"Языковая удавка", наброшенная Сеймом Латвии на право жителей страны быть избранными в органы управления государством, проигнорирована как МИД РФ, так и его представителем на территории Латвии - послом Александром Вешняковым.

Латвийский парламент принял поправки к Закону о статусе депутатов дум городов республиканского значения и окружных дум, которые предусматривают возможность аннулирования депутатских полномочий тех думцев, которые не владеют государственным (латышским) языком. Фактически это означает еще одну дополнительную преграду для вхождения во власть представителей "нетитульной" части населения страны - особенно учитывая тот факт, что около 45 процентов латышей не владеют родным языком на том уровне, которого зачастую требуют инспекторы латвийской Комиссии по языку.

Казалось бы, подобные действия, идущие вразрез с целым рядом латвийских законов, должны вызвать хоть какую-нибудь реакцию у государственных институций страны, так пекущейся о правах своих соотечественников (хотя бы на словах). Но нет: посольство России в Латвии хранит гордое молчание, а МИД России, кажется, вообще не заметил очередного удара по статусу и возможностям латвийских русских.

Тому есть объективные - по мнению МИДовцев - причины. Не секрет, что последние годы МИД РФ активно продолжает проводить в отношениях с Латвией так называемый "прагматичный курс". По сути, этот "прагматичный курс" - не что иное, как попытка разменять права соотечественников на экономические преференции для узкого круга российских бизнесменов с сопутствующим закрыванием глаз на особо агрессивные антироссийские выпады правящей латышской политической элиты. Однако в жизнь он внедряется в настойчивым упорством, достойным куда лучшего применения.

Именно в контекст "прагматичных отношений" укладывается непонятное недельное молчание по поводу посещения министром сообщений (а на тот момент и.о.премьер-министра) Латвии Каспаром Герхардсом и министром обороны Латвии Имантсом Лиегисом слета легионеров "Ваффен СС": сопредседатель латвийско-российской межправительственной комиссии, Герхардс договорился едва ли не до признания легионеров "Ваффен СС" главной движущей силой ХХ века. Человек, которого собираются принимать в Кремле вместе с президентом Латвии Валдисом Затлерсом, открыто занимается героизацией нацистских пособников - а МИД РФ пытается состроить выражение лица из известной рекламы "иногда лучше жевать, чем говорить"...

Теперь таким же гробовым "незаинтересованным" молчанием встречается уже не отдельный проступок отдельного министра, а выпад всей латвийской политической машины в сторону российских соотечественников, могущих войти во власть и переменить отношение политической власти к русскоязычным жителям Латвии. Какие преференции обещаны за молчание на этот раз - льготы для отдельных российских бизнесменов на размещение своих капиталов в Латвии или нечто большее?

"Им не нужно, чтобы мы знали их язык. Им нужно, чтобы мы знали своё место", - так сформулировал политику нынешнего правящего большинства в Латвии оппозиционный политик, депутат Сейма Яков Плинер (ЗаПЧЕЛ).

"Прагматичную политику" МИД РФ можно уложить и в другую формулу: им не нужны соотечественники, им нужна разменная монета для достижения личной, а не государственной, выгоды. Не зря же большинство приверженцев "прагматичных отношений" вспоминают о своих соотечественниках не чаще чем раз в четыре года - перед выборами в России...

Сергей Малаховский, политолог (Латвия)