В Таллине на кладбище "Сиселинна" митрополит Таллинский и всея Эстонии (Константинопольский Патриархат) Стефанус освятил реставрированный участок семейной усыпальницы бывшего столичного мэра Яана Поска. Поразило: почему обряд совершал не Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий, но другого - Московского Патриархата?!

Произошло это на следующий же день после завершения казавшегося вполне успешным визита в Эстонию председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополита Волоколамского Иллариона. Он находился в Эстонии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В Таллине обсуждались и два принципиальных для Московского Патриархата вопроса. Первый касается возвращения в собственность всех зданий храмов, другой недвижимости (и земли тоже) приходам Церкви, возглавляемой Митрополитом Корнилием. Сегодня (неслыханно!) почти все они сданы приходам в аренду... Эстонским государством. Второй - это восстановление в Эстонии одной юрисдикции, а именно - Московского Патриархата. Нынешнее "двоевластие" - результат компромисса. К нему пришли после того, как молодая Эстонская республика признала правопреемной, а, значит, и с правом на собственность, совсем другую православную структуру - Эстонскую Православную Церковь, но в подчинении Константинопольского Патриархата, как это было до июля 1940 года. Это - искусственное образование, созданное местными властями в начале 90-х годов прошлого века. То было откровенное вмешательство государства в церковные дела, то есть нарушение Конституции! Но еще раньше, бежавший во время последней войны в Швецию довоенный митрополит Таллинский и всея Эстонии Александр писал, что и первое решение приняли под сильным политическим давлением государственной власти.

Вероисповедание - сугубо личное дело

Яан Поска был еще и первым министром иностранных дел самопровозглашенной в феврале 1918 года Эстонской Республики, а также главой эстонской делегации на мирных переговорах с представителями большевистской России, в результате которых в 1920 году Россия признала независимость Эстонии. Однако в церемонии, приуроченной к циклу мероприятий, посвященных 145-летию со дня рождения Яана Поска, приняли активное участие в основном высшие чиновники Таллина во главе с нынешним мэром, председателем Центристской партии Эдгаром Сависааром. Присутствовали также потомки Яана Поска. На церемонии не были замечены высшие лица государства.

Это объясняется, и нетерпимым отношением партий правящей коалиции к центристам, находящимся в парламенте в оппозиции, и тем, что повышенное внимание к исторической личности Яана Поска давно оказывает столичная мэрия и лично Эдгар Сависаар. Он, и это не большой секрет, видит себя преемником легендарного предшественника и главного последователя эстонизации общественной жизни в условиях царского самодержавия. При этом Яан Поска боролся с немецким влиянием в органах местной власти. И уже после Первой Русской революции 1905 года в работе Ревельской (сегодня - Таллинской) городской Думы впервые стали использовать эстонский язык. Кстати, когда Яан Поска был крупным сановником, в Царской России (в том числе и городской голова в Ревеле) его звали Иваном Поска. И вероисповедания он был православного, что не было редкостью и в довоенной Эстонской республике. Например, первый президент ЭР Константин Пятс был православным, его брат - православным священником. И даже в то время, когда национализма было предостаточно, а лютеранство было официальной в государстве религией, православное вероисповедание не было ни критерием лояльности гражданина, ни предметом политических спекуляций. Увы, сегодня в Эстонии именно так и обстоят дела. Хотя известно, что в западном обществе неприлично интересоваться вероисповеданием человека - это глубоко личное дело.

К сожалению, церемония освящения семейной усыпальницы Яана Поска, оказалась недостаточно продуманной и дала повод усомниться в полном уважении приватности свободы совести в сегодняшней Эстонии.

"Московские" православные вне закона

Прежде, чем прояснить это тонкое обстоятельство, необходимо небольшое отступление в историю. Известно, сколь многострадальны последние 20 лет существования Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Помимо лишения права собственности на свою же недвижимость эта Церковь оставалась вне закона вплоть до вступления Эстонии 1 мая 2004 года в Евросоюз. Обращаясь в правительство с просьбами рассмотреть вопрос официальной регистрации своей Церкви, причем, по эстонским законам, нынешний Митрополит Корнилий получал ответы, рекомендовавшие решать проблему в суде. А эстонская Фемида также хладнокровно заявляла, что пока правительство не зарегистрирует эту Церковь, ее, как бы и не существует, не является юридическим лицом. И это притом, что прихожанами Митрополита Корнилия являются около 150 тысяч жителей (вторая конфессия в Эстонии после евангелическо-лютеранской), а ставленник Константинополя Митрополит Стефанус может и сегодня похвастаться лишь несколькими тысячами.

Надо признать, что все эти годы Центристская партия, безраздельно правящая в столице с 2002 года, пыталась облегчить тяжелую долю "московских" православных. Сегодня столичная мэрия помогает завершить строительство храма в микрорайоне Таллина - Ласнамяэ. По ее инициативе площадь, на которой завершается сооружение храма, названа в честь уроженца Эстонии - Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который много лет, как и его отец, служил в разных приходах, возглавлял Эстонскую епархию.

Формально решающую роль в регистрации Эстонской Православной Церкви (Московский Патриархат) сыграла Центристская партия, хотя надо также признать: то было одним из условий вступления Эстонии в Евросоюз. Показательно, что основные русофобские партии в связи с этим устроили правительственный кризис, в результате чего временно к власти были допущены и центристы. Их министр внутренних дел провел регистрацию православных, признающих Московский Патриархат. Националисты во главе с Мартом Лааром не захотели "марать свои руки" в этом, для них не богоугодном деле.

Православные Эстонии: "свои" и "чужие"

Итак, вопрос: почему "забыли" про Митрополита Корнилия и отдали предпочтение Митрополиту Стефанусу? Исходя из сказанного, ответ напрашивается сам. Центристы, тем более за полгода до парламентских выборов, вынуждены считаться с эстонской частью электората, отравленной за последние два десятилетия русофобией. Но также важна реакция их заклятых оппонентов - партии радикал-националистов IRL Марта Лаара и Реформистской партии Андруса Ансипа. Обе были четыре года назад главными вдохновителями расправы с "Бронзовым солдатом".

Вот и визит митрополита Иллариона эстонская политэлита восприняла настороженно, и осталось только ждать ее выпадов против центристов. Ведь и сегодня политики и СМИ не скрывают, что православные в Эстонии числятся в двух ипостасях: одни - "константинопольские" (в основном эстонцы) - свои, и "московские" (в основном русские) - чужие. Корни такого деления и в том, что еще недавно политики и журналисты называли Эстонскую Православную Церковь (Московский Патриархат) "оккупационной".

Так что выбор в пользу освящения семейной усыпальницы "константинопольским" Митрополитом Стефанусом, имеет политическую подоплеку. Но и этническую! Потому, что, если бы выбор пал на Митрополита Корнилия, то есть на представителя Московского Патриархата, это означало бы поддержку России и русских. Увы, такова в Эстонии логика ограниченного (с атавизмами язычества) мировосприятия, в том числе в области таких фундаментальных прав человека, как свобода совести. Увы, эстонское общество сильно отравлено идеологией моноэтнизма.

В цивилизованном обществе разум возобладал бы уже только потому, что пребывавший в Таллине митрополит Илларион в рамках своего визита побывал также на кладбище "Сиселинна", а еще точнее, в той его части, которое общепризнанно называется Александро-Невским. Здесь, почти по соседству с могилой Яана Поска, похоронены родители приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и потому митрополит Иларион в один из дней своего визита совершил заупокойную литию по приснопоминаемым протоиерею Михаилу и Елене Ридигерам.

Создавали православные, присвоили эстонцы

Есть и другие серьезные доводы в пользу того, что церемонию освящения семейной усыпальницы Яана Поска был вправе осуществить как раз митрополит Корнилий. В интернете, на портале таллинских кладбищ, написано, что кладбище "Сиселинна" образовано на базе трех кладбищ, которые вплотную примыкали друг к другу. Вот что сказано о них в официальной справке: "Это - основанное еще в 1775 году бывшее кладбище русских (и вовсе не только русских! - прим. автора) православных, известное в народе под названием "Александро-Невское кладбище". Далее, это - открытое эстонцами (наверное, корректно: лютеранами - прим. автора) в 1864 году кладбище "Вана-Каарли". И это - Воинское кладбище, появившееся чуть менее ста лет назад.

Самое большое из них - Александро-Невское кладбище, площадью 13 гектаров (суммарная площадь нового кладбища "Сиселинна" составляет 18 гектаров и принадлежит городу). Из справки можно вычитать также, что в 1856 году таллинские купцы Александр Ермаков и Иван Германов построили при входе на Александро-Невское кладбище небольшой храм Александра Невского, который был полностью разрушен во время налета советской авиации 9 марта 1944 года на Таллин. Зато при входе на кладбище сохранилось каменное здание, которое принадлежало местному приходу. Его, как и многую другую недвижимость по всей Эстонии, предприимчивый константинопольский митрополит Стефанус попросту продал.

Поэтому никак не понять, почему часть кладбища "Сиселинна", и сегодня называемое горожанами, а также и в справке самого кладбища (!) Александро-Невским, кем-то переименовано на "константинопольский" манер в Апостольско-Православный. Так указано и в карте-схеме, приложенной к кладбищенской справке, и в пригласительных карточках для участников церемонии освящения семейной усыпальницы Яана Поска. Это - инициатива властей, ибо принято считать, что лучше иметь православных под юрисдикцией ориентированного на Запад Константинопольского Патриархата, чем Московского. Вот так - тихой сапой и выдавливают в Эстонии из памяти все, что связано с Русской Православной Церковью на эстонской земле.

И, наконец, сам Яан Поска умер 7 марта 1920 года прихожанином Московского Патриархата. И только 7 июля 1923 года Константинопольский Патриарх Мелетий IV вручил в Константинополе Томос о принятии Православной Церкви Эстонии в юрисдикцию Константинопольского Патриархата как отдельного церковного автономного округа "Эстонская Православная Митрополия".

P.S. Возникшая на кладбище "Сиселинна" щепетильная коллизия ярко высветила всю справедливость поставленных в Таллине митрополитом Илларионом задач - надо вернуться к принятому в Православном мире каноническому принципу: "одна территория - одна юрисдикция", надо вернуть приходам Эстонской Православной Церкви (Московский Патриархат) их исконную собственность. Это станет условием продолжения начатого посланцем Московского Патриархата диалога, а также визита в будущем году в Эстонию Патриарха Московского и в