Вице-мэр Таллина, центристка Яна Тоом (Литвинова) сделала скандальное заявление: "Уничтожение русских школ - сознательная политика эстонского государства". Но лидеры общественного мнения русской общины видят в этом трюк начавшейся избирательной кампании в Эстонии. Весной - выборы в парламент. Правящие партии не остались в долгу. По их заявлению в полицию, сразу после такой предвыборной "бомбы", объявили, что по Закону о борьбе с коррупцией имел место конфликт интересов, когда также член Центристской партии, депутат столичного Горсобрания Маргарита Черногорова голосовала за утверждение вице-мэром своей дочери... Яны Тоом.

Русские - разменная монета эстонской политики

С годами все очевиднее, что после того, как русские партии потеряли в парламенте всякое представительство, темой выяснения отношений эстонских партий стал русский электорат, а также спекуляции на "русском вопросе".

С одной стороны это - надолго засевшие в парламенте либералы и националисты, с другой - противостоящие им в оппозиции центристы, кстати, не менее основательно "оккупировавшие" муниципалитеты в Таллине и на северо-востоке (тут преобладает русское население страны).

Одним это гарантирует голоса эстонцев, другим - русских избирателей. Так было и с защитой памятника Солдату-Освободителю перед предыдущими парламентскими выборами в 2007 году. Тогда председатель правительства Андрус Ансип и его Реформистская партия неприкрыто спланировали межнациональное противостояние.

Это позволило либералам привлечь на свою сторону огромное число избирателей - сторонников партии националистов IRL Марта Лаара. Центристы же, несмотря на имитацию защиты "Бронзового солдата", приманили многих русских избирателей.

Поскольку сегодня Россия взяла курс на одобренный Западом прагматизм в отношениях со странами Прибалтики, то поддержка Центристской партией (партнера "Единой России") нормализации отношений с Россией открыто уже не подлежит публичному осмеянию и не подвергается улюлюканью в СМИ. Центр тяжести предвыборной риторики сместился с антироссийскости на русофобию, на противодействие активизации русской общины в попытках самоорганизоваться.

Выборы 2011: диспозиции ведущих партий страны

Сегодня в этом еще позволяют себе упражняться "истинные" патриоты из партии националистов IRL Марта Лаара, солидно представленной в коалиционном правительстве. 23 августа - в священный для национал-радикалов день, они отмечали ритуальную дату подписания в 1939 году секретных протоколов к пакту Молотова-Риббентропа. В митинге приняли участие два министра-националиста Яак Аавиксоо (обороны) и Тынис Лукас (образования), а также Тунне Келам - депутат от партии IRL в Европарламенте.

Только в последний момент ультра-националист Юри Лийм, обещавший в свое время взорвать "Бронзового солдата", сумел-таки предотвратить исполнение патриотической песни (Truudusevanne Isamaale), сочиненной его "товарищем" Юри Бёмом. В этой, уже размещенной в Youtube клятве Отечеству, есть призыв (буквально!) убивать русских.

Для реформистов козырем предвыборной борьбы стала замена с Нового года национальной валюты (кроны) на евро, как символа безвозвратного ухода в лоно Запада. Поэтому они всячески доказывают народу, что не будет никакого повышения цен в связи с отказом от вожделенной еще 20 лет назад эстонской кроны. Наоборот, народ традиционно убеждают в новом экономическом буме, хотя эксперты в самой Эстонии и за рубежом, предрекают застой еще на несколько лет. Известный российский экономист Михаил Делягин дал недавно такой диагноз: "Интеграция Прибалтики в ЕС не удалась, придется вспомнить о России".

А потому для центристов, которые делают ставку на улучшение отношений с Россией, казалось бы, наступила золотая пора. Нормализация отношений с Россией - налицо. Обещанный отказ России от транзита грузов на Запад через эстонские порты, снова набирает обороты. Деятели культуры двух стран расшаркиваются друг перед другом. На федеральных каналах российского телевидения Эстония из "гадкого утенка" превратилась в сказочную страну - эталон образа жизни для создаваемого в России "отечественного" сословия аполитичных, воспевающих достаток и развлечения бездуховных бюргеров.

У врагов центристов будто бы подрезаны крылья. Поэтому команда Эдгара Сависаара перешла в контрнаступление. Хотя в прошлом году они критиковали переход на евро, а в начале этого его одобрили, теперь, перед выборами, они снова стали публично осуждать реформистскую агитку об "эстонской мечте" - евро. Всем вдалбливают, что, так или иначе, с евро придет тотальный рост цен. Аргумент? Так было с теми, кто принял евро.

Русским вечно быть в фарватере центристов?

Но какой интерес в предстоящих выборах у русских жителей Эстонии? Уже не один год государственная пропаганда открыто, а Полиция безопасности своими "зазеркальными" действиями содействовали маргинализации русских партий, сталкивали их лбами. В итоге они стали столь беспомощными, что поддержка избирателей сошла почти на нет.

Из эстонских партий для русского обывателя предпочтительнее всего влиятельная Центристская партия. Про нее так и говорят: "из всех зол меньшее". Дошло до того, что на последних местных выборах подавляющая часть участвовавших в голосовании русских избирателей отдала голоса партии Эдгара Сависаара. Правда этому содействовала и мощная поддержка из России, а также моральное подавление русских политиков и их избирательных союзов с помощью тотальной телерекламы (по сниженным расценкам) центристов по федеральным каналам. Более других - по "Первому" и ТVCi.

Дальше - больше. Уже полгода влиятельные круги российского бизнеса успешно подавляют политическую волю своего, родного вроде, государства, которое до недавнего времени худо-бедно, но защищало попранную в политических правах местное русское население (2/3 ее и сегодня не имеет избирательного права на выборах в парламент).

Но оправдана ли такая поддержка центристов? Да, на местном уровне ими цель достигнута. Победа осенью 2009 года была столь внушительной, что находящиеся у руля государственной машины реформисты и национал-радикалы, сделали хорошую мину при плохой игре: они одобрили (а куда денешься?) победу Сависаара за то, что тому удалось политически "обэстонить" русского избирателя и обнулить всякую самостоятельную политику русских в Эстонии.

И потому также Москва сделала свои выводы. Это - одна из объективных причин нормализации Россией межгосударственных отношений с Эстонией. Но вот центристы кормят Москву уже и заверениями о победе на парламентских выборах весной 2011 года. Но так ли это?

Правит бал национал-либеральная элита

После успеха центристов на муниципальных выборах их надежды командовать парадом на Вышгороде (тут расположены парламент и правительство), да еще на фоне экономического кризиса, были обнадеживающими. А сегодня?

Проправительственная пропаганда открыто говорит об отсутствии у центристов шансов создать свое и даже коалиционное правительство после мартовских выборов 2011 года. Лидер национал-радикалов Март Лаар твердо заявил, что Сависаару ни в каком варианте не быть главой правительства. Не отстает премьер-министр, Андрус Ансип - ему, мол, после 2007 года с Эдгаром Сависааром говорить не о чем. Не обнадеживают центристов и ведущие политологи, например, Рейн Тоомла из Тартуского университета.

И впрямь, выручить центристов может только чудо - тот же социально-экономический коллапс. Да и вообще, шансы у центристов и раньше были скорее теоретические. О том, чтобы создать правительство со своими союзниками - социал-демократами и Народным союзом (они - те же центристы, только на селе) мечтать не приходилось даже год назад. Вместе эти три партии собрали в ходе выборов в Европарламент летом 2009 года около 42% голосов. Тем не менее, для подстраховки, соперники центристов перессорили их союзников - интригами развалили Народный Союз и ослабили социал-демократов.

Реальная цель самих центристов - опередить всех соперников. По опросам населения до "бронзовых событий" они опережали по популярности все другие партии. Наверное, и потому тоже, "Единая Россия" поставила на центристов.

Но в последнее время партия Сависаара стала отставать от реформистов, и последний опрос зафиксировал преимущество партии Ансипа уже более чем на 10%! Эффект евро!

Это значит, что у лидера центристов нет шанса получить президентский мандат на формирование даже коалиционного правительства. Также очевидно, что не пригласят Эдгара Сависаара в новое правительство и его сегодняшние оппоненты.

Уже ясно, что президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес намерен сохранить свой пост на второй срок. Это значит, что правящая много лет либерально-националистическая элита, крепко засевшая с помощью Запада во власти, не допустит к ней ни одну партию с социально-ориентированной политикой, а также ратующую за реальную нормализацию отношений с Россией и тем более за межэтническое равноправие внутри Эстонии.

Впрочем, в ответ в интернете запущена оценка некоего эксперта по коммуникации Янека Мягги, который уверен, что "позиция Центристской партии явно сильнее, чем это следует из таблицы популярности фракций, и сотрудничать с ней готовы все партии". Баш на баш.

Зачем русским менять шило на мыло?

Вот и спрашивается, какой резон русским политикам и пусть даже их маргинальным партиям, "якшаться" с центристами? Тем более, те долгие годы лишь имитируют решение русского вопроса и только желают нормальных отношений. Надо признать, центристы реже других используют в пропаганде русофобию, а потому им удается "заземлять" всплески недовольства русского населения. Доброе слово не только кошке приятно.

На деле же, центристы не только не противодействуют, но всегда сами участвовали, и участвуют сегодня, в укреплении моноэтнического государства.

Взять применение русского языка. По закону его можно использовать параллельно с эстонским в качестве языка делопроизводства на территориях, где неэстонцев больше половины населения. Нарва - один из таких городов, эстонцев тут живет всего 2%. У власти здесь - центристы, многие годы управляющие городом единолично. Но пробить предусмотренное законом языковое послабление центристы "почему-то" не могут.

Или представительство неэстонцев в столичном Городском собрании. Уже более 15 лет в Таллине, для административных частей города, в которых преимущественно живут русские и представители других нацменьшинств, на выборах в столичный "парламент" установлена квота, по которой в городской "парламент" избирается в разы меньше депутатов, чем из "чисто" эстонских и малочисленных частей города. Это - нарушение демократических основ избирательной системы, но центристы, время от времени поднимающие этот вопрос, вспоминают о нем лишь в силу политической конъюнктуры!

Далее. Обвиняя государство в ликвидации русского образования, центристы на деле заигрывают с политически бесправным и экономически забитым русским обывателем, манипулируют им. Так, критикуя национал-радикалов, сами центристы не только потворствовали, но активно участвовали в переводе русских гимназий на преподавание пяти предметов на эстонском языке. Поскольку в будущем учебном году это составит 60% объема всего школьной программы, то учебные заведения автоматически станут по Закону ЭР "Об основной школе и гимназии" эстонскими гимназиями.

И хотя по тому же закону местная власть, а она в руках центристов, имеет право поддержать предложение попечительских советов школ и гимназий вести обучение на русском языке (это позволяет статья 21 названного закона), партия Сависаара ограничивается общими фразами о защите русского образования, уходя от решения проблемы по существу. Подтверждение - упомянутая в самом начале вице-мэр Таллина Яна Тоом. Она даже не обещала что-то исправить. Это двуличие многие русские ощущают своей кожей. Они и русскоязычные жители - это каждый третий эстоноземелец, причем в Таллине их - половина, на северо-востоке страны - 60-98% населения.

Может ли русская партия попасть в Рийгикогу?

А что же русские? Принято считать и об этом трубят все СМИ, причем особенно усердствует лояльная моноэтническому государству русскоязычная пресса (не русская, а для русских, как метко подмечает публицист Михаил Петров), что русские партии изжили себя, что у русских нет самостоятельных лидеров, с кем можно вести серьезный диалог.

Последнее особенно умиляет. Отчего же, радуясь тому, что русское население массово голосует за Центристскую партию, то есть приняло эстонскую партийно-политическую систему, то есть на деле выказало лояльность государству, те же центристы никак не выберут из числа "своих русских" лидеров общественного мнения неэстонцев? Ответ прост: на съездах тех же центристов русских в правление партии не избирают!

Отдельные "экземпляры" русских нужны даже центристам лишь в представительных органах власти, да и то в качестве "манекенов". Это что-то вроде индейских резерваций в США. Такие депутаты ничего не решают, с ними не считаются. Этнодемократия!

После жесткой расправы над участниками "бронзовых ночей" в апреле 2007 года говорили, что поскольку народ запугали донельзя, защита "Солдата" стала последней попыткой русских Эстонии отстаивать свои права политическим путем.

Скоро уже десять лет, как русское население потеряло самостоятельное национальное представительство в эстонском парламенте. Такой "оазис" сохранился лишь в одном самоуправлении - в городе-сателлите Таллина - Маарду.

Так, на самом ли деле самостоятельной "русской политики в Эстонии больше нет", как заявил год назад руководитель Центра информации по правам человека Алексей Семенов, последним из русских общественных деятелей взявший сторону центристов?

На последних выборах в Рийгикогу в 2007 году Конституционная партия (бывшая русскоязычная Объединенная народная партия) набрала 1% голосов. Примкнувшая впоследствии к "конституционникам", и тут же обрусевшая, Левая партия собрала 0,1%, Русская партия - 0,2%. Вместе это - около 7 тысяч голосов. На всю Эстонию!

В сумме - жалкие 1,3% на 150 тысяч неэстонцев - граждан ЭР. Кстати, это - лишь 1/6 всего электората, поскольку правом голоса обладает только каждый третий неэстонец. Все так, но через два года на евровыборах, в 2009 году, русские политики и партии суммарно набрали почти в два раза больше голосов - более 12 тысяч и это составило уже 3% от числа проголосовавших. Мал рост, но, все же, рост. Причем в Ида-Вирумаа, где положение русских особенно трудное, поддержка выросла в три раза! Все ли потеряно?

Русские партии: объединяться - не объединяться...

Сегодня на плаву остались две русские партии - Объединенная Левая партия (недавно еще Конституционная) и Русская партия Эстонии. Если они пойдут на выборы раздельно, то о преодолении пятипроцентного порога можно забыть. Значит, перво-наперво надо договориться: по списку, какой партии идти на парламентские выборы? Логично, что тот, кто отказывается от своего партийного списка, и включит своих кандидатов в список другой русской партии, должен получить какие-то выгоды.

Удастся ли это? Сомнений больше, чем уверенности. Осенью прошлого года обе партии, понимая, что их партийные избирательные списки обречены на провал, тем не менее, предали идею создания в разных городах Эстонии единых русских избирательных списков с одноименным названием-приставкой "Русский центр". Последнее, безусловно, обнадежило бы русских жителей, они поверили бы: есть силы, стремящиеся к единству!

А в итоге Объединенная Левая и Русская партии вместе набрали в 400-тысячном Таллине пятьсот (?!) голосов. Хотя за полгода до этого, летом на евровыборах, обе русские партии и другие русские политики собрали в столице в 10 раз больше!

Есть сведения, что переговоры уже ведутся. И, наверное, как и осенью 2009 года Русская партия объявит свой список открытым, но Левая, которая набирает, хотя и тоже мало, но в несколько раз больше голосов, чем Русская партия, предложит той присоединиться к ним. Финал прогнозируем - на выборы обе партии пойдут раздельно.

Между тем, у каждой есть, что обещать избирателю. "Левые" могут сыграть на трудном социально-экономическом положении русского населения, среди которых безработица в разы выше, чем среди эстонцев. У Русской партии свой козырь - отвергаемая властями и примкнувшими к центристам русскоязычными политиками идея создания в соответствии с действующим эстонским законом Русской культурной автономии, которая предполагает самоуправление, чего так не хватает русской общине.

Всего 2% - "цена" русских политиков Эстонии?

Русская община не располагает достаточной для формирования самодостаточной общины прослойкой интеллигенции и бизнесменов. Это - главная и объективная, после активнейших стараний самого государства разрушить русское единство, причина собственных неудач и промахов русских в эстонской политике.

Но тем непонятнее и обиднее старая болезнь русских политиков и партий - брезгливость к работе с людьми. Даже пикеты для партийных "бонз" - нечто плебейское. Потому партийцы и сейчас наблюдают со стороны, как в порядке самоинициативы идет подготовка к уличным выборам представителей Русской общины, а также к Русскому форуму Эстонии. С их закоперщиками не посчитали нужным даже встречаться.

Наконец, обе партии могли бы поддержать только что спонтанно возникшее и обещающее стать массовым движение родителей русских школ и гимназий. Оно могло бы заставить находящихся у власти в муниципалитетах центристов поддержать эту инициативу.

Но и тут русские партии пассивны. Зато инициативны центристы, которые, как и в случае с народным движением "Ночной дозор", уже берут под контроль очередную гражданскую акцию русских, чтобы использовать ее под выборы, а после них - забыть о ней. Так было и с обещанием центристов перед выборами 2006 года отстоять "Бронзового солдата".

Активист одной из партии обмолвился, что их цель - одолеть 2% рубеж, что гарантирует скромное, но, все же, гарантированное финансирование партии государством. Такая скромность и откровенная лень русских партийцев подтверждает расхожее мнение о том, что для них участие в выборах - это повод получить деньги от спонсоров, а после заведомого поражения клеймить виновных, разумеется, на стороне.

Наступит ли к весне перелом? Времени - в обрез.