В последние годы все чаще вставал вопрос о необходимости создания органа исполнительной власти, который бы отвечал за координацию российских усилий в СНГ. В мае 2008 года было создано Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), активно оно начало действовать осенью того же года.

Россотрудничество подходит ко второй годовщине своей деятельности и можно уже делать некоторые выводы о результатах его деятельности. Как представляется, выводы эти будут неутешительные.

Анализ результатов деятельности лучше всего провести по блокам вопросов, закрепленных за Федеральным Агентством.

Прежде всего, блок экономических вопросов.

За этот блок в Россотрудничестве отвечает Игорь Морозов. Фигура весьма интересная. По циркулирующей в экспертной среде и в МИД России информации, Морозов был назначен на должность заместителя руководителя Россотрудничества по протекции главы Исполкома СНГ Сергея Лебедева. До этого Морозов вопросами СНГ никогда профессионально не занимался. Правда, летом 2007 в момент роспуска Верховной Рады Украины Виктором Ющенко Морозов выдвинул весьма странную идею о своем посредничестве в примирении Виктора Ющенко, Юлии Тимошенко и Виктора Януковича. Чего хотел добиться Морозов, до сих пор непонятно, однако его инициатива, по сообщению ряда СМИ, вызвала крайне негативную реакцию Сергея Миронова - партийного босса Игоря Морозова.

Морозов запомнился общественности и экспертному сообществу скандальным участием в выборах губернатора Рязанской области и обвинениями в адрес своего соперника по выборам, бывшего командующего ВДВ Георгия Шпака. В суде обвинения в адрес Шпака Морозов доказать не смог и выборы проиграл. Будучи депутатом Государственной Думы, Морозов отметился крайне высокой активностью в составлении депутатских запросов. Причем несколько запросов в органы прокуратуры имели целью прекращения расследования "дела бизнесмена Рожецкина". Не вдаваясь в особые подробности, надо сказать только, что столичная прокуратура возбудила против этого бизнесмена уголовное дело по факту мошенничества.

Рожецкин в деле отметился тем, что невероятным образом умудрился получить почти полсотни миллионов долларов у бермудского оффшора IPOC за 25% "Мегафона", но при этом акции отдал не покупателю, заплатившему деньги, а структурам, тесно связанным с "Альфа-групп". Став замруководителя Россотрудничества, Морозов стал претендовать на роль эксперта в вопросах экономической интеграции на постсоветском пространстве. Однако способ для этого был выбран весьма странный: Игорь Морозов решил негласным способом получить наработки других министерств и академических институтов по этой проблематике. Так, соискателям работы в Россострудничестве в качестве условия поступления на службу было предложено представить Морозову интересующие его материалы.

Основное поле приложений Росострудничества в экономической сфере - инновационное развитие. Звучит, безусловно, красиво и актуально. Однако при ближайшем рассмотрении видны явные признаки вторичности и дублирования уже существующих структур и проектов.

Федеральное агентство выступает заказчиком-координатором программы инновационного развития СНГ до 2020. Этим обстоятельством ФА чрезвычайно гордится. Однако на постсоветском пространстве уже есть структура, занимающаяся инновационным развитием. Это - центр высоких технологий ЕврАзЭс. По информации секретариата ЕврАзЭс, цели и задачи Центра высоких технологий:

- содействие разработке и реализации согласованной инновационной политики государств - участников центра;

- координация работ по созданию Евразийской инновационной системы и развитию инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности в государствах, участвующих в создании и деятельности центра;

- организация совместной разработки и реализации научно-технических программ и инновационных проектов участников центра;

- содействие созданию механизмов финансирования инновационных программ и проектов и создание условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу.

Деятельность центра будет осуществляться за счет расширения возможностей национальных инновационных систем на основе интеграции научно-технического и промышленно-технологического потенциала, развития кооперации, гармонизации законодательства в сфере инновационной деятельности. Центром была разработана Концепция Евразийской инновационной системы, которая утверждена решением Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав правительств) 11 декабря 2009 года. Ее реализация заложена в план мероприятий центра на 2010 год, который был принят на совместном заседании Наблюдательного совета и совета директоров центра в январе 2010 года. Всего было заявлено свыше 150 проектов, 68 из них - отобрано, а 12 проектов из всех стран-участниц центра уже представлено к рассмотрению. Принимая во внимание важность работы, связанной с формированием межгосударственных инновационных проектов, проведением их всесторонней экспертизы, совет директоров разрабатывает Положение о порядке формирования и реализации инновационных проектов ЕврАзЭС. Центр приступил к формированию экспертных советов, комитетов и комиссий, в состав которых войдут ученые, представители национальных академий наук, национальных университетов, а также представители бизнеса. Как видно, центр высоких технологий ЕврАзЭС, несмотря на все трудности становления, приступил к конкретной работе. Украина участвует в работе центра на правах наблюдателя.

Стоит также отметить, что в СНГ уже принималась схожая программа инновационного развития на 2001-2005 годы. Она тихо ушла в небытие и сейчас ее хотят реанимировать и представить как новый подход в реформировании Содружества. Безусловно, возникает вопрос: может ли Россия в период достаточно серьезного бюджетного дефицита позволить себе финансировать ненужные ей проекты, даже если они имеют очень красивые названия? Россотрудничество до сих пор так и не представило экспертному сообществу свой проект программы инновационного развития, заменяя конкретные вопросы общими лозунгами о важности инноваций для СНГ.

Блок вопросов приграничного сотрудничества в Содружестве.

Судя по всему, Россорудничество этот блок вообще не интересует, а ведь основной объем торгово-экономического сотрудничества на территории Содружества приходится именно на пограничное / межрегиональное сотрудничество.

Блок аналитической работы.

Уровень аналитической и прогностической работы ФА вообще не выдерживает никакой критики. Уход из Россотрудничества Евгения Кожокина, пожалуй, единственного человека в руководстве ФА, который профессионально знал вопросы СНГ (несмотря на спорность некоторых его высказываний), делают перспективы ведомства в этой области совсем безрадостными.

Высказывание Т.C. Мишуковской, главы управления гуманитарного сотрудничества - '' нам аналитики не нужны, нужны исполнители''- многое объясняет. На все запросы, как ее высказывание соотносится с позицией президента Медведева ''необходим глубокий аналитический подход к событиям, прогнозирование тенденций развития как двусторонних, так и многосторонних отношений", Мишуковская хранит молчание. К сожалению, при такой кадровой политике ждать реальных прорывов в российской политике в СНГ сложно. Вообще Татьяна Мишуковская не первый раз отличается оригинальностью своей позиции. Много вопросов вызывало ее поведение во время сноса памятников Русского мира в Ташкенте. Стоит отметить, что до назначения директором управления гуманитарного сотрудничества Россотрудничества Мишуковская возглавляла представительство тогда еще Росзарубежцентра в Узбекистане.

Как написали в открытом письме организации соотечественников Узбекистана, ''с приветствиями к Русскому культурному центру и российским соотечественникам обратилась начальник управления Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству России Т.С.Мишуковская". 21 ноября российским посольством и представительством Россотрудничества был дан прием в честь пятнадцатилетия образования РКЦУ. На всех этих мероприятиях, проходивших в буквальном смысле под гул бульдозеров, не прозвучало ни слова (!) в защиту памятников Русского Мира. В ночь с 21 на 22 ноября в Ташкенте был демонтирован, разрезан на части и вывезен в неизвестном направлении памятник Защитнику Родины в виде советского солдата, расположенный перед зданием музея вооруженных сил Узбекистана (ранее музей Туркестанского военного округа). Вместе с ним был уничтожен Парк Боевой Славы: демонтированы и вывезены все украшавшие его бюсты узбекистанцев-Героев Советского Союза, военная техника периода Великой Отечественной войны (танки Т-34, знаменитая "Катюша", орудия и самолеты военных лет), срублены многолетние чинары, клены и тополя''.

Несмотря на все это, Россотрудничество продолжает упорно говорить об особой роли президента Узбекистана Ислама Каримова в развитии российско-узбекских гуманитарных отношений.

Можно сказать, что рутинная, не приносящая быстрых дивидендов работа была заменена на внешне эффектные действия (уже упомянутая инновационная программа до 2020 года, развитие нанотенологий, разработка в СНГ суперкомпьютеров, крайне затратная программа открытия новых центров в Содружестве), дающие возможность показать бурную работу политическому руководству страны и оправдать существование малоэффективного Росострудничества.

Также приходится констатировать, что российские институты "мягкой силы" так и не появились. Невнятная позиция Россотрудничества не дает возможности консолидировать пророссийскую часть гражданского общества в странах СНГ. Многие организации соотечественников отказываются иметь какие-либо дела со структурами и должностными лицами ФА.

Взаимодействие к экспертным сообществом, академическими институтами, другими заинтересованными сторонами и выработка реально действующих документов заменено на подписание огромного количества формальных соглашений о сотрудничестве. Вопрос об их пользе остается открытым. Россотрудничество активно добивается увеличения бюджетных ассигнований на свои проекты. В первую очередь это касается гипотетической национальной программы содействия международному развитию (уже известный проект "Школьные завтраки в СНГ'' является частью этой программы). Речь идет о многих сотнях миллионов долларов в год. Встает вопрос: как ФА расходует имеющиеся в его распоряжении бюджетные деньги?

Отчет Счетной палаты России по результатам проверки отдельных загранпредставительств Россотрудничества дает достаточно тревожную картину: "Отмечаются серьезные нарушения установленного порядка организации бюджетного процесса, ведения бухгалтерского учета и предоставления бюджетной отчетности в части нарушения сроков утверждения и доведения сметных назначений на содержание представительств, допущения превышения расходования сметных назначений, искажения временного периода бухгалтерской и бюджетной отчетности и несоответствия ее установленным нормативным документам''.

"В загранучреждениях МИДа России и представительствах Россотрудничества отсутствует обобщенная информация о финансовой деятельности (выделение грантов и финансовой помощи) органов правительства Москвы, общественных объединений (таких, как Фонд Русский Мир, Международный совет российских соотечественников, Московский Дом Соотечественника), осуществляющих функции в отношении соотечественников в стране пребывания. В условиях отсутствия системности и скоординированности в работе с соотечественниками резко снижается эффективность при реализации принятых решений и проводимых мероприятий''.

Кроме того, деятельность ФА отличается крайней закрытостью. Россотрудничество стало одним из немногих органов федеральной исполнительной власти, не опубликовавшим декларацию о доходах руководства и сотрудников.

Ситуация на постсоветском пространстве сейчас отличается с одной стороны высокой степенью неопределенности, c другой серьезным динамизмом процессов. Говоря образно, свет от потухшей сверхзвезды СССР становится все слабее, в странах СНГ в активную жизнь (включая политическую) вступает поколение, сформировавшееся уже после распада Союза. На постсоветском пространстве все большую активность, прежде всего, экономическую, проявляет новый мощный игрок - Китай. В то же время с 1 июля 2010 года на пространстве бывшего СССР начал функционировать, пусть и с определенными сложностями, новый интеграционный проект - Таможенный союз ЕврАзЭС в составе России, Беларуси, Казахстана. Впервые после распада СССР появился наднациональный орган - комиссия ТС. На начало 2012 года намечено формирование Единого экономического пространства ЕврАзЭС. Как бы исполком СНГ ни пытался представить, что ЕврАзЭС не выступает конкурентом СНГ и они занимают разные ниши, факты говорят об обратном.

Происходит перенос интеграционной активности, прежде всего в экономической и инновационной сфере, в структуры ЕврАзЭс. Все это требует от России определения реальных приоритетов на постсоветском пространстве и выстраивания структуры исполнительных органов власти в соответствие с этими приоритетами. Возможно, продуктивной будет идея о создании органа исполнительной власти условно обозначенного как Министерство по делам постсоветского пространства. В зону деятельности данного министерства должны войти не только страны СНГ, но и Грузия, Абхазия, Южная Осетия, прибалтийские государства.

Данное министерство должно объединить функции Россотрудничества, МИД России, МЭР, Министерства науки и образования, связанные с постсоветским пространством. Как известно в период с 1994 по 2000 год в РФ существовал похожий орган исполнительной власти - Министерство по делам (сотрудничеству) СНГ. В 2000 году данное министерство было ликвидировано, его функции были разделены между МИД России и Министерством экономического развития и торговли.

Как представляется, такая реорганизация негативно сказалась на интересах России на постсоветском пространстве.