В России отказываются от прямых выборов глав городов. По данным Минрегионразвития РФ, должность сити-менеджера на данный момент введена примерно в трети российских муниципальных образований районного и городского уровней. Все больше распространяется этот опыт и на областные центры. Так, в ближайший единый день выборов, 10 октября, только в двух региональных столицах (Самаре и Махачкале) мэры будут избраны населением напрямую, а в семи (Ижевск, Казань, Калуга, Нижний Новгород, Оренбург, Тамбов, Чебоксары) депутатами городских советов будут избраны главы муниципальных образований и назначены сити-менеджеры. Руководитель Центра анализа международной политики ИГСО Михаил Нейжмаков видит две главных причины распространения института сити-менеджеров и они взаимосвязаны, сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости.

Первая, по словам эксперта, достройка "вертикали власти" до муниципального уровня: "Хотя сити-менеджер и не назначается губернатором, но на практике глава региона имеет большое влияние на его выбор. В конкурсную комиссию по назначению сити-менеджера входят представители губернатора, а часто они же ее возглавляют. Так, в сформированную недавно конкурсную комиссию, которая должна будет предложить кандидатуру сити-менеджера для Благовещенска (Амурская область), возглавила Марина Дедюшко - министр экономического развития Амурской области. В тех городах, где у власти находились опытные и влиятельные мэры, возможно назначение сити-менеджерами людей из команды главы города или компромиссных фигур. По подобному сценарию развитие событий может пойти, например, в Нижнем Новгороде. Но на практике даже здесь влияние губернаторов на процесс выбора сити-менеджера будет заметным. А это очень важно, учитывая, что именно сити-менеджер сосредотачивает в своих руках основные властные функции. Очень часто на эту должность и вовсе попадают люди из команд губернаторов".

Второй причиной Михаил Нейжмаков называет попытку губернаторов ослабить позиции глав крупных муниципальных образований, прежде всего - региональных центров. "Конфликт между губернатором и мэром областного центра (вариант - крупного города областного значения) - это политическая классика. На фоне назначаемых губернаторов мэр, напрямую избранный населением, обладал бы большей легитимностью. А введение института сити-менеджеров обычно сопровождается отменой прямых выборов глав муниципальных образований. Кроме того, с введением института сити-менеджеров все ключевые фигуры городской власти оказываются слабее, чем мэр, сосредоточивший в своих руках всю полноту власти. Чаще всего используется схема, при которой сити-менеджер соседствует с главой муниципального образования, избранным депутатами, то есть ни один из них не был на эту должность избран населением напрямую. Глава муниципального образования, к тому же, в этом случае несет только представительские функции, что несколько девальвирует значение этой должности, - говорит руководитель Центра ИГСО. - Вспомним, как, попав в список кандидатов в губернаторы Калининградской области, глава Калининграда Александр Ярошук смог услышать претензии в свой адрес, что его работа в прежнем качестве не предполагала особой самостоятельности, а значит и с губернаторской должностью ему будет справиться нелегко. Отметим, что Александр Ярошук на свою должность избран напрямую населением, но за хозяйственные вопросы в городе отвечал сити-менеджер".

Как отмечает Михаил Нейжмаков, последствия введения института сити-менеджеров очевидны. Он обращает внимание, что выбор лица, обладающего исполнительной властью в муниципалитете, уже не будет напрямую связан с волеизъявлением населения, а значение властей крупных городов, как независимого центра влияния в регионах, упадет. Как следствие из-за этого снизится вероятность конфликтов между региональными и городскими властями, но одновременно уменьшатся и лоббистские возможности последних, как более слабых игроков, а значит - финансовые возможности данных муниципальных образований. Муниципальный уровень, по мнению эксперта, конечно, не деполитизируется, но для многих ярких политиков потеряет привлекательность (недаром многие известные мэры после введения института сити-менеджеров ушли из муниципальной политики). "В то же время, политическая борьба в муниципалитетах может проходить не менее остро, но теперь ее основным проявлением станут не выборы, а борьба в горсоветах и на аппаратном уровне. Система с сити-менеджерами более нестабильна, чем с выборными мэрами, наделенными широкими полномочиями. Отсюда - заметное количество отставок среди сити-менеджеров, уточняет Нейжмаков. - Конечно, введение такой системы не дает оказаться на финансово-хозяйственных должностях некомпетентным в этой области политикам-популистам. Однако и в случае с назначением сити-менеджера влияние покровителей кандидата будет иметь не меньшее значение, чем его компетентность".

Отметим, что настоящий скандал по вопросу введения должности сити-менеджера разразился в Екатеринбурге. Жители города уже проверили ряд пикетов против отмены прямых выборов мэра. Как ранее сообщало ИА REGNUM Новости, на 17 сентября назначены публичные слушания. Для выступления на них записались около 500 человек. Участникам предстоит рассмотреть поправки в устав города и предложения главы города Аркадия Чернецкого по системе местной власти. Он предложил схему, по которой всенародно избираемый мэр возглавляет городскую думу и выполняет представительские функции, а городским хозяйством занимается назначаемый гордумой сити-менеджер.