Заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов выступил с категорическим заявлением: "Как представитель министерства, занимающийся вопросами НАТО, могу сказать, что открытие границ между Турцией и Арменией не входит в повестку альянса, и не обсуждался. Это - чья-то спекуляция". Но если учесть, что о возможности открытия границ между Турцией и Арменией во время учений " Армения-2010" широко рассуждают турецкие официальные лица, то возникает вопрос: "Если это действительно спекуляция, то чья? "

Более того, по словам Араза Азимова, в предстоящих учениях "проблема транзита какого-то конвоя в Армению через территорию Турции не рассматривалось". Однако Араз Азимов почему-то проигнорировал то, что эта проблема для Азербайджана распадается как бы на две части: совместное участие Турции и Армении в учениях и возможность технического открытия границ между двумя странами для переброски техники. Что в данном случае считать первичным? Тем более что все происходит буквально вслед за визитом в Баку президента Турции Абдуллы Гюля, когда было подписано соглашение с Азербайджаном о стратегическом партнерстве, которое, как заявляют в Баку, "имеет и некоторые военные аспекты".

Кстати, на эту тему выступил и заведующий отделом международных связей аппарата президента Азербайджана Новруз Мамедов. "Дело в том, что Армения не была государством, тесно сотрудничающим с НАТО, - заявил высокопоставленный азербайджанский чиновник. - Выходит, что эти учения, на которых запланировано совместное участие Турции и Армении, были заранее продуманы и спланированы". Однако Новруз Мамедов, как и замминистра иностранных дел Араз Азимов, всё свел только к вопросу "открытия границ с Арменией". Вот почему подобные громкие декларации со стороны Баку производят странное впечатление.

Положение усугубляется и тем обстоятельством, что и с турецкой стороны по этому поводу следуют противоречивые заявления. С одной стороны, министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу заверяет, что "у азербайджанской стороны нет причин для беспокойства". По его словам, "вопрос открытия границ не стоит на повестке дня и не является предметом обсуждения". В то же время, он утверждает, что "открытие границы с Арменией на время учений НАТО не нанесет вреда национальной безопасности страны", поскольку "учения НАТО носят мирный характер и проводятся для отработки действий во время землетрясений". Ахмет Давутоглу даже подчеркнул, что и Азербайджан будет принимать участие в этих учениях НАТО. Но это сообщение было сразу опровергнуто пресс-службой министерства обороны Азербайджана: "Мы категорически заявляем, что наши военные не примут участия в военных учениях НАТО в Армении".

Вообще, с формальной точки зрения речь идет не об открытии турецко-армянской границы, а пропуске через нее только части военной техники. Однако, как справедливо подметил бакинский политолог Фикрет Садыхов, трудно понять, почему вдруг возникла необходимость проводить учения, связанные с гуманитарными катастрофами и стихийными бедствиями именно в районе армяно-турецкой границы? "Правда, ряд официальных лиц, в том числе министр иностранных дел Турции пытаются заверить нас, что граница даже временно не будет открыта, - отмечает политолог. - Нас пока это полностью не удовлетворяет, не может удовлетворить, потому что мы уже с этим сталкивались. Я помню эти заявления до Цюрихских соглашений, когда они тоже заявляли о том, что граница никогда не будет открыта, а потом были подписаны все-таки эти соглашения".

Все это - признаки серьезного кризиса в азербайджано-турецких отношениях. Его истоки пока не столь очевидны, но связан он всё же с серьезными изменениями в турецкой внешней политике. Действительно - в турецких внешнеполитических кругах, которые не скупятся на публичные солидарные заявления в адрес Азербайджана, на деле не демонстрируют особых намерений идти у него на поводу, вступать в блоковое противостояние с Ереваном и Москвой. Понятно - почему: ведь Турция объективно заинтересована в нормализации отношений с Арменией, поскольку это позволит ей сбалансировать свои позиции в Закавказье, получить возможности для широкого политического маневра и в отношении Ирана. Ставка только на так называемый тюркский союз подрывает позиции Турции и в масштабах всего Ближнего Востока. Не случайно Анкара была обеспокоена заявлением вице-президента Ирана, директора Агентства по туризму и культурному наследию Гамида Багаи о том, что в Османской Турции был осуществлен "Геноцид армян". Как сообщила в этой связи газета Milliyet, министр иностранных дел Турции Ахмед Давутоглу обратился по этому вопросу за разъяснениями к главе МИД Ирана Манучехру Моттаки.

Но, как нам представляется, нельзя считать случайным хронологическое совпадение некоторых любопытных фактов. Дело в том, что во время недавнего посещения США турецкой делегацией во главе с советником МИД Турции Феридуном Синирлиоглу Белый Дом дал понять, что все свои требования, особенно касающиеся военной сферы, Турция впредь должна будет обсуждать с представителями Конгресса США, которые не сняли с повестки дня резолюцию о Геноциде армян. К тому же турецкий телеканал ТRT со ссылкой на дипломатические источники, сообщил о факте объединения усилий в Конгрессе против Турции армянских, греческих и еврейских лоббистов. То есть Вашингтон - в отличие от прежних времен - загоняет Анкару в политический предбанник, лишая ее былых приоритетных партнерских отношений. В этой связи в Баку опасаются не столько прецедента открытия турецко-армянской границы, сколько возможности реанимации цюрихского процесса, предусматривающего нормализацию отношений между Анкарой и Ереваном.

На 9 сентября на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН намечено голосование по проекту резолюции "Соблюдение норм международного гуманитарного права и международных стандартов в сфере прав человека на оккупированных территориях Азербайджана". Баку намерен добиться принятия ООН еще одной резолюции, в которой Армения должна быть указана в качестве агрессора, хотя ранее принятые 4 практически аналогичные резолюции ООН ничего не изменили в карабахском урегулировании. Но при любом исходе голосования по этой резолюции учения НАТО, начинающиеся 11 сентября с участием Турции и Армении, будут выглядеть многозначительными и вызывающими для Азербайджана. Для него наступает момент истины.