Интервью ИА REGNUM Новости с независимым азербайджанским политологом Расимом Мусабековым.

ИА REGNUM: Господин Мусабеков, каковы программы минимум и максимум визита Дмитрия Медведева в Армению?

Думаю, что правильно говорить не о программах максимум и минимум, а о видимой, внешней и невидимой, конфиденциальной стороне визита. На поверхности есть подписание соглашения о продлении до 49 лет российской 102 базы в Гюмри и расширении ее функций, с включением защиты интересов не только РФ, но и Армении. Также подписан по существу протокол о намерении российских атомщиков построить новый блок АЭС в Армении, так как открытыми остаются принципиальные вопросы, такие как финансирование (а стоимость может превысить 5 миллиардов долларов), логистики этого проекта и пр. За кадром, думаю, остались серьезные российско-армянские консультации по вопросу карабахского урегулирования, по ситуации вокруг Ирана, а также по Грузии.

Сами по себе подписанные соглашения непосредственно не означают увеличения российского присутствия в регионе и не меняют существующий баланс сил. Продление соглашения по базе нужно Москве, чтобы обеспечить долговременный военно-политический контроль над Арменией. Это соглашение может рассматриваться и как дополнительная гарантия армянам, которые опасаются, что в случае вывода своих вооруженных сил из оккупированных территорий и неурегулированности статуса Нагорного Карабаха, они в будущем могут остаться один на один с многократно усилившимся Азербайджаном. Так это или нет, будет видно, когда в сентябре в Баку совершит визит президент Медведев, а в регион прибудут сопредседатели Минской Группы.

ИА REGNUM: Насколько новые обязательства России перед Арменией затрагивают интересы Азербайджана?

В отличие от Армении, которой по существу, ни в экономическом, ни в стратегическом отношении нечего предложить и заинтересовать Россию, Азербайджан является партнером самостоятельным и платежеспособным, отношения с которым охватывают широкий спектр вопросов, начиная от безопасности на Северном Кавказе и Каспии и кончая энергетикой (нефть и газ), транспортом, взаимных инвестиций и пр.

Напомню, что база в Гюмри не требовала срочного решения о продлении, так как действующий договор оставался в силе еще 10 лет. А срок аренды РЛС в Габала заканчивается через год и в случае, если армяне, опирающиеся на поддержку России, своими чрезмерными притязаниями торпедируют урегулирование карабахского конфликта на основе Мадридских принципов, придется обсуждать не условия продления использования этой РЛС, а график вывода российского персонала. Также придется забыть об открытии коммуникаций через Азербайджан в Армению и далее на Иран и Турцию. Без этого российская база и Армения не будет иметь логистику. Так что в Азербайджане реагируют на визит Медведева в Армению спокойно и ожидают, с чем он прибудет в сентябре в Баку.

ИА REGNUM: В ряде местных СМИ (со ссылкой на заявление политолога Габиля Гусейнли) утверждается что, Азербайджан и Турция ведут переговоры о размещении турецкой базы в Нахичевани. Ваши комментарии...

Я не располагаю конкретной информацией, чтобы подтвердить или опровергнуть подобные сообщения. Однако определенная целесообразность и предпосылки для такого хода событий имеются.

Во-первых, для Турции безопасность Азербайджана, в особенности его неотъемлемой части - Нахичеванской автономии, имеет очень большое значение. На фоне постоянных территориальных притязаний Армении, тревожной ситуации в соседнем Иране дополнительные меры по обеспечению безопасности Нахичевани вовсе не лишние.

Во-вторых, это отрезвляюще подействовало бы на армян и те круги в Москве, которые живут прошлым и вынашивают планы превращения Южного Кавказа в "задворки" России.

В-третьих, это будет справедливым уравновешивающим шагом после демонстративного, не мотивированного ситуацией продления армяно-российского соглашения по военной базе в Гюмри и расширения ее функций в контексте защиты интересов Армении и снабжении ее оружием.

В-четвертых, турецкое военное присутствие освободило бы корпус азербайджанской армии, дислоцированный в Нахичевани от исключительно оборонительных функций и армяне, которые то грозятся нанести удар по трубопроводам и плотине Мингячаурской ГЭС, то в военном раже бредят об ударах по Гяндже и даже Баку, держат на территориях Азербайджана свой оккупационный корпус, будут знать, что их собственная территория не ограждена от возмездия. От Нахичевани до Еревана совсем близко и если армяне думают, что смогут вечно вести войну на азербайджанской территории, а сами от ответных действий надежно ограждены, то пусть призадумаются и поумерят свою самоуверенность и претензии к соседям.

Что касается возможной реакции на это Москвы, Вашингтона и Брюсселя, то Турция уже демонстрировала в контексте Кипра, действий ПКК в Ираке, что когда речь идет о безопасности, то турецкое политическое и военное руководство в состоянии принимать самостоятельные решения. В связи с обострившейся ситуацией в отношении Ирана, США, возможно, даже будет приветствовать военное присутствие Турции в Нахичевани. Не следует оглядываться по этому вопросу на Россию, так как Москва вряд ли советовалась с Турцией, когда принимала решения о размещении своих военных баз в Абхазии и Южной Осетии, или же хотя бы информировала Анкару о намерении продлить срок пребывании своей 102-й военной базы в Гюмри и расширить ее функции. Поэтому обижаться никому ни на кого не стоит.