии фронта, как угрозу своей безопасности. Новые правила и обязанности российского контингента войск дадут Армении больше уверенности в четкой правовой, военной и публичной оценке настоящей ситуации, а также на сбивание карабахской армией БПЛА над линией фронта.

Насколько перестраховщики будут готовы вытолкнуть стороны из опасного пути накаливания ситуации, покажут итоги визита президента России Дмитрия Медведева 19-21 августа. Президент Турции Абдулла Гюль, в свою очередь, в Баку этого не сделал.

Ованнес Никогосян - эксперт Института публичной политики (Ереван)