Американский Фонд Карнеги инициировал проект "Негосударственной рабочей группы по разрешению приднестровского конфликта", целью которой станет укрепление "доверия и понимания" между участниками переговорного процесса в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели). Об этом сообщили 24 августа корреспонденту ИА REGNUM Новости организаторы проекта.

Согласно проекту, участниками "рабочей группы" могут стать представители гражданского общества и неправительственных организаций "всех заинтересованных сторон", т.е. формата "5+2", и, в первую очередь, принимавшие ранее участие в Дартмутской конференции по региональным конфликтам. В качестве последних в проекте упоминаются Збигнев Бжезинский, Гельмут Зонненфельдт, Дэвид Рокфеллер, Джон Кеннет Гелбрэйт, Евгений Примаков, Андрей Козырев, Георгий Арбатов.

Результатом деятельности "рабочей группы" должны стать рекомендации, которые она намерена передать участникам формата "5+2". По существующей практике, результаты работ подобных "рабочих групп" передаются правительству США в качестве аналитической основы его деятельности. В то же время, как стало известно ИА REGNUM Новости, проект неофициально уже получил одобрение МИД России.

По мнению представителей Фонда Карнеги, ситуация в странах-участницах формата "5+2" благоприятствует для такой формы диалога, результатом которого могут стать переговоры на официальном уровне, и одним из таких благоприятных факторов является приверженность России урегулированию конфликта на основе "территориальной целостности" Молдавии. В этом контексте авторы проекта, в частности, утверждают, что в ходе июньской встречи в Берлине президент РФ Дмитрий Медведев и канцлер Германии Ангела Меркель обсуждали возможность трансформации российской миротворческой миссии в международную в обмен на безвизовый режим между Россией и ЕС.

Фонд Карнеги считает, что разрешение молдавско-приднестровского конфликта является "неотложным приоритетом для регионального развития", т.к. его "географическое расположение на восточной границе Молдавии с Украиной тормозит региональную экономическую интеграцию" и "препятствует экономическому процветанию Молдавии", а также представляет "возможную проблему безопасности и экономической стабильности Евросоюза, проблему, которую Евросоюз не может позволить себе проигнорировать" (3 марта 2006 года правительства Молдавии и Украины заключили действующее до сих пор соглашение о новых правилах прохождения грузов через молдавско-украинскую границу, результатом которых стала экономическая блокада Приднестровской Молдавской Республики - прим. ИА REGNUM Новости). При этом авторы отмечают, что "улучшенные отношения между Россией и Америкой после "перезагрузки" также представляют благоприятную возможность для укрепления российско-американских отношений".

Авторы инициативы также полагают, что формирование в результате парламентских выборов 29 июля 2009 года Альянса за европейскую интеграцию "представляет возможность возрождения желания молдавской стороны быть вновь вовлеченной в процесс разрешения конфликта". "Заинтересованность Молдавии заключается отнюдь не в насильственной реинтеграции Приднестровья, а в намерении наладить экономическую и политическую жизнь Молдавии, таким образом вызывая самостоятельное желание у Приднестровья следовать курсу воссоединения с Молдавией", - уверяет Фонд Карнеги. "Такое разрешение вопроса представляет для Молдавии самый оптимальный вариант, ведущий к европейской интеграции, которая невозможна при наличии неразрешенного территориального конфликта", - заключают авторы проекта.