Латвийская экономика за два последних года потеряла почти четверть своей стоимости. То, что мы успешно выходим из кризиса, увы, только предвыборный пиар премьера Валдиса Домбровскиса. Одни цифры говорят сами за себя: на здравоохранение мы тратим 3,4% от ВВП, средний показатель в странах ЕС - 6,7%; на социальную помощь мы тратим 9,5% от ВВП, средний показатель в ЕС - 18,5%. На образование мы тратим около 4% от ВВП, а нужно в два раза больше. А тем временем экономика Латвии всё так же остаётся неэффективной. В ней слишком много дисбалансов и болевых точек. Перед вами восемь краеугольных камней латвийской экономики:

1. Импорт превышает экспорт.

На этом страна теряет огромные деньги. Необходимо, или увеличить экспорт, или снизить импорт. А для того, чтобы увеличить экспорт, необходима эффективная индустриализация страны. Более того, нам нужно производство с высокой добавочной стоимостью. В то время, когда нужно строить новые заводы, правительство ЛР и правящие партии об этом не думают. Конкретную программу возобновления производства - что сделать, кому, за какие средства, до какого срока - до сих пор в Латвии не удосужились разработать. Вернее, экономических концепций было не менее пяти, но ни одна из них не выполнена. Иными словами нам нужна своя Силиконовая долина. А производственная база, созданная в ЛССР, - разрушена. Новая база подобных масштабов в ЛР - не построена. Только на одном экспорте леса и торфа, или только с помощью туризма благосостояние страны построить нельзя! Логично, что экспортное производство даст рабочие места, и снизит уровень безработицы, составляющий почти 15% от экономически активного населения страны.

2. Банк Латвии продолжает настаивать на недопустимости снижения стоимости лата

Экспортеры же убеждены, что незыблемый лат продолжает разрушать экономику страны. В ЛР нет единого мнения, нужно ли девальвировать лат. Возможно, поезд ушел, и девальвацию нужно было провести раньше: импорт бы стал более дорогим, а товары местных производителей - подешевели. Население покупало бы продукцию местного производителя, оставляя в стране валюту. Это помогло бы в выплате международного займа. Но, как известно, своевременно на девальвацию лата правящие не пошли. На месте премьера нужно было собрать команду профессионалов, которая пришла бы к единственному верному решению.

3. Структура экономики Латвии ниже всякой критики

Не на вырубку и продажу лесов нужно делать акцент, а на развитие фармацевтики, высоких технологий. Именно это может дать самую высокую добавочную стоимость, а как следствие повышение зарплаты работникам. В прошлом году минэкономики ЛР определило пять приоритетных отраслей латвийского хозяйства: деревообработка, металлообработка, фармацевтика, транзит, туризм. Дальше этого они не пошли. А ведь под приоритетные отрасли необходимо подстраивать и систему образования, и научно-техническую базу, и всевозможную государственную поддержку. Именно в приоритетные отрасли необходимо привлекать госинвестиции и венчурный капитал. Это дает рабочие места, высокую зарплату, помогает решить проблему демографии, социальной помощи, образования, здравоохранения, культуры, спорта.

4. Раздутый госаппарат

Вероятно, это одна из серьёзных проблема неумелого распределения финансирования. Еще недавно на чиновничество в Латвии уходило около 20% от ВВП; в среднем в странах ЕС - 7 - 10%. Чиновников в Латвии в 1,8 раза больше, чем в Эстонии и Литве. В последние два года делались робкие попытки сокращения. Сделанного явно недостаточно. Маленькой экономике Латвии не нужен столь многочисленный чиновничий аппарат. Если количество министерств, и всех чиновников сократить в два раза, то ничего в государстве не ухудшится, но в госказне будет оставаться до 100 миллионов латов в год. Некоторые экономисты считают, что из 130 000 чиновников нужно оставить 30 000. Если бизнес в ЛР в последние два года сократился на 30%, то госаппарат - лишь на 5%.

5. По финансированию науки мы находимся в хвосте всей Европы

Правовой нигилизм царствует. Если нормативные документы требуют ежегодно выделять науке на 0,15% от ВВП больше, чем в предыдущем году, то правительство поступает с точностью до наоборот. В 2009 году на науку было выделено 21.975.015 латов, то в 2010 году - 16.532.657 латов. Нам как воздух необходимо производство с высокой добавочной стоимостью, но науку, способную придумать этот золотой товар, мы режем без ножа. Ученые худо-бедно выживают пока за счет Еврофондов, но и этот источник скоро иссякнет. Возьмем Институт оргсинтеза. Если бы государство вложило в него 15 миллионов латов, мог бы заработать 700 миллионов латов в год, но - увы. Эта ситуация показательна для всей латвийской науки. При всём стремлении походить на Европу или скандинавские страны, остаётся факт того, что в Швеции и Финляндии на науку выделяется почти в 20 раз больше финансов, чем в Латвии.

6. Без хорошего образования не может быть преуспевающего государства, а следовательно нельзя достигнуть благосостояния его жителей

Поскольку у образования Латвии по сей день нет четкого социального заказа, то нет должного заказа и у ВУЗов. Проблема же происходит из того, что нет четкого плана развития государства, ведь никто не знает, сколько через 5-10 лет стране понадобится инженеров, экономистов, и людей других профессий. Большое количество подготовленных в вузах Латвии юристов и экономистов едут собирать клубнику в Испании или работают подсобниками на стройках Ирландии и Англии. Кроме того страдает и качество самих учебных заведений. Среди 1500 лучших университетов Европы нет ни одного латвийского, хотя вузов и колледжей в Латвии - 61, в них обучаются около 112 тысяч студентов (18 вузов - государственные). Но проблема не только в ВУЗах, но и в среднем образовании. Статистика говорит о том, что своевременно не заканчивают основную школу 4,4% учащихся. Ни в ПТУ, ни в средней школе не продолжают учебу еще 4% детей. Не менее 3000 детей школьного возраста в школу не ходят вообще. По данным стратегической комиссии, для сохранения системы высшего образования через 5-8 лет нам будут нужны 25000 зарубежных студентов. Откуда их взять, если в госвузах обучать на русском языке запрещено? Процесс заказа на образование должны формировать государство и бизнес. Это должно не на словах, а на деле быть приоритетом государственной политики.

В образование следует инвестировать значительные финансовые средства в первую очередь. Например, Япония после Второй мировой войны максимально тратила деньги на образование всех уровней. Сегодня в Японии и уровень благосостояния, и продолжительность жизни, и инновационное производство, и современные технологии достигли столь высокого уровня, о котором жители Латвии не могут даже и мечтать.

7. Элементарная экономическая теория предписывает в кризис налоги понижать, но добиваться, чтобы их платили все

Мы же живем в налоговой системе дикого капитализма начала прошлого века. Во-первых, налоги высоки, а во-вторых, налоговая система Латвии не стимулирует уплату налогов и порождает теневую экономику, зарплаты в конвертах. По данным некоторых экономистов, на этом мы теряем около 3 миллиардов латов в год, теневая экономика достигает 50%. Одна из основных задач- это уменьшение налогов на рабочую силу, чтобы наша продукция была конкурентоспособной на внешних рынках. Без этого прироста экспорта добиться невозможно. Вторая задача - это постепенное снижение НДС и подоходного налога. Чтобы налоги платили все, надо хотя бы стремиться к этому. Если в год теневую экономику снизить только на 10%, это уже даст в госказну 300 миллионов латов. Если говорить о повышении налогов, то таких, как налог на роскошную недвижимость и эксклюзивные дорогие автомобили. Их значительно легче администрировать. 8. Инвестиции - это кровь экономики

Нужно наладить добрососедские, взаимовыгодные отношения с Россией и другими странами СНГ - это инвестиции, а с ними и рабочие места, и налоги. Кроме того это транзит, логистика, туризм, это строительство газохранилища в Добеле, а, возможно, и возврат транзита неочищенной нефти. Все это вместе даст Латвии не миллионы - миллиарды. Если власть предержащие не умеют или не хотят все это делать, их нужно менять, и как можно быстрее, пока не поздно. В нашем государстве не только кризис экономический, но и кризис доверия. Народ не доверяет всем: Латвийскому Парламенту, правительству, Банку Латвии... Поэтому старается не платить налоги, обменивать латы на евро и доллары, уезжать за рубеж. К сожалению, кризис доверия и экономический кризис взаимосвязаны.

Яков Плинер, депутат 9-го Сейма Латвии от ЗаПЧЕЛ